Оценка по конечным результатам
Сторонники данного подхода считают, что персонал организации является совокупным общественным работником, непосредственно воздействующим на производство, поэтому конечные результаты производства должны служить критериальными показателями эффективности трудовой деятельности:
- объем товарной продукции за конкретный период (год, квартал, месяц),
- объем реализованной продукции (выручка),
- прибыль организации (балансовая, валовая, чистая),
- затраты на 1 руб. продукции (себестоимость),
- уровень рентабельности (отношение прибыли к себестоимости),
- доход организации (валовой, чистый);
- качество продукции (процент продукции, сданной с первого предъявления) и др.
* Выручка от реализации продукции в зависимости от разных отраслей экономики и методов бухгалтерского учета имеет несколько идентичных показателей:
- Объем продаж продукции
- Объем товарной продукции
- Объем реализованной продукции
- Объем строительно-монтажных работ
- Реализованная продукция
- Объем товарооборота
- Объем грузоперевозок
- Объем реализованных услуг
В современной экономике выручка определяется как сумма денежных средств, полученных от реализации на рынке по сложившимся ценам продукции, товаров и услуг: В = (М + А + З + О + Н) + П [М - стоимость материалов, сырья, полуфабрикатов, энергии, руб.; А - амортизационные отчисления, руб.; З - заработная плата (основная, дополнительная, вознаграждения), руб.; О - обязательные отчисления от заработной платы (единый социальный налог плюс налог на доходы физических лиц), руб.; Н - накладные расходы (арендная плата, почтово-телеграфные, командировочные и др.), руб.; П - прибыль, руб.
* Доход - это вновь созданная добавленная стоимость в отчетном периоде. Доход включает все налоги и прибыль, которые распределяются из сферы материального производства в социальную сферу. Определяется как разница между выручкой и суммой материальных затрат и амортизационных отчислений: Д = В - (М + 3) = (З + О + Н + П)
* Затраты (себестоимость). Различают полные затраты, которые равны выручке (3 = В), и прямые затраты, которые равны себестоимости (З = С), а также термин «издержки», который идентичен затратам и себестоимости, без углубления в «тайны бухгалтерского учета». Удобен показатель затрат на 1 рубль продукции: ЗР = (С/В)*100. Если затраты приближаются к 100 коп./руб., то организация становится малорентабельной, а в случае превышения прямых затрат по сравнению с выручкой (С > В) - переходит в разряд убыточных.
* Прибыль - итог финансово-хозяйственной деятельности за определенный период. Различают прибыль плановую, балансовую, налогооблагаемую и чистую, остающуюся в распоряжении организации. Прибыль рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью: П = В-С или П = Ц–С [Ц - рыночная цена (стоимость) реализации продукции, работ и услуг, руб.] На этапе планирования прибыли важно прогнозировать рост прибыли выше плановой инфляции и планируемого роста остальных составляющих себестоимости.
* Качествопродукции (работ, труда, услуг) в рыночной экономике - 1 из важнейших конкурентных преимуществ организации наряду с ценой. Рассчитывается как отношение качественной продукции определенной категории к общему объему выпущенной (товарной, реализованной) продукции: К1 = Ок/Ов *100 или К2 = 1 – (Ок/Ов) [К1 - качество продукции, работ, услуг, %; К2 - качество продукции, работ, услуг, доли; Ок - объем реализации качественной продукции, нат. ед.; Ов - объем выпущенной продукции] В хозяйственной практике применяется метод расчета качества продукции (процент брака, %), как отношение бракованной продукции к общему объёму выпуска: Кбр = (Об/Ов) *100 [Об - объем бракованной продукции ОТК и полученных рекламаций от потребителей, нат. ед. ] Качество продукции можно условно разделить на три группы:
1) высокое качество, гарантирующее надежную и долговечную службу товара. Такой товар продается по высокой цене, но имеет ограниченный круг покупателей (богатый слой населения);
2) среднее (хорошее, стандартизированное) качество продукции, работ и услуг с надежным сроком службы. Этот товар покупается по средней рыночной цене представителями среднего (обеспеченного и зажиточного) слоя населения.
3) низкое качество товара и долговечность для массового потребителя (малообеспеченные и бедные). Это, прежде всего, потребительские товары из Турции, Китая, Египта и стран СНГ, продаваемые на промтоварных рынках по низким ценам.
Кроме перечисленных показателей, на конечные результаты производства оказывают влияние такие факторы производства:
- средства труда (структура основных производственных фондов, уровень механизации и автоматизации производства, коэффициент сменности работы оборудования, фондоотдача основных производственных фондов, норма амортизации оборудования и др.);
- предметы труда (стоимость покупных материалов, качество комплектующих деталей, запасы материалов на складах, оборачиваемость оборотных средств, удельный вес материальных затрат в стоимости продукции и др.);
- технология производства (уровень специализации и кооперации, уровень автоматизации и механизации, длительность производственного цикла, ритмичность производства, коэффициент сменности, надежность производства и др.).
Поэтому необходимо оценить долю воздействия трудовой деятельности персонала на конечные результаты производства или для упрощения расчетов считать, что фактор человеческих ресурсов является доминирующим.