Оптимизация загрузки управленческого персонала с применением ЭВМ

Загрузка управленческого персонала оптимизируется с целью сокращения потерь рабочего времени и перегрузок работников, повышения эффективности использования человеческих ресурсов аппарата управления. Основными этапами оптимизации загрузки являются: построение эпюры загрузки работника, структурного подразделения, аппарата управления в целом; проверка соответствия расчетного и нормативного значений равномерности; перераспределение функциональных обязанностей по уровням и во времени; разработка рекомендаций по улучшению загрузки персонала; внесение изменений в эпюры загрузки, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях. Исходными данными для проведения оптимизации являются:

• карты функциональных обязанностей;

• расчет показателей равномерности загрузки;

• календарь текущего года;

• расчетные значения загрузки;

• классификатор функций управления;

• нормативы затрат труда по задачам управления;

• календарные сроки решения задач управления;

Эпюра загрузки представляет собой графическую схему, отра­жающую динамику изменения потребности в трудовых ресурсах в течение года по аппарату управления, структурному подразделе­нию, конкретному работнику. Ординатой графика является требу­емое количество трудовых ресурсов, а абсциссой — календарные периоды времени. В результате расчета загрузки на ЭВМ определяется расчетное значение уровня равномерности загрузки, которое печатается в машинном документе. Расчетное значение загрузки необходимо сопоставить с нормативным. При выполнении условия неравномерности Rр < Rн (доли) за­грузка считается удовлетворительной. При невыполнении данного условия загрузка оптимизируется по критерию равномерного ис­пользования трудовых ресурсов.

Целевой функцией оптимизации загрузки является минимизация суммарных потерь рабочего времени и перегрузок работников в целом по аппарату управления организации.

1) Загрузки может оптимизироваться в целом по аппарату управ­ления. Тогда элементом технологического процесса, по которому перераспределяются трудовые ресурсы, будет выступать комплекс задач.

2) Если оптимизация загрузки осуществляется по структурному подразделению, то рационально пользоваться таким элементом, как задача управления.

3) В случае оптимизации загрузки отдельных работников основным элементом является функциональная обя­занность.

Улучшение равномерности за­грузки может быть достигнуто такими способами:

• Оптимизация во времени на основе перераспределения функ­циональных обязанностей в течение года путем изменения календарных сроков их выполнения в пределах резервов времени. Чем больше в подразделении решается задач с годовой и квар­тальной периодичностью, тем больше возможность их оптимизации по времени.

• Оптимизация по уровням управления путем перераспределения отдельных элементов процесса (комплексов задач, задач, функциональных обязанностей) между структурными под­разделениями и отдельными работниками, выполняющими взаи­мосвязанные функции управления. Например, при перераспреде­лении задач по вертикали между производственно-техническим от­делом структурной единицы (филиала) и производственным отделом организации; бухгалтериями структурной единицы и организации. По горизонтали возможно перераспределение функций между плановым и финансовым отделами предприятия, директором и заместителями директора организации. Перераспределение функцио­нальных обязанностей наиболее целесообразно в пределах одного отдела (службы) или между работниками, имеющими одинаковую профессию: механик, строитель, экономист, технолог и др.

• Автоматизация функциональных обязанностей, создающих значительные перегрузки РСС, с переносом их на ЭВМ. Применяется для подразделений и работников, которые трудятся со значительной перегрузкой и у которых практически нет потерь рабочего времени. Внедрение современных технических средств управления, и прежде всего персональных компьютеров, уменьшают трудоемкость управления. Поэтому при выборе за­дач 1-й очереди автоматизации важное значение должно прида­ваться анализу эпюр фактической загрузки структурных подразде­лений. В первую очередь должны автоматизироваться задачи, со­здающие перегрузки РСС.

Наши рекомендации