Оптимизация загрузки управленческого персонала с применением ЭВМ
Загрузка управленческого персонала оптимизируется с целью сокращения потерь рабочего времени и перегрузок работников, повышения эффективности использования человеческих ресурсов аппарата управления. Основными этапами оптимизации загрузки являются: построение эпюры загрузки работника, структурного подразделения, аппарата управления в целом; проверка соответствия расчетного и нормативного значений равномерности; перераспределение функциональных обязанностей по уровням и во времени; разработка рекомендаций по улучшению загрузки персонала; внесение изменений в эпюры загрузки, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях. Исходными данными для проведения оптимизации являются:
• карты функциональных обязанностей;
• расчет показателей равномерности загрузки;
• календарь текущего года;
• расчетные значения загрузки;
• классификатор функций управления;
• нормативы затрат труда по задачам управления;
• календарные сроки решения задач управления;
Эпюра загрузки представляет собой графическую схему, отражающую динамику изменения потребности в трудовых ресурсах в течение года по аппарату управления, структурному подразделению, конкретному работнику. Ординатой графика является требуемое количество трудовых ресурсов, а абсциссой — календарные периоды времени. В результате расчета загрузки на ЭВМ определяется расчетное значение уровня равномерности загрузки, которое печатается в машинном документе. Расчетное значение загрузки необходимо сопоставить с нормативным. При выполнении условия неравномерности Rр < Rн (доли) загрузка считается удовлетворительной. При невыполнении данного условия загрузка оптимизируется по критерию равномерного использования трудовых ресурсов.
Целевой функцией оптимизации загрузки является минимизация суммарных потерь рабочего времени и перегрузок работников в целом по аппарату управления организации.
1) Загрузки может оптимизироваться в целом по аппарату управления. Тогда элементом технологического процесса, по которому перераспределяются трудовые ресурсы, будет выступать комплекс задач.
2) Если оптимизация загрузки осуществляется по структурному подразделению, то рационально пользоваться таким элементом, как задача управления.
3) В случае оптимизации загрузки отдельных работников основным элементом является функциональная обязанность.
Улучшение равномерности загрузки может быть достигнуто такими способами:
• Оптимизация во времени на основе перераспределения функциональных обязанностей в течение года путем изменения календарных сроков их выполнения в пределах резервов времени. Чем больше в подразделении решается задач с годовой и квартальной периодичностью, тем больше возможность их оптимизации по времени.
• Оптимизация по уровням управления путем перераспределения отдельных элементов процесса (комплексов задач, задач, функциональных обязанностей) между структурными подразделениями и отдельными работниками, выполняющими взаимосвязанные функции управления. Например, при перераспределении задач по вертикали между производственно-техническим отделом структурной единицы (филиала) и производственным отделом организации; бухгалтериями структурной единицы и организации. По горизонтали возможно перераспределение функций между плановым и финансовым отделами предприятия, директором и заместителями директора организации. Перераспределение функциональных обязанностей наиболее целесообразно в пределах одного отдела (службы) или между работниками, имеющими одинаковую профессию: механик, строитель, экономист, технолог и др.
• Автоматизация функциональных обязанностей, создающих значительные перегрузки РСС, с переносом их на ЭВМ. Применяется для подразделений и работников, которые трудятся со значительной перегрузкой и у которых практически нет потерь рабочего времени. Внедрение современных технических средств управления, и прежде всего персональных компьютеров, уменьшают трудоемкость управления. Поэтому при выборе задач 1-й очереди автоматизации важное значение должно придаваться анализу эпюр фактической загрузки структурных подразделений. В первую очередь должны автоматизироваться задачи, создающие перегрузки РСС.