Лекция 20. безопасность технологических процессов в почтовой связи

Почтовая безопасность включает в себя комплекс принципов и инструкций, относящихся к обеспечению физической безопасности помещений, оборудования, средств и корреспонденции почтовых учреждений.

1 Общие требования безопасности при эксплуатации оборудования предприятий почтовой связи

Оборудование предприятий почтовой связи должно соответствовать ГОСТ 12.2.003—74, ОСТ 45.17—79, требованиям безопасности, изложенным в технической документации на конкретное оборудование.

К работе на оборудовании допускаются работники не моложе 18 лет, обученные безопасному ведению работ в соответствии с Положением о порядке обучения работников связи безопасным методам труда и знающие Инструкцию по эксплуатации оборудования.

На каждом рабочем месте оператора связи (сортировщика), работающего на оборудовании должна быть вывешена инструкция по безопасному ведению работ, утвержденная руководителем предприятия связи совместно с местным комитетом профсоюза.

Прежде чем приступить к работе на оборудовании, работник обязан застегнуть пуговицы спецодежды (манжет рукавов, бортов), волосы убрать под головной убор.

Перед началом работы на оборудовании работник обязан внешним осмотром проверить:

- наличие защитных ограждений движущихся частей оборудования, защитного заземления;

- отсутствие открытых токоведущих частей оборудования;

- исправность шнура, вилки, розетки;

- отсутствие посторонних предметов на оборудовании;

- отсутствие запрещающих плакатов на приводе включения оборудования.

Перед тем, как приступить к обработке почтовых отправлений, необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу, убедиться в исправности пусковых приборов, сигнализации, аварийных кнопок «стоп».

Во время работы на оборудовании работник обязан следить за прохождением почтовых отправлений, не допускать возникновения заторов. В случае образования заторов почтовых отправлении необходимо выключить оборудование и принять меры к ликвидации заторов (вызвать механика). При устранении заторов исключить возможность ошибочного включения оборудования.

При эксплуатации оборудования запрещается:

- допускать к работе на оборудовании персонал, необученный правилам техники безопасности и посторонних лиц;

- оставлять работающее оборудование без присмотра;

- переходить через оборудование (транспортеры) в неустановленном для перехода месте.

Требования безопасности при выемке корреспонденции из почтовых ящиков

Почтальоны и водители должны следовать для выемки корреспонденции из почтовых ящиков по заранее составленным маршрутам, утвержденным руководителем предприятия. Перед выездом на маршрут их необходимо проинструктировать об особенностях маршрута. Схемы маршрутов должны быть вывешены на предприятии связи. При направлении на выемку корреспонденции из почтовых ящиков по новому маршруту почтальоны и водители должны быть дополнительно проинструктированы.

Перед выездом на маршрут необходимо проверить исправность рамы сумки.

При следовании по маршруту, а также во время остановок для выемки корреспонденции из почтовых ящиков водители и почтальоны должны соблюдать правила дорожного движения.

Перед тем, как приступить к выемке корреспонденции из почтовых ящиков необходимо проверить прочность крепления ящиков к стене здания или специально оборудованной стойке. Вставлять в пазы и вынимать из пазов механического ящика раму сумки следует плавно, без рывков. Не допускается пользоваться сумкой с перекошенной рамой. В случае неисправности почтовых ящиков или их крепления, установки почтовых ящиков на деревьях, заборах, на опорах воздушных линий связи и электрификации, а также в случае дорожных происшествий и аварий, имевших место при выполнении работы на маршрутах, следует немедленно докладывать своему руководителю.

Требования безопасности при обработке письменной корреспонденции

Перед началом работы на машинах и механизмах по обработке письменной корреспонденции работник обязан застегнуть пуговицы спецодежды, завязать (застегнуть) манжеты рукавов, волосы убрать под головной убор.

Перед тем, как приступить к обработке письменной корреспонденции на машине необходимо внешним осмотром проверить:

- отсутствие скопления пыли, грязи;

- наличие защитных кожухов (ограждений) движущихся частей машины;

- наличие ограждений токоведущих частей;

- наличие заземления корпуса машины;

- исправность штепсельной розетки, шнура, вилки, отсутствие изломов проводов;

- исправность машины на холостом ходу.

Запрещается эксплуатировать неисправные машины и механизмы. В случае неисправности машины работник обязан сообщить об этом своему непосредственному руководителю и вызвать электромеханика.

При обработке письменной корреспонденции на машине запрещается при включенной машине загружать кассеты с письмами в механизм подачи, освобождать застрявшие письма, снимать и надевать календарные штемпели, регулировать сепарирующий узел, подталкивать руками корреспонденцию под подающие ролики, поправлять рукой письма и разбирать затор во время работы машины, прикасаться к любым движущимся элементам машины.

В случае образования заторов и остановки машины необходимо ее выключить. Запуск машины может быть осуществлен только после устранения заторов и восстановления работоспособности машины.

Штемпелевать корреспонденцию вручную разрешается только на специальной тумбе или столе, на которых должна быть положена резиновая прокладка.

При вскрытии и обвязке мешков с корреспонденцией шпагат следует разрезать специальным ножом или ножницами. При резке шпагата, направление движения ножа должно быть от себя. Не разрешается пользоваться бритвенными лезвиями, а также рвать шпагат руками. Во избежание ранения ножом мешок с корреспонденцией следует положить перевязью вверх, руки работника должны находиться ниже перевязи.

Требования безопасности при приеме и обработке посылок, писем с объявленной ценностью, бандеролей, страховых мешков, пачек с печатью

До начала приема посылок, ценных писем, бандеролей работник обязан проверить устойчивость весов, исправность злектросургучницы, электрошнура, электророзетки, электровилки. Весы для взвешивания посылок должны устанавливаться на устойчивых подставках или столах. Площадка весов должна находиться на одном уровне с крышкой стола.

Гири должны размещаться в специальном ящике, исключающем возможность скатывания гирь на пол. При взвешивании почтовых отправлений гири следует ставить, а не класть на весы. По окончании взвешивания гири должны быть убраны в ящик.

Электросургучница должна быть установлена на столе или тумбе с несгораемым теплоизолирующим покрытием таким образом, чтобы исключалась возможность ее опрокидывания или смещения. Электросургучница должна быть оборудована терморегулятором, обеспечивающим отключение ее от электросети при сильном нагреве сургуча. При эксплуатации злектросургучницы, не оборудованной терморегулятором, на рабочем месте должна быть предусмотрена вытяжная вентиляция.

В период эксплуатации злектросургучница должна быть заполнена сургучом не более чем до половины. Поверхность злектросургучницы должна быть очищена от сургуча. Злектросургучница должна быть закрыта крышкой. Не разрешается доводить сургуч до кипения. Накладывать сургуч на почтовые отправления следует деревянными или металлическими лопатками с теплоизоляционными ручками. Длина лопатки с ручкой должна быть 23—25 см.

При опечатывании сургучом ценных писем, бандеролей, страховых мешков, постпакетов упором должен служить рабочий стол или бирка. Запрещается подкладывать под опечатываемый предмет руку. Не разрешается пользоваться одной сургучницей одновременно двум или более работникам. Запрещается переносить сургучницу с расплавленным сургучом с одного места на другое.

При приеме и обработке посылок запрещается:

- брать посылку за перевязь;

- принимать для пересылки взрывчатые, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества, такие, как порох, патроны, спирт, бензин, керосин, спички, яды и кислоты;

- принимать посылки, упакованные в ящики с торчащими гвоздями или скрепленные металлической лентой, проволокой, а также посылки, масса и размер которых не соответствуют Почтовым правилам.

Кладовые для хранения посылок должны быть оборудованы стеллажами с глубиной полок не менее 60 см. Стеллажи не должны иметь острых углов и заусенцев. При укладке посылок на стеллажи следует укладывать более легкие посылки на верхние полки. Посылки не должны выступать за края полок. При укладке посылок в штабели вниз кладутся более устойчивые посылки (в жесткой упаковке). Высота штабеля не должна превышать 1,5 метра. Ширина прохода между штабелями должна быть не менее 0,6 метра. Запрещается вытаскивать нижние посылки из-под верхних со стеллажа или уложенных в штабель.

Требования безопасности при доставке почты

Руководители предприятий связи обязаны:

- постоянно проводить работу через местные организации по благоустройству доставочных участков, улучшению освещения улиц и нумерации домов;

- требовать от граждан, выноса почтового ящика в место, обеспечивающее безопасную доставку почты;

- решать самостоятельно вопрос о прекращении доставки почты в дома, где не созданы безопасные условия труда (отсутствует освещение, неудовлетворительное состояние лестничных маршей, тротуаров, дорог и др.) что может привести к случаям травматизма;

- обеспечивать почтальонов спецодеждой, спецобувью, средствами противоскольжения, сумками-тележками, карманными фонарями, свистками и следить за их использованием, обеспечивать ремонт спецодежды и спецобуви.

Обучение работников Правилам дорожного движения должны проводиться с привлечением сотрудников ГАИ и не реже 2 раз в год.

Для каждого доставочного участка должна составляться схема маршрута с указанием опасных мест переездов, переходов, которая должна быть утверждена руководителем доставочной службы и находиться на рабочем месте почтальона.

На каждом доставочном предприятии связи должен быть журнал состояния доставочных участков для записи нарушений, обнаруженных почтальонами при работе на доставочных участках: неисправные лестничные марши, лифты, плохо освещенные площадки, неисправные мосты, неудовлетворительное состояние пешеходных дорожек (неочищенных от снега, льда, непосыпанных песком) и т. д.

Руководители доставочных предприятий связи обязаны ежедневно проверять записи в журналах и по отмеченным нарушениям требований безопасности на доставочных участках принимать соответствующие меры; не реже 1 раза в квартал осуществлять контрольные проверки состояния доставочных участков.

В период неблагоприятных погодных условий проводить внеплановый инструктаж с работниками доставочной службы с отметкой в журнале. Перед выходом почтальонов в доставку в период гололеда напоминать о правилах работы в условиях повышенной опасности и проверять наличие у них обуви на противоскользящей подошве или обуви с противоскользящим устройством.

Руководители обязаны следить за тем, чтобы масса сумки с корреспонденцией и печатью для почтальонов не превышала 15 кг, а масса вложения сумки-тележки — 30 кг.

Масса сумки с корреспонденцией и печатью в течение 1/3 рабочего времени:

- для почтальонов-подростков мужского пола (от 16 до 18 лет) не должна превышать 15 кг;

- для почтальонов-подростков женского пола (от 16 до 18 лет) — 10 кг.

В остальное рабочее время масса сумки не должна превышать 4 кг.

Каждый почтальон обязан соблюдать маршрут своего доставочного участка, знать места опасных переходов, переездов, а также Правила дорожного движения.

При доставке почты в темное время суток почтальон должен иметь при себе карманный фонарь и свисток.

При движении по лестничному маршу почтальон должен держаться за перила. При пользовании лифтом следует заходить в кабину лифта без посторонних лиц.

При доставке почты непосредственно адресату на квартиру (пенсии, денежных переводов, ценных или заказных почтовых отправлении) почтальон должен соблюдать осторожность. При входе в квартиру необходимо следовать за адресатом. Не разрешается входить в квартиру впереди адресата (могут быть открытые подвалы, погреба и т. п.).

Почта в сельской местности должна доставляться по маршруту, разработанному и утвержденному руководителем предприятия связи.

При работе на доставочном участке запрещается:

- нарушать маршрут доставки;

- переходить улицу в неустановленных местах при наличии указателей для перехода;

- переходить дорогу перед приближающимся транспортом;

- переходить через реки, ручьи, овраги в местах, не установленных для перехода;

- использовать для доставки почты попутный транспорт, не предназначенный для перевозки людей (тракторы, прицепы, автомобили).

При использовании для доставки почты мопедов и велосипедов руководители доставочных предприятий связи обязаны перед выездом почтальонов в доставку проверять техническое состояние мопедов и велосипедов. Результаты проверки следует отражать в журнале эксплуатации транспортных средств. Запрещается эксплуатация неисправных транспортных средств. Мопеды и велосипеды должны быть оборудованы звуковым сигналом (звонком), иметь исправные тормоза, фонарь спереди и красный отражатель света сзади.

Движение по проезжей части на велосипедах (мопедах) разрешается только в один ряд и на расстоянии не более 1 метра от ее правого края. Кратковременный выезд за эти пределы с соблюдением осторожности допускается только для объезда препятствий с предварительной подачей сигнала «поворот налево».

При моторизованной доставке почты руководители предприятий связи обязаны разрабатывать инструкции по технике безопасности исходя из местных условий.

Шкафы опорных пунктов (абонентские шкафы) должны устанавливаться в местах, удобных и безопасных при их эксплуатации.

Движение автотранспорта к шкафам опорных пунктов (абонентским шкафам) должно осуществляться по маршруту, утвержденному руководителем предприятия связи. Маршруты движения автотранспорта должны быть вывешены в отделах (цехах) доставки почты на видном месте.

Почту следует укладывать в автомобиль таким образом, чтобы исключалась возможность ее падения или смещения и травмирования почтальонов.

Запрещается открывать дверцу автомобиля и выходить из него до полной его остановки.

Перед укладкой почты в шкафы опорных пунктов (абонентские шкафы) необходимо проверить состояние и надежность их крепления (установки). Запрещается укладывать почту в неисправные шкафы опорных пунктов (абонентские шкафы).

О всех неисправностях шкафов опорных пунктов (абонентских шкафов), о неудовлетворительном состоянии подъездных путей к опорным пунктам необходимо сообщать непосредственному руководителю предприятия связи.

Требования безопасности при перевозке и обмене почты с использованием автомобильного транспорта

Автотранспорт, используемый для перевозки почты, должен соответствовать техническим условиям завода-изготовителя. Конструкция фургона должна предотвращать попадание внутрь кузова отработавших газов, паров от аккумуляторных батарей и паров топлива из топливной системы.

В конструкции фургонов должна быть предусмотрена система вентиляции. Конструкция вентиляционных отверстий должна обеспечивать различную степень их перекрытия.

В конструкции фургонов должно быть предусмотрено внутреннее освещение. Плафоны должны иметь защитные ограждения.

Фургоны должны быть оборудованы открывающимися наружу или раздвижными дверями, расположенными сзади или с правой стороны (по ходу движения) кузова.

При обмене почты через люковые окна стационарных предприятий почтовой связи должны использоваться фургоны только с дверями, расположенными сзади кузова.

Двери кузова фургона должны иметь запорные устройства, не

допускающие самопроизвольного открывания их при движении автомобиля. Двери фургонов должны фиксироваться в открытом крайнем положении.

В автомобилях с кузовами-фургонами должна быть предусмотрена сигнализация из кузова в кабину водителя.

Автомобили, используемые для перевозки почты, должны быть снабжены огнетушителями и медицинской дорожной аптечкой.

Подъездные пути к люковым окнам обмена почты должны иметь твердое покрытие, поверхность должна быть горизонтальной, исключающей самопроизвольное движение автомобиля, не иметь выбоин, ям и содержаться в исправном состоянии, а в зимнее время должна быть очищена от снега, льда и посыпана песком.

У люковых окон обмена почты должны быть оборудованы упоры для колес автомобилей.

Для точной установки автомобилей у люковых окон обмена почты на стене здания с левой стороны от оси люкового окна (со стороны водителя) на расстоянии 1250 мм должна быть нанесена вертикальная полоса от уровня земли до навеса, шириной 0,05 ее длины. Ориентировочная полоса должна быть нанесена на покрытии подъездного пути.

В зоне движения автомобилей должны быть установлены знаки безопасности, дорожные знаки и дорожная разметка.

При движении автомобиля к люковому окну водитель обязан убедиться в отсутствии людей на пути движения. Работник по сопровождению почты должен находиться в кабине с водителем или в кузове (фургоне) автомобиля до полной его остановки.

Скорость движения автомобиля к люковому окну обмена почты не должна превышать 5 км/ч, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта.

Работник для обмена почты должен быть вызван после полной остановки автомобиля и после того, как сопровождающий почту откроет двери кузова и войдет в него.

Секцию транспортера можно выдвигать только после полной остановки автомобиля и получения сигнала о прибытии автомобиля для обмена почты.

После окончания обмена почты выдвижная секция транспортера должна быть возвращена в исходное положение.

Автомобиль должен отправляться в рейс только после того, как работник, сопровождающий почту, войдет в фургон (кабину) и даст разрешение водителю на отправку автомобиля.


Литература

1 Л.Г. Шокина. Охрана труда на предприятиях связи. – М.: Радио и связь. - 1983 г.

2 Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Нац.центр правовой информации РБ. – 1999 г.

3 Баклашов Н.Н., Короткова Н.А., Китаева Н.Ж., Шемарина А.А. Охрана труда на предприятиях связи. – М.: Радио и связь. – 1985 г.

4 Михнюк Т.Ф. Безопасность жизнедеятельности. – Мн.: дизайн ПРО. – 1988 г.

5 Лыньков Л.М., Соловьев В.В. Основные требования безопасности при обработке и доставке почтовых отправлений. – Мн.: ВКС - 1996

6 Михайловский А.С. Справочник по охране труда. – Мн. 1990 г.

7 Гончаров Н.Р. Охрана труда на предприятиях связи. – М., Связь – 1971 г.

8 Долин П.А. Справочник по технике безопасности. – М., Связь – 1982 г.

9 Долин П.А. Основы техники безопасности на электроустановках. – М., Энергоиздат. 1984 г.

10 Охрана труда/Под ред. Б.А.Князевского. – М., Высшая школа. 1982 г.

11 Система стандартов безопасности труда. Ч. 1,2 / М. Госстандарт СССР 1983 г.

12 Правила техники безопасности при работах на кабельных линиях связи и радиофикации. – М., Радио и связь. 1984 г.

13 Правила техники безопасности при сооружении и эксплуатации радиопредприятий. – М., Радио и связь. 1986 г.

14 Инструкция по санитарному содержанию предприятий связи. – М., Связь. 1979 г.

15 Правила техники безопасности при работе на телефонных и телеграфных станциях. – М., Радио и связь. 1984 г.

16 Правила техники безопасности при сооружении и эксплуатации радиорелейных линий связи. – М., Радио и связь. 1984 г.

17 Правила техники безопасности при устройстве и эксплуатации станций радиотрансляционных узлов. - М., Радио и связь. 1984 г.

18 Положение о расследовании и учёте несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания. – Мн., Тесей. 1999 г.

19 Трудовой кодекс РБ, Мн., УРАДЖАЙ 2001 г.

20 Секач И.С. Основы права по ОТ в РБ, Мн., Белбизнеспресс

1998 г.

21 Охрана труда в законодательных и иных нормативных правовых актах, в двух частях, Мн., ЦОТЖ, ТЕСЕЙ – 2003 г.

22 Бестпринт, В.Л. Богуш и др. Электромагнитные излучения. Методы и средства защиты. Мн., 2003 г.

23 Л.М. Лыньков и др. Безопасность эксплуатации источников электромагнитных полей, УП, Мн., ВГКС – 2002 г.

24 Л.М. Лыньков. Организационные и технологические методы и средства охранной и пожарной сигнализации, УП, Мн., ВГКС

25 С.И. Розанов. Общая экология. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар – 2003 г.

26 А.И. Голицын. Основы промышленной экологии, М. 2002 г.

27 Правила охраны труда на объектах почтовой связи Республики Беларусь, утверждены постановлением Министерством связи и информатизации Республики Беларусь от 17 октября 2006 г. № 29

28 А.А. Челноков Охрана труда: учебное пособие, Минск – Высшая школа, 2006.

Наши рекомендации