Лекция 2 Характеристика развития нефтегазовой отрасли
План лекции:
- Характеристика развития нефтегазовой отрасли
- Проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора Казахстана
- Структура нефтегазодобывающего сектора Казахстана
- Структура национальной экономики: сферы, комплексы, отрасли
1) Нефтегазовая отрасль Казахстана является наиболее крупной и динамично развивающейся промышленностью, где стабильно обеспечивается прирост добычи нефти и природного газа. В Казахстанском секторе Каспийского моря продолжается оценка открытых нефтегазовых месторождений со значительными запасами углеводородного сырья. Углеводородный потенциал Республики Казахстан по оценкам является достаточно значительным в общем объеме мировых запасов.
После уникального открытия месторождения Кашаган, последовали новые коммерческие обнаружения меньшего масштаба, но от этого не менее значимые. Это Каламкас-море, Юго-западный Кашаган, Актоты, Кайран. В результате, за очень короткий в историческом масштабе промежуток времени, доказанные извлекаемые запасы нефти Республики Казахстан увеличились почти в 2 раза. Эффективное осуществление широко-масштабных нефтегазовых операций, прежде всего в казахстанском секторе Каспийского моря, должно обеспечиваться опережающим формированием и развитием современной производственной и социальной инфраструктуры. Значительные углеводородные ресурсы Казахстана создают базу для инвестиций в производственную и социальную инфраструктуру.
По объемам добычи нефти Казахстан входит в число двадцати крупнейших мировых производителей. Добыча углеводородов оказывает влияние на экономику Казахстана по трем направлениям: создание отраслевой добавленной стоимости, воздействие на производство других секторов посредством межотраслевых связей и привлечение финансовых ресурсов. Нефтегазовая отрасль является одновременно потребителем и поставщиком продукции/услуг других смежных производств, напрямую оказывая влияние на экономику в целом.
Таблица 1. Список стран по добыче нефти на 2014 год, по данным ВР
Одним из направлений развития казахстанских предприятий и занятости местного населения в работе над проектами, инвестированными зарубежнымивкладчиками, является утверждение норм и методик расчета уровня казахстанского содержания в производимых товарах, услугах и выполняемых работах.Эти нормы прописаны в Законе «О недрах и недропользовании» и на практике контролируются наличием сертификата определенного образца, в которомдолжно быть указано процентное содержание в рассматриваемом товаре стоимости материалов местного происхождения и затрат на переработку,которая была осуществлена на территории Казахстана. Если такого сертификата нет, то казахстанское содержание будет приравнено к нулю.
Правительство Казахстана, планирует и в последующем совершенствовать законодательство в отношении нефтегазовой промышленности, геологоразведки и недропользования. Совершенствуя законодательную базу для достижения целей, поставленных правительством Республики Казахстан, по модернизации экономики государства и изменении общей её направленности. За счет использования существующих запасов природных богатств, поднять экономику неразвитых отраслей, обеспечив тем самым процветающее будущее для своей страны, независимое полностью от наличия нефтегазовых ресурсов. Большое значение для работы в этом направлении отводится диверсификации образования, науки, здравоохранения, позиций, которые на данный момент сохраняют стабильно низкий уровень развития.
Казахстан уже признан на мировом топливно-энергетическом рынке стратегическим партнером и перспективы в этой области предполагают большой потенциал и фронт работ, направленных на укрепление и улучшение существующих позиций. Казахстан всегда открыт для сотрудничества по внешнеэкономическим направлениям, привлечению инвестиций, особенно в нефтегазовую отрасль страны.
2) Большая часть казахстанских нефтяных месторождений, за исключением крупных проектов, уже прошли пик добычи, являются зрелыми с низким уровнем добычи. В этой связи будет проведен мониторинг месторождений для повышения нефтедобычи.Нынешние объемы производства в Казахстане не покрывают внутренние потребности страны высокооктановым видом ГСМ. Это предполагает их импорт, в основном из России. Для решения вопросов о снижении зависимости Правительством приняты меры по реконструкции и модернизации имеющихся трех НПЗ. Планируется, что по итогам модернизации, к концу 2018 года мы полностью обеспечим себя светлыми нефтепродуктами. Государство намерено простимулировать недропользователей, чтобы повысить эффективность извлечения нефти.
Ряд ведущих мировых нефтегазовых компаний уже проявили интерес к проекту "Евразия", который предусматривает применение инновационных геологических технологий по региональному исследованию недр Прикаспийской впадины. В ее недрах могут содержаться гигантские углеводородные ресурсы, оцененные в 60 млрд тонн нефти.
В сфере добычи нефти и газа.В целом объемы добычи нефти за годы независимости и в среднесрочной перспективе имеют тенденцию к увеличению. Однако, в долгосрочной перспективе, в частности, после 2030 года, прогноз объемов ее добычи выглядит уже не так радужно. На это неоднократно обращал внимание Глава государства, призывая инвесторов привлекать новейшие технологии с тем, чтобы увеличить коэффициент извлечения нефти.Следует отметить, что специальная временная комиссия рассматривала вопросы добычи нефти через призму ее поставок на внутренний рынок и, естественно, – себестоимости добываемого сырья.
В этом плане особую озабоченность вызывает то, что действующие контракты предусматривают поставку нефти на внутренний рынок в сумме чуть более 3 миллионов тонн в год, тогда как требуется 15 миллионов тонн, а в перспективе, с учетом модернизации наших НПЗ – 19,5 млн. тонн.
На сегодняшний день в Казахстане действуют 63 контракта на добычу нефти, 31 из которых не предусматривает обязательства по ее поставке на внутренний рынок. Из 68 контрактов на совмещенную разведку и добычу, 16 также не имеют таких обязательств. Но самое тревожное заключается в том, что, практически, все контракты, где оговорены квоты на внутренний рынок, распространяются на разработку месторождений, пик добычи на которых уже прошел и имеется устойчивая тенденция к ее снижению.Непрозрачным и, в то же время, недостаточно контролируемым государством является вопрос себестоимости добываемой нефти. Понятно, что это очень сложный вопрос. Он связан с возвратом вложенных инвестиций недропользователями, указанными в самих контрактах, стабильность которых гарантируется законом. Тем не менее решать эти проблемы необходимо.
Нефтегазовая отрасль – это основной источник дохода государства.
Это как колодец, из которого черпают воду. У нерадивого хозяина, который думает только о том, чтобы получить побольше воды и сразу, он вскоре забьется и будет заброшен. Рачительный же хозяин будет бережно заботиться о нем, вовремя чистить дно, менять срубы, закрывать от мусора. Тогда и колодец будет долго и благодарно служить ему и его потомкам.
Думаю необходимо и нам по – государственному, разобраться в нашем нефтегазовом хозяйстве.
В 2014 году завершена реализация 5-летней Программы по развитию минерально-сырьевого комплекса в РК на 2010-2014 годы, в рамках которой во всех регионах страны планомерно проводились региональные, геолого-съемочные, поисковые, поисково-оценочные и поисково-разведочные работы, в т.ч. и на участках, расположенных вблизи моногородов. Все три запланированных целевых индикатора по Программе достигнуты.
Многие проблемы нефтегазового сектора Казахстана имеют корни в геологической отрасли, которая сегодня, бесспорно, нуждается в развитии, для решении данной проблемы рекомендуется.
Во-первых, необходимо в корне изменить отношение к геологии вообще и геологоразведке – в частности. Временная специальная комиссия считает, что было бы полезным в перспективе рассмотреть вопрос создания самостоятельного государственного органа в сфере геологии и геологоразведки, неподведомственного отраслевым министерствам (возможно – совместно с органом по охране окружающей среды).Необходимо обеспечить строительство и содержание государственных камне- и кернохранилищ, помещений геологических фондов, отвечающих современным требованиям, оснащенных необходимыми лабораториями и специалистами.
В ближайшей и среднесрочной перспективе необходимо обеспечить реализацию Программы геологоразведочных работ в Республике Казахстан на 2015 -2019 гг. в полном объеме, а также внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов с тем, чтобы рассекретить геологическую информацию, предоставляемую недропользователям и отменить принцип платности этой информации.
Представляется целесообразным пересмотреть принцип платности геологической информации, предоставляемой недропользователям.
Необходимо добиваться усиления ответственности недропользователей за обеспечение прироста запасов углеводородного сырья из принципа "сколько добыл – столько и прирасти". Этот принцип успешно действовал в старое время. Наше современное законодательство о недрах и недропользовании также требует, чтобы недропользователь, осуществляющий добычу полезных ископаемых, одновременно занимался их разведкой.
Развитие нефтегазового комплекса напрямую зависит от применения наукоемких технологий и инноваций. Сегодня процесс формирования научно-исследовательской базы в отрасли все еще продолжается. Реализуется "Дорожная карта добывающего сектора", открыта геохимическая лаборатория, создаются научно-технологические полигоны.
Однако, в отраслевой науке есть серьезные проблемы: – несистемный характер исследований и оторванность науки от отрасли;
– отставание отечественной науки от мировых достижений;
– неэффективное использование финансовых средств;
– несовершенство механизмов коммерциализации;
– недостаток компетентных научных кадров.
По итогам 2014 года в Казахстане добыто 81,8 млн. тонн нефти и газоконденсата, что на 3,2% больше по сравнению с прошлым годом. Ниже приведена информация по основным предприятиям по добыче нефти и конденсата.
Таблица 2. Структура нефтедобывающих предприятии Казахстана
Структура национальной экономики: сферы, комплексы, отрасли
Если предприятие – это сложная система, то национальная экономика - наисложнейшая. Под структурой национальной экономикипонимается строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними. К числу основных условных структурных единиц национальной экономики относятся: сферы, комплексы, отрасли, предприятия.
Для того чтобы успешно управлять национальной экономикой ее условно расчленяют на сферы. При этом выделяют производственную, коммерческую, финансовую, управленческую сферы.
Сфера – это результат общего разделения труда, это определенная часть предприятий, функционирующая по каким-либо признакам.
Удельные веса перечисленных сфер в общенациональной экономике, где последняя принимается за 100%, представляет собой структуру национальной экономики.
Кроме сфер существует понятие комплексов. Комплексы строятся по признаку используемого сырья, готовой продукции или применяемых в производстве технологий. Это совокупность предприятий объединенных по одному из вышеперечисленных признаков.
Результатом дифференциации комплексов является отрасли. Отрасль- результат частного разделения труда. На практике выделяют 16 комплексных отраслей промышленности представляющих по существу крупные группы отраслей. Отрасль представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности, разрабатывающих или производящих продукцию (выполняющих работу и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение.
Отрасли, в свою очередь, состоят из отдельных предприятий. Предприятие - основное звено рыночной экономики и основополагающий элемент национальной экономики.
Нефтяная промышленность-отрасль экономики, занимающаяся добычей, переработкой, транспортировкой, складированием и продажей природного полезного ископаемого -- нефти и сопутствующих нефтепродуктов. К смежным отраслям промышленности относят геофизику, бурение, производство нефтегазового оборудования.
Предприятие представляет собой экономическую категорию, это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, использующий свои материальные и информационные ресурсы для производства полезных для общества благ.
Основные признаки предприятия:
1. Производственно-технологическое единство. Под этим следует понимать, что у предприятия существует единый план по всем его подразделениям, они заняты производством однопрофильной продукции и сообща используют имущество, закрепленное за предприятием уставом.
2. Организационно-управленческое единство, что означает согласованность управленческого процесса во времени во всех подразделениях предприятия и координацию всех сфер его деятельности.
3. Экономическое единство, что подразумевает единую цель деятельности, единый финансовый план, общие принципы стимулирования членов трудового коллектива и т.д.
Прибыль предприятия – главная цель функционирования и главный результат деятельности предприятия.
Предприятие может быть образовано в различных организационно-правовых формах, как физическое или же юридическое лицо.
Для предприятий различных организационно-правовых форм характерны свои особенности функционирования, они обладают определёнными достоинствами и недостатками.
Основные организационно-правовые формы коммерческих организаций в РК в форме юридического лица:
1. Хозяйственные товарищества (полные и коммандитные);
2. Хозяйственные общества (акционерные общества: открытые и закрытые; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления).
Помимо организационно-правовых форм существуют организационно-экономические формы. К наиболее распространенным относятся:
ü Концерны
ü Ассоциации
ü Консорциумы
ü Синдикаты
ü Картели
Финансово-промышленные группы (ФПГ) и т.д
Вопросы самопроверки:
1. Охарактеризуйте нефтегазовую промышленность Казахстана?
2.Назовите крупнейшме месторождения нефти в Казахстане
3. Какое место занимает Казахстан в списке нефтедобывающих стран?
4. Крупнейшие компаниий работающие в НГО.
5. Основные признаки предприятия?
[ОЛ 4,7,8,12,10]
[ДЛ 1,2,3,7,8,9]