Лекция 1 Характеристика развития экономики РК и его государственное регулирование

План лекции:

1. Характеристика развития экономики Казахстана

2. Индустриально-инновационная стратегия и реализация программы ФИИР Республики Казахстан

3. Роль послания Президента РК

4. Содержание и значение дисциплины «Экономика отрасли».

  1. «В начале девяностых годов прошлого столетия мы вместе сделали наш первый и самый важный выбор. Мы осуществили многовековую мечту наших предков. Мы провозгласили Независимость нашего государства. Мы создали совершенно новую страну» отметил глава государства в своем Послании народу Казахстана. В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпы экономического роста. По итогам 2013 года наша страна заняла 50 место в международном рейтинге национального благосостояния, опередив при этом все страны СНГ. С 1993 года объем ВВП Казахстана увеличился почти в 12 раз. 2015 году объем ВВП на душу населения составляет 12,5 тысячи долларов. Объем произведенной промышленной продукции в республике за 2014 год составил 18 531,8 млрд.тенге, что на 0,3% выше уровня 2013 года. Рост производства наблюдался в 11 регионах республики.Сегодня малый и средний бизнес –это почти 700 тысяч хозяйствующих субъектов. В них работают более 2,5 миллиона человек. Первая пятилетка индустриализации в Казахстане завершилась реализацией 770 из 1042 проектов на 3 трлн тенге частных инвестиций. В рамках новых проектов создано 75 тыс. постоянных рабочих мест. Казахстан вышел на первое место в мире по экспорту муки, занимает 7 место по экспорту пщеницы. Казахстан стал полноправным и уважаемым участником мировой экономики. За эти годы в нашу экономику привлечено около 162 миллиардов долларов иностранных инвестиций. Казахстан поступательно двигается в направлении облегчения процедур связанных с развитием бизнеса. Свидетельством благоприятного бизнес климата служит международный рейтинг Всемирного банка и Международной финансовой корпорации DoingBusiness, который позволяет объективно оценить законодательство, связанное с регулированием бизнеса и применяется в 185 странах. Согласно рейтинга в 2014 году общем рейтинге по легкости ведения бизнеса Казахстан занимает 50 место, по показателю защита инвесторов – 22 место, «Налогооблажение» - 18 место, «Регистрация предприятии» 30 место. Казахстан добился качественного прорыва в региональной интеграции. Создан Таможенный Союз, ЕАЭС в который наряду с Казахстаном входят Россия и Беларусь,Киргизия,Армения. Для нас открыт рынок с населением более 170 миллионов человек и суммарным ВВП трех стран в объеме 4,2 триллиона долларов. Прогресс развития экономики Казахстана заключается в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие. Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США. На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике. В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов. В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира. Можно констатировать, что в области реализации стратегическогоплана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере. 2. На современном этапе в развитых странах наблюдается переход к инновационной экономике, которая базируется на эффективной системе разработки и внедрения новых технологических реше­ний в различные сферы деятельности. Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее. Цифровые и нанотехнологии, робототехника, регенеративная медицина и многие другие достижения науки станут обыденной реальностью, трансформировав не только окружающую среду, но и самого человека. Мы должны быть активными участниками этих процессов. В целях поэтапного развития промышленной политики 1 августа 2014 года Указом Президента Республики Казахстан №874 была утверждена Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии «Казахстан-2050. Программа является логическим продолжением Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и учитывает опыт ее реализации. Программа является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании. Основной целью Программы является стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Во второй пятилетке индустриализации будут развиваться четыре основных сектора: первая группа – это сырьевые сектора, обеспечивающие макроэкономическую стабильность и финансовую базу роста. Вторая – это обрабатывающая промышленность, обеспечивающая качество роста. Третья – это инновационные сектора, которые дадут конкурентоспособность в будущем. Четвертая – это сектора, направленные на занятость людей. Среди наиболее значимых проектов по Атырауской области второй пятилетки ГПФИИР (2015-2019 годы) можно выделить: 1) строительство интегрированного газохимического комплекса ТОО «ОХК»; 2) реконструкция и модернизация Атырауского НПЗ; 3) Центр вагонного сервиса ТОО «ЦВС «Ескене». В дополнение к выделенным в 2014 году 200 млрд. тенге на поддержку обрабатывающей промышленности в 2015 году будет выделено 100 млрд. тенге со следующим распределением: - 50 млрд. тенге – на продолжение кредитования обрабатывающей промышленности в сфере МСБ (оператор Фонд «Даму»); - 50 млрд. тенге – на финансирование обрабатывающих проектов крупного бизнеса (оператор АО «БРК»). По предложению НПП поддержка будет диверсифицирована между действующими предприятиями и дальнейшим развитием экономики. Данная финансовая поддержка, с учетом оборачиваемости по прогнозу за 20 лет, позволит профинансировать проекты МСБ в целом на сумму 176,8 млрд. тенге. Прогнозное количество профинансированных предприятий за этот период должно составить более 800 компаний. За последние три года число активных субъектов бизнеса благодаря программе ФИИР возросло на 2,8 тысячи, в общей сложности превысив 34 тысячи. В регионе реализовано 42 проекта на общую сумму 1 триллион 600 миллиардов тенге. В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан по Карте индустриализации с учетом актуализации в 2014 году в области реализовано 34 инвестиционных проекта на общую сумму 1,4 трлн. тенге с созданием порядка 4,3 тыс. рабочих мест. Из них 2 проекта республиканской карты индустриализации на сумму порядка 1,3 трлн. тенге с созданием 1,2 тыс. рабочих мест: - Строительство газохимического комплекса ТОО «KPI»; - Реконструкция и модернизация Атырауского НПЗ. По региональной Карте индустриализации реализуются 32 инвестиционных проекта на общую сумму 83,4 млрд. тенге с созданием 3083 рабочих мест. По данным Комитета по инвестициям МИР РК, за истекшие 5 лет в их инфраструктуру было вложено в 4 раза больше, чем за предыдущие 9 лет – 148,3 млрд тенге. Это положительно сказалось на активности инвесторов: в проекты привлечено 338 млрд тенге, что в 7 раз больше, чем за предыдущие 9 лет. А объем производства вырос в 4,5 раза и составил 620 млрд тенге. В настоящее время в Казахстане функционируют 10 СЭЗ, в которых успешно работают 124 производства. Еще 74 проекта – на стадии реализации. Всего в СЭЗ открыты 8,3 тыс. рабочих мест. Из них 6,6 тыс. были созданы с 2010 года, оставшиеся 1,6 тыс. рабочих мест – в период с 2001 по 2009 год. 3. Современный этап в жизни человеческого общества характеризуется высокой степенью напряженности и неопределенности тенденций мирового развития: человечество переживает глубокий финансово – экономический кризис, выход из которого, как подчеркивают специалисты, еще только наметился, многие государства сотрясаются под ударами терроризма и экстремизма, переживают острые межэтнические и межконфессиональные конфликты. Наша страна представляет собой зону устойчивого неуклонного развития во многих сферах политической, экономической и социальной жизни, островок межэтнического и межконфессионального мира и согласия. Конституция РК предоставляет Президенту широкие полномочия и мощные рычаги воздействия на осуществление намечаемых путей и планов общественного развития. Поэтому публичные выступления Президента Н.А. Назарбаева вызывают широкий интерес всех слоев нашего общества, т.к. они всегда носят программный характер, дают взвешенную оценку реального состояния общества, содержат конкретные цели и задачи развития страны на ближайшую и отдельную перспективу. В ежегодных Посланиях Президента народу Казахстана подводится некоторый итог развития страны в предшествующий период, анализируется основные проблемы, возникающие перед страной в данный момент и намечаются пути их разрешения. Лидер нации Нурсултан Назарбаев 11 ноября 2014 года на политсовете партии «Нур Отан» обратился с Посланием народу Казахстана "Нурлы жол - Путь в будущее", в котором он обозначил ключевые моменты нового курса, новой экономической политики Казахстана. Как отмечают эксперты глава государства первым среди мировых лидеров продемонстрировал выдающиеся качества оперативно принимать решения стратегического характера при высоких темпах перемен. Актуальность масштабного Плана инфраструктурного развития, объявленного президентом, продиктована необходимостью адекватного реагирования на признаки нестабильности в мировом развитии. Послание Президента РК стало ответом Казахстана на глобальные вызовы. К ним прежде всего, относятся спад мировой экономики, падение цен на сырьевые ресурсы, и, как следствие, снижение поступлений в доходную часть бюджета. «Мы - часть мировой экономики, ближайшие годы станут большим испытанием. Этот рубеж смогут перейти только сильные и сплоченные страны. Я объявляю о новой экономической политике Казахстана «Нұрлы жол». Новая экономическая политика Казахстана имеет контрцикличный характер. Все средства от природных ресурсов мы откладывали в Национальный фонд. Сейчас этот фонд нам поможет пережить трудные времена. Дополнительное выделение 500 млрд тг из Нацфонда: 100 млрд - на льготное кредитование бизнеса; оздоровление банковского сектора - 250 млрд тг; на привлечение новых инвестиции - 80 млрд тг; выставка ЭКСПО-2017 - 40 млрд тг; на развитие транспортной инфраструктуры Астаны к ЭКСПО-2017 - 29 млрд тг. на новый терминал аэропорта Астаны. Развитие транспортной инфраструктуры Казахстана будет осуществляться по лучевому принципу - Нұрлы жол. По развитию индустриальной инфраструктуры надо закончить работу по формированию инфраструктуры специальных экономических зон. Развитие туристической инфраструктуры Казахстана создаст большое количество рабочих мест. Энергетическая инфраструктура - необходимо построить высоковольтные линии «Екибастуз-Семей-Усть-Каменогорск» и «Семей-Актогай-Талдыкорган-Алматы. Следует пересмотреть подходы к строительству арендного жилья - направить 180 млрд тг...», - отметил в своем выступлении Елбасы. Президент также заявил, что государство не свернет свои социальные обязательства, несмотря на то, что мировую экономику, по его словам, ждут «глобальные испытания». Он поручил Правительству обеспечить выполнение всех соцобязательств. 4. Связь «Экономики отрасли с другими науками». Поскольку промышленность состоит из множества отраслей, число которых непрерывно увеличивается, то особенности проявления экономических законов в отдельных отраслях и являются предметом изучения отраслевых экономик. Поскольку вопросы планирования и управления производством носят общий характер, присущий всему народному хозяйству страны в целом, методики и приемы планирования в отдельных отраслях тесно связаны с наукой об организации, планировании и организации народного хозяйства, а в более узком смысле с курсом “Организация и планирование промышленности”. Но если методологические основы планирования едины для всего народного хозяйства, то экономическое своеобразие промышленного производства и его отдельных отраслей требует экономических методов планирования, конкретизирующих конкретные методы планирования народного хозяйства. Экономика отрасли связана с рядом других наук - статистикой или техническими науками (технология и комплексная механизация процессов производства и др). Эта связь выражается в том, что каждый решаемый вопрос в технике или технической (технологической) науке должен рассматривать не только достигаемые данной технической возможностью показатели, но и экономическую целесообразность. Техника оказывает огромное влияние на все стороны экономики. Вместе с тем, новейшая техника может быть практически внедрена в производство лишь при обосновании ее экономической эффективности. Это касается не только техники самой по себе, но и технологии работ и т.д. В этом отношении особенно важны вопросы экономической оценки направлений развития производства, промышленности, планирования производства.   Вопросы для самопроверки: 1. Перечислите основные наиважнейшие государственные программы? 2. Назовите основные задачи Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан? 3. Какие три этапа определены в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан? 4. Назовите основные мероприятия Государственной программы индустриально-инновационного раз­вития Республики Казахстан (ГПИИР РК)? [ОЛ 4,7,8,12,10] [ДЛ 1,2,3,7,8,9]  




Наши рекомендации