Козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м.

Козловский В. А., Маркина Т. В., Макаров В. М.

Производственный и операционный менеджмент.Практикум. – СПб: «Специальная Литература», 1998. – 216 с.

ISBN 5-86457-037-0

Практикум по производственному / операционному менеджменту представляет сборник задач и вопросов для дискуссионных обсуждений, имею­щих целью научить пользователя современным методам принятия стратеги­ческих и тактических решений, обеспечивающих выбор пути повышения конкурентоспособности организации. В нем объединен американский и российский опыт решения задач производственного и операционного ме­неджмента.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум рассматривается как приложение к учебни­ку «Производственный и операционный менеджмент» авто­ров В.А. Козловского, Т.В. Маркиной и В.М. Макарова и структурно повторяет изложение материала, приведенного в этом учебнике, с выделением стратегических и тактических решений в П/ОМ. Но вместе с тем, он имеет и самостоя­тельное значение, поскольку во вводной части к каждой главе дается краткое ее содержание и необходимый для решения задач данной главы инструментарий.

Практикум содержит 12 глав, каждая глава состоит из четырех разделов, включающих:

1. Задачи с решениями.

2. Вопросы для дискуссии.

3. Задачи и ответы.

4. Дополнительные задачи и решения.

В задачах срешениями формулируются типовые задачи и рассматриваются методы их решения. Этот раздел высту­пает как образец того, как и какими методами надо решать задачи, следуя краткому изложению материала во введении соответствующей главы.

Вопросы для дискуссии рассматривают перечень про­блем, которые можно трактовать настолько широко, на­сколько этого требует складывающаяся конкретная эконо­мическая практика, в которой находятся обучающиеся. Та­кой подход к постановке дискуссионных вопросов дает возможность ведущему занятия обсуждать проблемы слю­бой необходимой степенью полноты в зависимости от его собственных знаний и вкусов.

Третий раздел следует за дискуссионными вопросами и закрепляет полученные в дискуссионных обсуждениях представления путем решения практических задач. Подо­бранные задачи в современных условиях реформирования экономики страны представляют широкое поле ситуаций, с решением которых постоянно сталкивается предприниматель – менеджер. Для каждой задачи приведены ответы либо приведены указания по ее решению. Кроме того, символом ПК указывается, что отмеченные им задачи могут решаться с помощью программ АВ:РОМ (разработка Temple Univer­sity), если они имеются у пользователя. Отсутствие про­грамм не вызывает трудностей в решении задач.

Дополнительные задачи, в которых также рассматри­ваются и их решения, как и в первом разделе, приведены в главах на случай, если возникнет необходимость более углубленного ознакомления с материалом той или иной главы. В основном этот раздел адресован для преподавателя, ведущего практические занятия по курсу «Производствен­ный и операционный менеджмент».

В практикуме обобщены достижения двух наук об уп­равлении производством – американской, известной под названием «Производственный / операционный менеджмент», и русской (советской) науки «Организация и планирование производства на предприятии». Такое объединение сделано с целью достижения требований международного стандарта, предъявляемых к обучению специалистов в области производственного менеджмента.

Часть первая

ВВЕДЕНИЕ

козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru

Глава 1

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ / ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Производство – одна из трех базовых функций любой органи­зации. Производственная / организационная функция создает то­вары и услуги. Большой прогресс в производственном / операци­онном менеджменте сделан в двадцатом столетии, но попытки совершенствования материального производства делались с нача­ла развития человечества. Производственный / операционный ме­неджмент является главной вехой в этом направлении.

Громадная роль совершенствования производительности свя­зана с настойчивостью, стремлением к обновлению и предприим­чивостью менеджеров, функционирующих в роли катализаторов производительности. Современное технологическое общество со­стоит из сложных организаций, которые стремятся использовать эффективный менеджмент. Через решение сложных задач менед­жеры могут совершенствовать производственность на своих пред­приятиях. Такое совершенствование производительности – обязанность профессиональных менеджеров, и профессиональные менеджеры – малая часть нашего общества, которая должна спо­собствовать этому совершенствованию. Сложность вопросов гро­мадна, но и выигрыш общества от решениях этих вопросов зна­чителен.

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ

Задача 1.1

Производительность может быть измерена различными путями, такими, как затраты труда, капитала, энергии, используемых материалов и т. д. В этой задаче производитель запеченных яблок, продаваемых в супермаркете, способен на имеющемся оборудова­нии производить 24 порции из одной меры яблок. Его текущие закупки составляют 100 мер яблок в день, и каждая мера требует трех часов на процесс переработки. Предприниматель полагает, что может купить у оптового торговца яблоки лучшего качества по той же цене. В этом случае производитель может увеличить выход до 26 порций из одной меры яблок. Его затраты труда будут возрастать на восемь часов в день.

Как отразится на производительности (количестве порций на час труда) решение предпринять закупки у оптового торговца?

Решение

Текущая производительность = (24 порции х 100 мер) / (100 мер х 3 ч) =

= 2400 / 300 = 8,0 порций / ч.

Производительность при оптовой закупке =(26 порций х 100 мер) /

/ [(100 мер х 3 часа) + 8 ч] = 2600 / 308 = 8,44 порции / ч.

Используя данные прошлого года как базу (т.е. 8.0), считаем, что прирост производительности составит 5,5 %: 8,44 / 8,0 = 1,055, или 5,5 % по отношению к прошлому году.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1. Определите понятие производственного / операционного менеджмента своими словами. Будет ли ваше определение подхо­дить как для производственных, так и для сервисных операций?

2. Определите потенциальный вклад информационных техно­логий в П / ОМ. Почему управленческая информация так важна в управлении производством?

3. Маркетинг, финансы /учет и производство/ операции явля­ются тремя важными функциями организаций. Подготовьте схему этих функций для:

а) большой газеты;

б) местной аптеки;

в) библиотеки университета;

г) приемной врача или стоматолога;

д) производителя ювелирных изделий.

4. Сделайте подобную схему для ряда других предприятий по вашему выбору, возможно, для организации, где вы работали.

5. В чем заключаются различия между производством и опе­рациями?

6. Определите три дисциплины, которые будут содействовать будущему развитию П / ОМ.

7. Можете ли вы идентифицировать операционные функции менеджера в прошлом и настоящем, привлекая организационные карты выполнения управленческих функций?

8. Каковы три классические функции фирмы?

9. Какие отделы, выполняющие П / ОМ – функции, могут бытьуказаны вами?

ЗАДАЧИ И ОТВЕТЫ

Задача 1.1

Двое частных производителей запекают яблоки для продажи в местном супермаркете. Они и трое их служащих тратят 50 часов в день, изготавливая 150 порций.

а) Какова их производительность?

б) После необходимого обучения возможно увеличить выход порций до 155 в день. Какова будет новая производительность?

в) Каков прирост производительности?

Ответ 1.1: а) 3.0 порции / ч;

б) 3.1 порции / ч;

в) процент изменения – 3.3 %.

Задача 1.2

Выберите компанию и определите, как изменение политичес­кой и экономической обстановки отражается на стратегических функциях П / ОМ (когда все другие факторы не изменяются). Например, обсудите, каково воздействие на стратегию П / ОМ следующих факторов:

а) значительное увеличение цен на нефть;

б) законодательство о качестве воды и воздуха;

в) малые перспективы для молодежи быть принятыми на рын­ке труда в 90-х годах;

г) инфляция; стабильные цены.

Глава 2

РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ П/ОМ

П / ОМ – главная функция, которая должна способствовать в успешном пути к конкурентоспособности организации. Организа­ции реалистично определяют свои слабые и сильные стороны. Затем они развивают эффективную миссию и стратегию, которые применимы для этих сильных и слабых сторон, и учитывают возможности и угрозы окружающей среды. Если это делается хорошо, организация может иметь конкурентное преимущество и высокий класс производства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1. Опишите работу приемной комиссии ввашем университете. Что является ее входом, обработкой и выходом?

2. Каковы сходства и различия в процессе преобразования для ресторана быстрого обслуживания и фирмы-производителя ком­пьютеров?

3. Определите десять стратегических и тактических решений операционного менеджмента.

4. Определите процессы, которые наблюдаются в гараже при ремонте автомобилей. Каковы проявления десяти производствен­ных и операционных решений П / ОМ в этом гараже? Как каждое из десяти решений выполняется?

5. Ответьте на вопрос 4 для ряда других предприятий по вашему выбору.

6. Базируясь на своих знаниях автомобильной индустрии, оп­ределите, как изменились П / ОМ-стратегии крупных мировых производителей автомобилей (например, «GM» или «Форд») за последние десять лет?

7. Определите понятия «миссия фирмы» и «стратегия», кото­рая поддерживает эту миссию.

Часть вторая

Глава 3

ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Эта глава на примерах рассматривает процесс принятия реше­ний, который операционные менеджеры используют в качестве помощи в достижении их организационных целей. Известно, что этот процесс включает в себя шесть шагов:

1. Определение проблемы.

2. Постановка целей.

3. Формирование модели.

4. Определение альтернативных решений.

5. Выбор лучшей альтернативы.

6. Осуществление решения.

Существует множество разновидностей моделей, которые бу­дут представлены в этом практикуме, – они включают модели схематические, алгебраические, прогнозирования, контроля каче­ства, теории принятия решений, очередей, имитационные, теории запасов и сетей. Одни из наиболее широко используемых моделей в операционных решениях – это модели теории принятия реше­ний. Деревья решений и таблицы решений особенно успешно применимы в принятии решений в условиях риска и неопределен­ности. Инвестиции в исследование и развитие, в предприятия и оборудование и в каждую новую стройку и новую структуру должны быть проанализированы с точки зрения теории решений. Проблемы в контроле запасов, агрегатном планировании, ремон­те, планировании и производственном контроле являются только малой частью других приложений теории принятия решений.

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ

Задача 3.1

Ежедневный спрос на ящики с напитком в продуктовом мага­зине может быть пять, шесть или семь ящиков. Покажем дерево решений, которое иллюстрирует альтернативы запасов пяти, шес­ти или семи ящиков.

Решение

Дерево решений показано на рис. 3.1.


козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru

Задача 3.2

Группа медиков собирается открыть частную медицинскую фирму. Если рынок будет благоприятным, они будут иметь при­быль $100000. Если рынок неблагоприятный, они понесут потери $40000. Они также могут осуществить маркетинговое исследова­ние, которое стоит $5000. Результаты исследования могут быть благоприятными или неблагоприятными.

Медики хотят построить дерево решений и отразить на нем свою денежную отдачу. Дерево решений показано на рис. 3.2.

козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru

Решение

В определении денежной отдачи для каждой ветви необходимо вычесть $5000 для тех ветвей дерева, где исследования проводи­лись, т. е. для шести ветвей.

Далее, когда отдача определена для каждого исхода, или ветви дерева решений, следующий шаг состоит в установлении веро­ятностей каждого состояния внешней среды (см. рис. 3.3). Такие вероятности должен определить менеджер, принимающий реше­ние на рынке. Тогда мы можем анализировать полностью дерево решений.

козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru

Из решения, отраженного на рис. 3.3, очевидно, что группа исследования рынка приглашается. Если исследование благопри­ятное, клиника должна быть построена, если нет, то клинику строить не будут. Решение с участием маркетинговой группы дает отдачу $36140, а без участия исследователей и при строительстве клиники приносит $30000. Тогда лучшее решение – проводить исследование и принимать решение на основе полученных реко­мендаций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1. Опишите каждый шаг процесса решения.

2. Почему операционные менеджеры строят модели? Что де­лает эти модели наиболее успешными?

3. Приведите пример хорошего решения, которое может по­влечь за собой плохой результат. Также приведите пример плохого решения, которое дало хороший результат. Почему каждое реше­ние было хорошим или плохим?

4. Что такое альтернатива? Что значит состояние природы?

5. Обсудите разницу между решениями, которые принима­ются в условиях определенности, риска и условиях неопределен­ности.

6. Опишите значение показателей EMV и EVPI. Приведите пример, в котором менеджеру может помочь EVPI.

7. Какая техника используется в принятии решений в услови­ях неопределенности? Какая техника используется для пессимис­тических решений?

ЗАДАЧИ И ОТВЕТЫ

Задача 3.1. ПК

Частный предприниматель имеет возможность установить у себя больше оборудования. Его альтернативы показаны в следую­щей таблице:

Оборудование Благоприятный рынок, $ Неблагоприятный рынок, –$
D1
J
TX

Этот предприниматель всегда был готов принимать очень оптимистичные решения.

а) К какому типу решений предприниматель обратится?

б) Какой критерий решения он будет использовать?

в) Каков лучший вариант?

Ответ 3.1: а) принятие решений в условиях неопреде­ленности;

б) maximax – критерий;

в) D1.

Задача 3.2. ПК

Женщина – предприниматель собирается открывать ресторан недалеко от университетского городка. По одному плану проект включает бар с продажей пива, другой план не включает бар. В том и другом случае ее шансы на успех будут .6 (и на провал .4). Ежегодный доход, включая бар, равен $325000. Без бара доход составит только $250000. Провал при наличии бара был бы оценен $70000, а без бара – $20000. Выберите вариант для предпринимателя, используя показатель денежной отдачи как крите­рий решения. Должен ли бизнес-план включать бар?

Ответ 3.2. включая бар, ЕМV = $167000.

Задача 3.3

Предприятие является малым поставщиком химикатов и обо­рудования, используемых в фотографии. Один товар, поставляе­мый им, – это ВС-6. Менеджер обычно имеет запас 11, 12 или 13 ящиков ВС-6 на каждую неделю. За каждый проданный ящик полученная прибыль равна $35. Так как ВС-6 является реактивом с коротким сроком годности, то в случае непродажи его к концу недели менеджер должен его уничтожить. Он теряет $56 в каждом случае, когда что-то не продал в конце недели. Вероятность продажи 11 ящиков – .45, 12 ящиков – .35, и вероятность продажи 13 ящиков – .2.

а) Что вы рекомендуете менеджеру делать?

б) Если возможно добавить в ВС-6 ингредиенты, его стабилизирующие, как изменятся ваши рекомендации относительно запа­са ВС-6?

Ответ 3.3: а) запас 11 ящиков;

б) запас 13 ящиков.

Задача 3.4. ПК

Малый производитель ряда продуктов из сыра определяет, сколько ящиков сыра производить каждый месяц. Вероятность, что спрос будет 6 ящиков, равна .1, семь – .3 и восемь – .5, де­вять – .1. Затраты на каждый ящик – $45, а цена – $95. В слу­чае непродажи ящика к концу месяца он списывается как испор­ченный. Сколько ящиков сыра должно производиться каждый месяц?

Ответ 3.4: 8 ящиков.

Задача 3.5

Главный инженер предприятия решает, строить или не строить новую производственную линию, использующую высокую техно­логию. Если новое оборудование заработает, компания будет по­лучать прибыль $200000. Если не заработает, то компания полу­чит убыток $150000. Главный инженер считает, что шансы на неуспех нового процесса – 60 %.

Другое решение – проводить дополнительное исследование и тогда решать, пускать или не пускать новую линию. Такое иссле­дование требует затрат $10000. Главный инженер считает, что шанс 50 : 50, что исследование даст благоприятный результат. Если оно успешно, то вероятность того, что оборудование будет работать, – 90 %. Если нет, то только 20 % составляют шанс, что оборудование будет работать. Перед лицом главного инженера – дилемма. Должен ли он проводить исследование и затем прини­мать решение? Помогите ему проанализировать эту проблему теории решений.

Ответ 3.5:проводить исследование; если оно успеш­но, пускать оборудование, если нет – то не пускать; EMV = $72500.

Задача 3.6

Президент компании решает, строить или нет промышленноепредприятие. Его решения сведены в следующую таблицу:

Варианты Благоприятный рынок, $ Неблагоприятный рынок, –$
Строить большой завод
Строить малый завод
«Ничего не делать»
Вероятность .4 .6

а) Постройте дерево решений.

б) Определите лучшую стратегию, используя критерий EMV.

в) Какое значение имеет стоимость совершенной информа­ции (EVPI)?

Ответ 3.6: б) малый завод с EMV = $26000; в) EVPI = $134000.


Задача 3.7

Промышленное предприятие получает выключатели от двух поставщиков. Качество выключателей от этих поставщиков пока­зано ниже.

Процент дефектов Вероятность для поставщика А Вероятность для поставщика В
.70 .30
.20 .40
.10 .30

Объем поставки 10000 выключателей. Неисправный выключа­тель может быть отремонтирован за $0.50. Хотя качество у постав­щика В ниже, но он просит за 10000 выключателей на $37 меньше, чем поставщик А.

а) Нарисуйте дерево решений.

б) Какой поставщик будет использоваться?

Ответ 3.7: б) поставщик А.

Задача 3.8

Используя данные задачи 3.7, определите изменение цены для поставщика В, чтобы уравнять его с другим поставщиком.

Ответ 3.8: $60.

Задача 3.9. ПК

Женщина – владелица бензоколонки думает о том, каков дол­жен быть размер ее станции. После полного анализа маркетинго­вых факторов, относившихся к производству бензина и спросу на него, она разработала следующую таблицу:

Размер станции Хороший рынок, $ Средний рынок, $ Плохой рынок, –$
Маленькая
Средняя
Большая
Очень большая

а) Разработайте дерево решений для этой таблицы.

б) Каково maximax-решение?

в) Каково maximin-решение?

г) Каково равновероятное решение?

Ответ 3.9: б) большой размер;

в) маленький размер;

г) большой размер.

Задача 3.10

Используя данные задачи 3.9, разработайте дерево решений и определите лучшее решение, базирующееся на критерии наивыс­шей денежной отдачи. Принимайте каждый выход равноверо­ятным.

Задача 3.11

Предприниматель собирается открыть велосипедный магазин. Он может открыть маленький магазин, большой магазин или ничего не открывать. Возможна пятилетняя аренда здания под магазин, и предприниматель хочет сделать корректное решение. Он также собирается пригласить своего профессора по курсу маркетинга для маркетингового исследования, которое покажет состояние рынка для его сервиса. Из исследования видно, будут ли результаты сервиса благоприятными или неблагоприятными. Постройте дерево решений для предпринимателя.

Задача 3.12

Предприниматель в задаче 3.11 сделал такой анализ решения о своем магазине велосипедов. Если он открывает большой магазин, то будет зарабатывать $60000, если рынок благоприятный, но будет нести потери $40000, если рынок неблагоприятный. Ма­ленький магазин будет приносить $30000 прибыли при благо­приятном рынке и $10000 потерь, если рынок неблагоприятный. В настоящее время предприниматель считает, что существует шанс 50 : 50, что рынок будет благоприятным. Его профессор по маркетингу назначил цену $5000 за маркетинговое исследование. Он оценил, что существует вероятность .6 того, что исследование рынка будет успешным. Вероятность .9 определяет благоприят­ный рынок при успешном результате исследования. Кроме того, только .12 составляет вероятность благоприятного рынка, если результаты исследования рынка неблагоприятные. Постройте де­рево решений задачи 3.12, которое поможет предпринимателю решить, что ему делать.

Ответ 3.12:делать исследование и открывать большой магазин, если результат будет благоприят­ным, если нет, то ничего не открывать.

Задача 3.13

Предприниматель не знает, что ему делать: он может открыть большой отдел проката видеокассет или маленький отдел в своем магазине; он может также собирать информацию, результаты будут показывать благоприятный или неблагоприятный рынок, но это будет стоить ему $3000 за информацию. Предприниматель считает, что имеется шанс 50 : 50, что информация будет благо­приятной. Если рынок проката благоприятный, предприниматель будет получать доход $15000 в большой отделе или $5000 в маленьком. При неблагоприятном рынке проката видеокассет убыток составит $20000 при большом отделе и $10000 при ма­леньком отделе. Благоприятный отчет при изучении рынка повы­шает вероятность существования благоприятного рынка до .9. Кроме того, неблагоприятный рыночный отчет понижает вероят­ность благоприятного рынка проката до .4. Что вы посоветуете делать предпринимателю?

Ответ 3.13:не собирать информацию и открыть боль­шой отдел – $4500.


Задача 3.14

Известно, что отдел исследований и развития маленькой пар­фюмерной компании проводит исследования по средству, улуч­шающему рост волос. Президент компании должен дать рекомен­дации инвесторам. Он имеет три возможности. Первая: продать новшество большой медицинской компании – это принесет $10 миллионов; вторая: начать экспериментальное лабораторное ис­следование и затем принимать решение; третье: провести финан­сирование агрессивной маркетинговой программы в надежде, что тестирование нового средства будет идти хорошо. Реальная цель этих трех решений – двигаться так быстро, чтобы конкуренты имели минимальный шанс их настигнуть. Программа экспери­ментального лабораторного исследования будет стоить $5 милли­онов и имеется шанс 50 : 50, что будут получены благоприят­ные результаты. При неблагоприятных результатах тестирования с шансом 1 : 10 доход составит только $1 миллион.

С другой стороны, если благоприятная формула косметическо­го средства будет найдена, будут получены $20 миллионов. Но так как компания маленькая, с ограниченными ресурсами и ры­ночными возможностями, даже с благоприятными результатами лабораторного исследования успех товара на рынке составляет только 40 %. При благоприятном результате лабораторного иссле­дования затраты будут включать не только $5 миллионов на тестирования, но также и $3 миллиона на маркетинг.

При третьей возможности компания проводит агрессивную маркетинговую стратегию. Президент компании считает, что су­ществует только один шанс к пяти, что это надо делать. Однако выигрыш при успехе агрессивного маркетинга $100 миллионов (эта цифра в пять раз больше, чем $20 миллионов, отражающих передачу рынка потенциальному конкуренту путем заключения с ним соглашения). В третьем случае маркетинговые затраты равны $3 миллиона и тестирование будет стоить $5 миллионов.

Постройте дерево решений и выберите лучшее.

Задача 3.1. ДОП

Фирма собирается ввести новую производственную линию. При ее вводе необходимо решить, делать капитальную рекон­струкцию или текущую реконструкцию существующего завода. Рынок для товара, производимого на новой линии, может быть благоприятным и неблагоприятным. У фирмы существует еще решение ничего не делать. Дерево решений для этой ситуации:


козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru

При построении дерева решений мы должны быть уверены, что все варианты и состояния природы имеют свои правильные и логичные места и что мы включили все возможные альтернативы и состояния природы.

Задача 3.2.ДОП

Следующая таблица решений развивает предыдущую задачу.

Таблица решений с условными значениями

Состояния природы
Альтернативы Благоприятный рынок, $ Неблагоприятный рынок, –$
Капитальная реконструкция
Текущая реконструкция
Ничего не делать

При благоприятном рынке капитальная реконструкция будет приносить чистую прибыль $100000. Если рынок неблагоприят­ный, то чистые потери составят $90000. Текущая реконструкция даст результат в $40000 чистой прибыли, но чистые потери $20000, если рынок окажется неблагоприятным.

Задача 3.3.ДОП

Дадим решение задачи 3.2.ДОП, определив maximax-й, maximin-й и равновероятный критерий.

Состояния природы
Альтернативы Благоприятный рынок, $ Неблаго-приятный рынок, –$ Максимум в ряду, $ Минимум в ряду, –$ Среднее в ряду
Капитальная реконструкция
Текущая реконструкция
Ничего не делать
      Maximax Maximin Равнове­роятный

1. Maximax-e значение дает капитальная реконструкция. Это есть максимум от максимальных значений в каждом ряду или в каждой альтернативе.

2. Maximin-e значение дает вариант «ничего не делать». Это максимум от минимальных значений в каждом ряду или в каждой альтернативе.

3. Равновероятный критерий соответствует текущей рекон­струкции. Это максимум средних значений в каждом варианте. Решение показывает, что все исходы для некоторой альтернативы равновероятны.

Задача 3.4.ДОП

Менеджер П/ОМ определил вероятность благоприятного рын­ка для задачи 3.2.ДОП такою же, как и неблагоприятного рынка. Таким образом, каждое состояние природы имеет шанс .5. Теперь мы можем определить EMV для каждого варианта.

1. EMV (капитальная реконструкция) =

= (.5) ($100000) + (.5) (– $90000) = $5000.

2. EMV (текущая реконструкция) =

= (.5) ($40000) + (.5)( –$20000) = $10000.

3. EMV («ничего не делать») = (.5) ($0) + (.5) ($0) = $0.

Максимум EMV соответствует второму варианту. Тогда со­гласно критерию EMV мы должны провести текущую рекон­струкцию.

Задача 3.5.ДОП

П/ОМ-менеджер должен теперь рассчитать, сколько он дол­жен заплатить за информацию о состоянии природы, определив стоимость EVPI. Он следует двустадийному процессу расчета (первое – определение стоимости совершенной информации, вто­рое – расчет EVPI). Этот процесс показан ниже.

1. Лучшая отдача для состояния природы «благоприятный рынок» и варианта «капитальная реконструкция» равна прибыли в $100000. Лучшая отдача для состояния природы «неблагоприят­ный рынок» и варианта «ничего не делать» равна $0. Определим стоимость совершенной информации:

($100000) (.5) + ($0) (.5) = $50000.

Таким образом, если иметь информацию, мы сможем опреде­лить в среднем отдачу в $50000, если бы решение принималось множество раз.

2. Максимум EMV, равный $10000, определяет отдачу с теку­щей информацией.

EVPI = Стоимость совершенной информации – Максимум EMV =

= $50000 – $10000 = $40000.

Тогда, большее, что должны были бы мы заплатить за инфор­мацию, составляет $40000. Это, конечно, справедливо на базе предположения, что каждое состояние природы имеет вероят­ность .5.


Задача 3.6.ДОП

Законченное и рассчитанное дерево решений для задачи 3.4.ДОП представлено ниже.

козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru

EMV1 = $5000 = (.5) ($100000) + (.5) ( –$90000).

EMV2 = $10000 = (.5) ($40000) + (.5) (–$20000).

Задача 3.7.ДОП

Прежде чем принять конечное решение, фирма собирает­ся провести маркетинговое исследование стоимостью $5000. Ре­зультаты исследования показаны в таблице в следующих ко­лонках.

Маркетинговое исследование состояний природы

Текущее состояние природы
Результаты исследования Благоприятный рынок (FM) Неблагоприятный рынок (UM)
Позитивные .8 .4
Негативные .2 .6

Вероятности:

Р(позитивные результаты FM)

Р(позитивные результатыUM)

Без проведения маркетингового исследования вероятность бла­гоприятного состояния рынка равна вероятности неблагоприят­ного рынка.

Дерево решений для проблемы 3.7ДОП показано ниже. Корот­кие параллельные линии отмечают те ветви, которые менее при­быльны, чем другие, и могут быть отсечены.

козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru

Глава 4

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Прогнозы являются важной частью функций операционных менеджеров. Прогнозы спроса отражаются на производстве, мощ­ности и системе планирования в фирме и влияют на финансы, маркетинг и функции планирования персонала.

В этой главе мы на практике рассмотрим различные количест­венные методы прогноза. Существуют также качественные мето­ды, использующие суждение, опыт, интуицию и ряд других фак­торов, которые трудно рассчитать. Количественное прогнозирова­ние использует ретроспективные данные и причинные связи для проектирования будущего спроса. В главе обобщены задачи и методы, упоминаемые в различных областях, включая время, сложность, необходимость использования компьютера, затраты, входные данные и точность.

Не все методы прогнозирования, которые вы можете уви­деть на практике, и задачи, которые мы даем в этой главе, совер­шенны для всех условий. И каждый раз менеджер должен нахо­дить подходящий метод, отслеживать его и контролировать свои прогнозы на надежность защиты от ошибок. Прогнозирование может часто быть очень изменчивой, но вознаграждаемой частью управления.

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ

Задача 4.1

Продажи кондиционеров воздуха возрастали в течение послед­них пяти лет (см. таблицу). Менеджер по продажам предсказал в 1987 г., что продажи кондиционеров в 1988 г. составят 410 штук. Используя экспоненциальное сглаживание с весом д=.3, дайте развитие прогноза от 1989 до 1993 г.

Год Продажи Прогноз
?
?
?
?
?

Решение

Год Прогноз
422 = 410 + .3 (450 - 410)
443.9 = 422 + .3 (495 - 422)
466.1 = 443.9 + .3 (518 - 443.9)
495.2 = 466.1 + .3 (563 - 466.1)
521.8 = 495.2 + .3 (584 - 495.2)

Задача 4.2

Отдел регистрации отеля имеет информацию за последние пять лет. Служба менеджмента отеля хотела бы определить мате­матический тренд числа регистрируемых для проектирования бу­дущего заполнения отеля. Это поможет определить стратегию развития отеля. Имеется ряд временных серий данных, позволя­ющих построить уравнение регрессии числа регистрируемых в отеле по времени. Отсюда следует дать прогноз числа регистриру­емых в 1994 г. Число регистрируемых в отеле постояльцев дано в. тысячах:

1984 г.: 17; 1985 г.:16; 1986 г.: 16; 1987 г.: 21; 1988 г.: 20; 1989 г.: 20; 1990 г.:23; 1991г.: 25; 1992 г.: 24.

Решение

Год Измененный год, х Зарегистри­ровано, у х2 ху
  Σ х = 45 Σ у =182 Σ х2 = 285 Σ ху = 978

козловский в. а., маркина т. в., макаров в. м. - student2.ru

Проект числа зарегистрированных в 1994 г. (когда х = 11 в используемой системе кодирования) составит:

у =14.545 + (1.135) (11) = 27.03

или 27.030 постояльцев в 1994 г.

Задача 4.3

Квартальный спрос на «ЯгуарыХУб» у Нью-Йоркского автоди­лера прогнозируется уравнением:

где х – квартал, и

квартал 1 1991 г. х = 0;

квартал 2 1991 г. х = 1;

квартал 3 1991 г. х = 2;

квартал 4 1991 г. х = 3;

квартал 1 1992 г. х = 4 и т. д.

Спрос является сезонным и сезонные индексы для кварталов 1, 2, 3 и 4 равны соответственно .8, 1.0, 1.3 и .9. Спрогнозируйте спрос для каждого квартала 1993 г. с учетом сезонных квартальных вариаций.

Решение

Квартал 2 1992 г. кодируется х = 5; квартал 3 1992 г. х = 6 и квартал 4 1992 г. х = 7. Следовательно, квартал 1 1993 г. кодирует­ся х = 8; квартал 2 1993 г. х = 9 и т. д.

ỹ (квартал 1 1993 г.) = 10 + 3 (8) = 34.

Отрегулированный прогноз = (.8) (34) = 27.2.

ỹ (квартал 2 1993 г.) = 10 + 3 (9) = 37.

Отрегулированный прогноз = (1.0) (37) = 37.

ỹ (квартал 3 1993 г.) = 10 + 3 (10) = 40.

Отрегулированный прогноз = (1.3) (40) = 52.

ỹ (квартал 1 1993 г.) = 10 + 3 (11) = 43.

Отрегулированный прогноз = (.9)(43) = 38.7.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1. Кратко опишите шаги, которые используются при развитии прогнозирующей системы.

2. Что такое модели прогнозирования, базирующиеся на вре­менных сериях?

3. В чем отличие причинных моделей от моделей на базе временных серий?

4. Что такое модели, основанные на суждениях, и для чего они предназначены?

5. Что представляет собой метод наименьших квадратов в регрессионных моделях?

6. В чем проблемы и недостатки прогнозирования на основе скользящего среднего?

7. Какую роль играет значение константы сглаживания и как влияет ее вес на прошлый прогноз и прошлые известные значения?

8. Кратко опишит

Наши рекомендации