Японский подход к управлению качеством
1. «Сначала качество, а не прибыль», - это высказывание лучше всего отражает сущность TQC и кайдзен. Японские менеджеры пришли к выводу, что стремление к совершенствованию ради совершенствования – самый надежный путь повышения конкурентоспособности компании. Если вы заботитесь о качестве, прибыль позаботится о себе сама.
2. Уделяя основное внимание данным и процессам, а не результатам, TQC поощряет людей обращаться в поисках причин проблем, к предыдущему процессу в производственной линии. «Совершенствование требует, чтобы мы всегда знали, что поступит с предыдущего процесса», - утверждают японские менеджеры.
3. «Следующий процесс – ваш потребитель», - знаменитая фраза К.Исикава, отражающая понимание японскими сотрудниками того, что потребителями их продукции являются не только те, кто покупает конечный товар, но и те, кто выполняет следующий производственный процесс, принимая у них работу. Такое понимание легло в основу TQC и привело к официальному обязательству никогда не отправлять тому, кто выполняет следующую операцию, дефектные детали.
4. TQC ориентирован на потребителя, а не на производителя. Эта аксиома одна из самых важных составляющих TQC. Применяя концепции TQC, японские компании создали систему разработок, проектирования, производства и обслуживания продукции, конечная цель которой – удовлетворение потребителя. Именно в этом секрет популярности японских товаров среди покупателей всего мира.
5. TQC начинается обучением и заканчивается обучением.Введение TQC в Японии неизменно начинается с программы обучения всех менеджеров и рабочих, что естественно вытекает из концепции встраивания качества в людей.
6. Межфункциональный менеджмент способствует кайдзен. В соответствии с концепцией межфункционального менеджмента различные подразделения компании должны вместе координировать свои действия на основе взаимопонимания и сотрудничества. «Ломайте барьеры между подразделениями», - одна из наиболее часто повторяемых фраз в компаниях, внедряющих концепцию кайдзен.
7. Следуйте циклу PDCA.Японские менеджеры используют цикл PDCA применительно к любым стадиям и ситуациям. Цикл PDCA представляет собой последовательность действий, направленных на совершенствование. Цикл PDCA понимается как процесс, в ходе которого появляются новые стандарты, которые в свою очередь со временем переоцениваются, исправляются, пересматриваются и заменяются новыми и лучшими.
8. Стандартизируйте результаты и следуйте циклу SDCA.Цикл PDCA является весьма важным инструментом для реализации усовершенствований и обеспечения их устойчивости, но до начала его внедрения необходимо стабилизировать действующие стандарты. Там где нет стандартов, не может быть совершенствования. Еще до внедрения TQC и стратегии кайдзен руководители должны понять, каково текущее состояние дел в компании и что представляют собой рабочие стандарты на измерение каждого сотрудника, станка и процесса.
9. Осуществляйте уход за оборудованием. Одной из составляющих концепции кайдзен является всеобщий уход за оборудованием (TPM). В то время как TQC делает упор на улучшения управления и качество в целом, TPM в основном служит для улучшения качества оборудования и ориентирован на его максимально эффективное использование, благодаря всеобщей системе профилактического обслуживания, охватывающего весь жизненный цикл станков и механизмов.
МЕНЕДЖМЕНТ КАЙДЗЕН
Межфункциональный менеджмент и развертывание политики – две важнейшие управленческие концепции, поддерживающие стратегию TQC. Межфункциональный менеджмент предполагает координацию деятельности структурных подразделений, направленную на достижение межфункциональных целей кайдзен, а развертывание политики связано с осуществлением программ кайдзен. Цель межфункционального менеджмента – поиск путей совершенствования работы корпорации. Развертыванием политики называется процесс внедрения принятой программы кайдзен на всех уровнях компании. Развертывание политики представляет собой ретрансляцию программы, намеченной высшим менеджментом, на низшие уровни организационной иерархии.