Классификация средств внутризаводского транспорта
Классификация необходима для выбора наиболее эффективного транспортного оборудования.
По характеру действия: различают транспорт непрерывного и периодического действия.
По границам назначения: внутрицеховой, межцеховой, внешний транспорт.
По виду применяемой энергии: механические, электрические, пневматические, гидравлические и ручные транспортные средства.
К транспорту непрерывного действия относятся:
конвейеры всех типов (роликовые, скребковые, с автоматическим адресованием грузов);
трубопроводы;
гравитационное (безмоторное) оборудование (винтовые и наклонные спуски, скаты, наклонные лотки).
К наиболее перспективным видам транспортных средств непрерывного действия относятся толкающий конвейер с автоматическим адресованием грузов и трубопроводы.
Толкающий конвейер с автоматическим адресованием грузов имеет программное управление, позволяющее одному рабочему управлять всеми операциями по автоматической погрузке, транспортировке и разгрузке сырья и полуфабрикатов по рабочим местам и готовых изделий в складские помещения.
С помощью такой системы можно распределять грузы по разным линиям, вновь собирать их на общий конвейер, отправлять в промежуточные склады-тупики.
Трубопроводы широко применяются на пищевых предприятиях для перемещения воды, масла, молока, сыпучих грузов.
Они имеют преимущества по сравнению со всеми другими видами транспортных средств. Перемещение в них достигается под давлением сжатого воздуха или с помощью всасывания (пневмотранспорт).
К транспортным средствам периодического действия относятся:
грузоподъемные и транспортирующие механизмы;
подвесные дороги;
безрельсовый и рельсовый транспорт.
Безрельсовый транспорт может быть механизированным (авто-, электрокары, электротележки, электро- и автопогрузчики, штабелеукладчики) и немеханизированные (тележки, вагонетки).
Рельсовый транспорт - это наземные узкоколейные вагонетки, широко применяемые в ряде отраслей и использующие твердое топливо.
Однако рельсовый транспорт не обеспечивает высокой маневренности и малоэффективен.
Высокой маневренностью и универсальностью обладают автопогрузчики, которые успешно применяются для погрузки и разгрузки контейнеров с сырьем и готовой продукцией в авто- и железнодорожном транспорте. Они используются также и как штабелеукладчики.
Организация использования транспортных средств включает:
1) выявление номенклатуры грузов;
2) определение грузооборота и грузопотоков;
3) маршрутизация грузоперевозок;
4) выбор рационального типа транспортных средств и расчет необходимого их количества.
Исходными данными для определения номенклатуры грузов является производственная программа, планы снабжения и сбыта.
Грузооборот –количество груза в тоннах, поступающее на предприятие, отправляемого с предприятия и перемещаемого внутри предприятия за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Различают внешний и внутренний грузооборот.
Грузопоток - количество груза, перемещаемого по определенному направлению определенными видами транспорта за планируемый период времени (год, квартал, месяц, сутки). При этом учитывается перевозка груза в обе стороны одного направления.
Выявление грузопотока необходимо, чтобы выбрать тип транспортных средств и их количество. Для выявления грузопотоков составляется шахматная ведомость.
Пункты отправления | Пункты назначения | |||
А | 500 т | |||
Б | 200 т. | |||
В | 300 т |
В них указывают величину грузов, затем, определяя расстояние между этими пунктами, устанавливают способ перемещения.
Маршруты грузопотоков представляют в виде схем-графиков, нанесенных на генеральный план предприятия. Схему грузопотоков можно совместить со схемой производственного процесса.
При построении маршрутов могут быть применены следующие системы движения транспортных средств: кольцевая, маятниковая, двухсторонняя.
При кольцевой системе транспортные средства движутся с грузом по замкнутому пути, обслуживая последовательно несколько точек назначения.
При маятниковой системе транспортные средства двигаются от пункта назначения с грузом и обратно без груза. Это менее эффективная система, чем кольцевая.
Двусторонний маршрут – разновидность кольцевого маршрута: туда с грузом и обратно с другим грузом.
Выбор и расчет транспортных средств (для одновременной перевозки).
n = Q / P
где: п - количество транспортных средств;
Q - масса груза, подлежащего перевозке, т;
Р - грузоподъемность единицы транспортных средств, т.
Количество транспортных средств периодического действия при маятниковой системе движения определяется по формуле:
Nм = [ Q (2L / V + t1 + t2) / [PK1T (1–K2 / 100 )] или
(Q * Тмц) / (РК1Тр),
При условии: (2L / V) + t1 + t2 = Tмц;
Tp = Т (1 – К2/100) – фонд времени работы транспорта в течение смены.
где: Q – масса груза, подлежащего перемещению, т;
L – расстояние между пунктами отправки и назначения груза, м;
t1 и t2 – продолжительность погрузки и разгрузки, мин;
V – средняя скорость движения, м/мин;
Р – грузоподъемность транспорта, т;
Т – фонд времени работы транспорта, мин;
К1 – коэффициент загрузки транспортного средства;
К2 – планируемые простои транспорта в % к рабочему времени;
Тмц – продолжительность транспортного цикла при маятниковой системе.
Количество транспортных средств непрерывного действия определяется обычно на участках со стабильными грузопотоками.
qH = Гч / Пч ,
где: qн – количество транспортных средств непрерывного действия;
Гч – часовой грузооборот, т; пч - часовая производительность конвейера, т.
При кольцевой системе движения количество транспортных средств определяется по формуле:
Nk = [Qk (L/V + mt1 + mt2)] / PK1T (1 – K2/100)]
где: L – длина всего пути, м;
m – количество пунктов доставки груза.
Эффективность транспортных средств характеризуется показателями:
· коэффициентом использования транспортных средств по времени и по грузоподъемности;
· средней технической скоростью;
· % простоев в ремонте и др.
Пути улучшения использования транспортных средств:
· правильный выбор вида транспорта;
· повышение коэффициента использования его грузоподъемности;
· организация рациональных маршрутов;
· правильная организация погрузочно-разгрузочных работ;
· внедрение бесперевалочной транспортировки грузов на основе применения пакетных и контейнерных перевозок с использованием унифицированной оборотной транспортной тары (тары-оборудования) и др.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите задачи ремонтного хозяйства предприятия.
2. Перечислите виды складов.
3. Как рассчитывается емкость складов для сыпучих продуктов?
4. Назовите задачи транспортного хозяйства.
5. Выберите правильный ответ на следующий вопрос:
Какой из методов ремонта оборудования широко применяется в пищевой промышленности?
Варианты ответов:
5.1. Метод послеосмотровых ремонтов;
5.2. Метод периодических осмотров и ремонтов;
5.3. Метод стандартных ремонтов;
5.4. По мере выхода оборудования из строя.
Правильный ответ см. на стр.
6. Выберите правильный ответ на следующий вопрос:
Какой из нижеперечисленных видов работ не входит в систему планово-предупредительного ремонта?
Варианты ответов:
6.1. Замена морально устаревшего оборудования;
6.2. Текущий ремонт;
6.3. Периодический осмотр оборудования;
6.4. Капитальный ремонт.
Правильные ответы смотрите в конце пособия.