Структура органов управления в лесном хозяйстве
Организационная структура управления предприятием - совокупность органов, управляющих деятельностью производственных подразделений и находящихся между собой в определенной взаимосвязи и подчиненности. Организационная структура предприятия формируется в соответствии с составом, содержанием и трудоемкостью выполнения общих и специальных функций управления. В схеме организационной структуры аппарата управления предприятием выделяют несколько уровней управления в порядке подчиненности.
Различают несколько типов организационных структур управления предприятием.
Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель, наделенный полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления.
К преимуществам линейной структуры можно отнести:
- единство и четкость распорядительства; -согласованность действий исполнителей;
-четкую систему взаимных связей между руководителем и подчиненными;
- быстроту реакции в ответ на прямые указания;
- личную ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
К недостаткам линейной структуры можно отнести:
- высокие требования к руководителю, который должен иметь разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными;
- перегрузка руководителей высшего уровня, огромное количество информации, множество контактов с подчиненными и руководителями;
- отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.
Усложнение производства предопределило дальнейшее разделение управленческого труда и формирование функциональной структуры управления (рис. 12). Ее основой является специализация каждого органа управления на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления.
Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, а структура в целом нацелена на выполнение постоянно повторяющихся задач, не требующих оперативного принятия решений. К преимуществам функциональной структуры следует отнести:
- высокую компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством. структуры управления
К недостаткам функциональной структуры можно отнести:
- отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами;
- снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
- длительная процедура принятия решений, дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, поскольку каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.
В результате сочетания линейной и функциональной форм возникла линейно-функциональная структура управления, обеспечивающая такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Такая организационная структура характерна для предприятий лесного хозяйства: инженер по лесопользованию, по лесовосстановлению, по охране и защите леса от вредителей и болезней, по побочному пользованию т.д.
К достоинствам линейно-функциональной структуры можно отнести следующее:
- освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением, технической подготовкой производства, планированием финансовых расчётов и др.; - функциональные специалисты готовят варианты решений по сложным производственным проблемам, но окончательное решение принимает линейный руководитель соответствующего уровня инесет ответственность за его осуществление.
К недостаткам данной структуры можно отнести:
- чрезмерно развитую систему взаимодействия по вертикали;
- аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множествами оперативных задач.
В проектных организациях применяется матричная структура, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта, наделенному необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.