Организация финансирования лесохозяйственных предприятий
Финансы лесохозяйственных предприятий тесно связаны с общегосударственной и отраслевой системой финансов. От государства лесное хозяйство получает недостающие средства для финансирования лесохозяйственного производства, на развитие инфраструктуры, материально-технической базы; в свою очередь лесхозы через налоговые платежи и сборы принимают участие в формировании доходной части республиканского и местных бюджетов. В местный бюджет перечисляется лесной доход, получаемый от реализации леса на корню.
Финансовый план лесхоза - это его бюджет. В нем находят отражение все источники доходов и расходы на ведение лесного хозяйства. Финансирование - это система обеспечения потребностей предприятия в денежных средствах.
В настоящее время в лесном хозяйстве имеют место две формы финансирования - сметно-бюджетная и хозрасчетная. При хозрасчетной форме финансирования все издержки по производству продукции покрываются за счет выручки от реализации этой же продукции. На таких основах ведется финансирование лесопромышленного производства, подсобного сельского хозяйства, заготовка и переработка продукции побочных пользований и других хозрасчетных производств лесхозов. Лесохозяйственное же производство, обладающее длительным временем производства, финансируется по сметно-бюджетной форме, которая характеризуется отсутствием тесной связи между расходами и доходами. Получаемые в этом случае доходы (лесной доход) зачисляются в бюджет или используются для покрытия расходов по специальным сметам (собственные средства лесхозов). Недостающие средства ассигнуются из государственного бюджета.
Финансируется лесохозяйственное производство в виде операционных расходов, под которыми понимается предоставление средств на затраты, не включаемые в себестоимость продукции и не увеличивающие стоимость основных средств.
Операционные расходы и источники их покрытия предусматриваются производственно-финансовым планом лесохозяйственного производства. Финансирование операционных расходов осуществляется за счет следующих источников: 1) собственные средства: а) образующиеся от реализации продукции рубок ухода, санитарных рубок и других лесохозяйственных мероприятий; б) от реализации семян и посадочного материала, за услуги на сторону; в) доход от аукционной продажи леса на корню; 2) ассигнования из республиканского бюджета.
Порядок финансирования расходов по лесохозяйственному производству регулируется Инструкцией, утвержденной Министерствами финансов и лесного хозяйства, а также Управлением делами Президента (per. № 1737/12 от 31.01.1997 г.).
Финансирование носит строго целевой характер. Выделяемые средства используются на оплату только тех работ, которые предусмотрены производственно-финансовым планом. Перевыполнение плана возможно только за счет экономии расходов или увеличения по сравнению с планом поступления собственных средств. Поступления и доходы по лесохозяйственному производству подлежат внесению в бюджет на счет собственных средств лесхозов с последующим их обращением на покрытие расходов, предусмотренных планом финансирования.
План финансирования операционных расходов состоит из трех разделов с поквартальной разбивкой. Первый раздел характеризует затраты лесхоза на выполнение производственных плановых заданий, второй - затраты на содержание административно-управленческого персонала и лесной охраны, третий - источники покрытия расходов. В первых двух разделах финансового плана выделяются лимиты расходов на заработную плату.
Основой для финансирования служит производственно-финансовый план лесхоза и смета расходов на содержание лесохозяйственного аппарата и лесной охраны. Эти документы должны полностью соответствовать утверждённому для лесхоза плану финансирования.
Для непосредственного использования выделенных по бюджету средств Министерство финансов открывает Министерству лесного хозяйства и Управлению делами Президента бюджетные кредиты. Кредиты открываются за 20 дней до начала квартала на каждый квартал отдельно.
В соответствии с Инструкцией главные распорядители кредитов (Министерство лесного хозяйства, Управление делами Президента) имеют право оставлять в своем распоряжении в качестве резерва до 0,5%, а ПЛХО (распорядители кредитов второй степени) - до 0, 3% от суммы выделенных бюджетных ассигнований. Они имеют право также централизовать в своем распоряжении до 0,5% бюджетных ассигнований на ведение лесного хозяйства для финансирования общеотраслевых расходов (организационные расходы, лесохозяйственная и противопожарная пропаганда, подготовка кадров, административно-хозяйственные расходы, связанные с централизованным обеспечением нормативно-технической литературой, бланочной продукцией, бумагой и т.п.).
Лесоустроительные, проектно-изыскательские работы по лесному хозяйству и мероприятия по авиаохране лесов финансируются в соответствии с действующими нормативами и утвержденным объемом работ.
Лесной доход поступает в местный бюджет, минуя расчетный счет лесхоза. При аукционной продаже леса на корню 80% сумм, превышающих стартовую цену древесины, перечисляются на текущий счет лесхоза. На этот же счет зачисляются так называемые собственные средства лесхозов, получаемые от реализации продукции промежуточного пользования и др.
Выдача средств на финансирование расходов лесного хозяйства с текущего счета лесхоза производится в пределах открытых кредитов и поступивших собственных средств. В рамках этих сумм производится взаимозачет задолженности лесопромышленного производства лесхоза бюджетной деятельности лесхоза за использованную им продукцию рубок ухода, санитарных и прочих рубок, а также за услуги хозрасчета лесохозяйственному производству (услуги машинно-тракторного парка и другой техники).
Экономия бюджетных средств, выделенных на ведение лесного хозяйства в форме бюджетного безвозвратного кредита, остается в распоряжении лесхоза. Однако она может быть использована в следующем плановом году только на финансирование расходов лесного хозяйства. Следовательно, экономия средств практически не стимулируется.