Внутренняя среда организации: характеристика и факторы, влияющие не неё.

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.

В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

16.Государственное регулирование экономики: содержание, объективная необходимость; функции государства в системе государственного регулирования.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.В качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционно выступают органы государственной власти и управления. Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты.

В условиях функционирующей рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются:1) экономический цикл, суть регу­лирования которого состоит в стимулировании спроса на товары и услуги, капиталовложений и занятости во время кризисов;2)соотношение между отдельны­ми секторами экономики, отраслями и регионами. Здесь госу­дарство регулирует соотношения путем поощрения, поддержки, а в отдельных случаях и торможения развития отдельных секторов, отраслей, регионов;3) условия накопления капитала, которые соответствуют эконо­мическим интересам субъектов хозяйствования;

4) занятость, где государственное регулирование направлено на поддержание нормального с точки зрениярыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы;

5) денежное обращение, где основным направлением государствен­ного регулирования является борьба с инфляцией;6) платежный баланс, характеризующий экономическое здоровье страны;

7) цены, отражающие состояние экономики;8) условия конкуренции;9) социальные отношения и социальное обеспечение;10) окружающая среда;11) внешнеэкономические связи.

Функции государства: 1. функции, обеспечивающие и поддер­живающие функционирование рыночной системы. Сюда следует отнести создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т. д.). 2. функции государства связаны с усилением и развитием самой экономической системы. Они включает меры, направленные на стабилизацию экономических процессов и обес­печивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т. д.

Целевая функция - предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определения сроков их реализации.

Направляющая и координирующая функции обеспечивают вы­бор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование про­тиворечивых взаимосвязей общественного разделения труда.

Распределительная и перераспределительная функции - связа­ны с сокращением различий в размерах доходов и имущества между субъектами, с распределением дефицитных ресурсов. Речь идет о распределении и перерас­пределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, между отдельными группами населения. Основным инструментом реализации этой функции является на­логовая политика и бюджетное регулирование.

Стимулирующая функция связана с активизацией движущих сил развития общества. Она реализует через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов, и др.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны го­сударства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономи­ческих и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности. Важнейшейсоставной частью является контроль со стороны государства за соблюдением важ­нейших параметров социально-экономического развития государ­ства. Государственный контроль осуществляется через соответству­ющие контролирующие органы, а также через органы управленияразличного уровня.

Для выполнения этих функций в распоряжении государства имеетсяряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежно-кредитная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешне экономическая политика и другие.

17.Административные методы государственного регулирования, их содержание, экономическая целесообразность.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т. д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и т. д.).

18.Экономические методы государственного регулирования, их содержание, экономическая целесообразность.

Экономические методывлияния государства на хозяйствен­ную деятельность реализуются через систему экономических ре­гуляторов, которые можно представить через три группы:

1) налоги, налоговые льготы, амортизационные отчисления, цены, льготное кредитование;2) финансовые средства государства (инвестиции из бюджета, субсидии, дотации);3) государственные ограничения (лицензии, квоты, государствен­ные заказы).

Экономические методырегулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабильность в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр.Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, амортизация, цены и т. д.).

Наши рекомендации