Зарубежный опыт организации производства
Стратегическая организация производства в японской промышленности ориентирована на реализацию идеи искоренения всего лишнего в производстве. При этом «лишнее» - это все, что не приносит дохода, без чего можно обойтись без ущерба для дела. Ключевые концептуальные подходы новой организации производства базируются:
-на обязательном формировании в системе производства достаточно автономных и самостоятельно взаимодействующих производственных звеньев
-безусловном выполнении каждым звеном точно в срок своих производственных функций
-гибком использовании рабочей силы
-непрерывном внедрении творческих и новаторских идей в производство.
Девиз компании «Тойота»: «Мы может сделать такой автомобиль, какой Вы хотите!» На первый взгляд, ориентация на каждого потребителя не совместима с массовым выпуском, когда узкий ассортимент выпускается крупными партиями. Однако на «Тойоте» это противоречие разрешили, создав огромное количество вариантов стандартного исполнения, блочных и модульных решений, позволяющих учесть любые запросы потребителей.
Основная идея организации производства компании «Тойота» заключается в том, что поддерживать непрерывный поток продукции с целью гибкой перестройки производства при изменении спроса. Казалось бы, новое противоречие: «непрерывность потока» и «гибкость производства». В компании нашли из него выход, создав непрерывно-поточную систему многопредметного производства с выпуском изделий малыми партиями.
Японцы разработали эффективный механизм решения проблемы «Канбан». Идея ее: на всех стадиях производства требуемые детали и узлы поставляются к месту последующей операции в строго заданном количестве и точно вовремя. Управление всеми производственными участками осуществляется с помощью карточек «Канбан», которые используют рабочие, выполняя функции диспетчеров заказов (карточки отбора и карточки производственного заказа). Сигнальные карточки прикрепляются к контейнеру с партией изделий, и если количество в контейнере уменьшается до уровня, обозначенного прикрепленной карточкой, то начинает действовать заказ на их пополнение.
Метод выравнивания производства, с помощью которого происходит приспособление к переменному спросу. Ежедневное приспособление к спросу осуществляется оперативным управлением производством с помощью системы «Канбан». В соответствии с количеством открепленных карточек «Канбан» идет «точная надстройка» производства в пределах 10% колебания спроса.
Концепция «переналадки в одно касание» - где американские и европейские компании тратят 2 часа и более, японцы – менее минуты.
Для обеспечения сбалансированности производственных операций используется концепция технического нормирования, которая включает расчет штучного времени, составление графика выполнения опреаций, определение рациональной нормы линейного задела.
В фирме «Тойота» особое значение приобретает концепция гибкого применения рабочей силы «Шодзинка», которая предполагает регулирование количества рабочих на участках при колебаниях спроса на продукцию.
Усовершенствования в производстве приводят к сокращению числа занятых в нем. Система сокращения осуществляется в следующей последовательности:
-устранение излишних операций;
-перераспределение операций между рабочими на данном участке;
-частичное высвобождение занятых.
«Автоматизация» («дзидока») – автономный контроль за нарушением процесса обработки. Для реализации метода «дзидока» фирма «Toyоta» внедрила большое число разнообразных организационных и технологических решений. Принцип «полного использования способностей рабочих» направлен на использование наилучшим способом имеющейся в Японии благоприятной трудовой среды. Фирма «Toyota» разработала систему «уважение к человеку» и выделила в ней следующие основные моменты: 1)исключение лишних движений рабочих; 2) обеспечение безопасности на рабочих местах; 3)предоставление рабочему возможности проявить свои способности.
Создание системы, при которой японские рабочие могли бы активно участвовать в управлении производством и совершенствовании своих рабочих мест, а также полностью проявлять свои способности, включает следующие шаги:
1) предоставление рабочим корпорации права останавливать производственную линию, на которой они работают;
2) во всех цехах предприятий рабочим сообщается об очередной обработке деталей и о состоянии хода производства
3) система, согласно которой рабочие могут принимать участие в рационализации.