Определение оптимальной величины материально-технических ресурсов
42. Планирование потребности в материально-технических ресурсах. Расчеты потребности в материальных ресурсах осуществляются в плане материально-технического обеспечения предприятия, который является важнейшим разделом тактического плана. От тщательности его обоснования зависят не только выполнение производственной программы и эффективность работы данного предприятия, но и многих других, так как установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов одновременно являются основанием для разработки плана производства и реализации продукции других предприятий и объединений.Целью разработки плана материально-технического обеспечения является оптимизация потребности предприятия в материально-технических ресурсах, так как экономия на ресурсах может привести к ухудшению качества и конкурентоспособности продукции, а стремление к созданию сверхнормативных запасов и нерациональному использованию ресурсов — к «омертвлению» оборотных средств и снижению эффективности их использования, что, в конечном счете, скажется на конечных результатах деятельности предприятия. Основными задачами плана материально-технического обеспечения (МТО) являются: Своевременное и полное удовлетворение потребности предприятия в материально-технических ресурсов; Обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов; Минимализация затрат на приобретение, доставку и хранение товароматериальных ценностей;Определение оптимальных сроков поставки и размеров транспортных партий, приобретаемых материальных ресурсов определение оптимального уровня запасов материально-технических ресурсов;Разработка политики всемирной экономии материальных ресурсов, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья, опережающего развития производства экономичных и ресурсосберегающих видов продукции и технологий;Создание условий для эффективной деятельности структурных подразделений предприятия на принципах полного коммерческого расчета и т.д. Исходными данными для разработки плана материально-технического обеспечения являются намеченные объемы производства, объемы работ по техническому и организационному развитию, капитальному строительству, а также нормативная база с учетом заданий по снижению норм расхода материалов. План материально-технического обеспечения составляется в натуральном и стоимостном выражении на год и с разбивкой по кварталам.В ходе разработки плана материально-технического обеспечения должна всесторонне учитываться максимально возможная экономия средств производства, достигаемая в результате: Снижения веса машин изделий без ухудшения их качественных характеристик, что, помимо, экономии сырья и материалов, влечет за собой снижение трудоемкости их изготовления, увеличение пропускной способности оборудования, уменьшение объема перевозок, расхода топлива и т.д. ;Уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных технологических;Замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми. План материально-технического обеспечения предприятия (фирмы) составляется в четыре этапа: На первом этапе разрабатывается проект плана в форме заявок, содержащих расчеты потребности в отдельных видах материальных ресурсов. Исходной базой при этом являются: Стратегический план предприятия; Достигнутые показатели потребления ресурсов года, предшествующие планируемому. На втором этапе проводится анализ эффективности использования материальных ресурсов, проект плана материально-технического обеспечения. На третьем этапе проводится анализ рынка сырья и материалов, оценивается целесообразность приобретения того или иного ресурса или изготовления его на предприятии собственными силами и принимается решение о закупке. На четвертом этапе составляются балансы материально-технических ресурсов и планы закупок.
44. Формирование производственной программы предприятия. Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и их обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. При разработке производственной программы необходимо соблюдать следующие принципы: научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества; согласованность производственной программы предприятия с производственными программами других предприятий, тесно связанных по линии кооперирования; наиболее полное и рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии; непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос. Производственная программа состоит из следующих разделов:I. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции.II. Плановое задание по качеству выпускаемой продукции. Ш. План по специализации и кооперированию. Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых производством материального продукта:план по производству товарной (валовой) продукции;план выпуска продукции на экспорт;план по повышению качества продукции; план реализации продукции. Исходными данными при разработке производственной программы являются: уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;данные по спросу на продукцию предприятия;сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровням качества;сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам, кварталам); расчеты производственной мощности предприятия;прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы; решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.
45. Качество продукции, показатели и методы ее оценкиПоказатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Показатели надежности характеризуют следующие свойства: Безотказность - свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающейся в вероятности безотказной работы, средней наработки до отказа, интенсивности отказов. Ремонтопригодность — свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Единичными показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления работоспособного состояния, среднее время восстановления. Восстанавливаемость изделия характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстановления. Сохраняемость - свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и транспортирования. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения. Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы. Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию. Это в первую очередь: - себестоимость; - цена покупки; - цена потребления; - рентабельность и пр. Эстетические показатели характеризуют:- информационно-художественную выразительность изделия; - рациональность формы; - целостность композиции. К единичным показателям технологичности относятся:
- удельная трудоемкость;
- материалоемкость;
- энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия;
- длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др. Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются по способам и источникам получения информации. В зависимости от способа получения информации различают измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы.
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств.. Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.). Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятии органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя. Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др. Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций.
Определение значений показателей качества продукции социологическим методом осуществляется фактическими или потенциальными потребителями продукции.
46. Управление качеством продукции и конкурентоспособностью предприятия Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Система управления качеством продукции включает следующие функции:1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления. 2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные. 3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции. 4 Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям. Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:
• улучшение экономического положения предприятия;
• расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса. Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Методы управления конкурентоспособностью предприятия на основе управления конкурентоспособности реализуется через анализ эффективности использования факторов, составляющих модель оценки конкурентоспособности предприятия и на основе анализа составление стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Подобное подход к управлению позволяет подробно рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, но он не дает целостной картины о конкурентном потенциале организации.Управление на основе составления стратегических тактических и оперативных планов заключается в анализе деятельности предприятии определении конкурентной позиции или уровня конкурентоспособности по какой-то выбранной методике и составлении стратегических, тактических и оперативных планов повышения конкурентоспособности предприятия, подобный подход так же, как правило, бывает более ориентирован на продукт чем на предприятие вообще. Управление на основе экономико-математического моделирования можно назвать «экстраполяционным». Управление конкурентоспособностью предприятия сводится к формированию конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности предприятия, но не отдельными блоками воздействия, а комплексным, целенаправленным решением задач по управлению конкурентоспособностью предприятия.