Состав, значение и задачи транспортного хозяйства
Рациональная организация производственного процесса, обеспечение нормального его хода — все это требует непрерывного и планомерного перемещения внутри и между звеньями производства больших масс сырья, полуфабрикатов, материалов, готовой продукции, производственной тары и так далее.
На предприятиях необходимо перемещать значительное количество грузов из складов сырья и материалов в производственные помещения, из одного цеха в другой, а также из производства в склад готовой продукции, причем часто на большие расстояния. От работы транспорта зависит ритмичная работа цехов и участков производства и равномерный выпуск продукции. Время, затрачиваемое на внутрифабричные перевозки, непосредственно влияет на длительность производственного цикла.
Значение транспорта не ограничивается перемещением грузов. Организация транспорта и его работа оказывают большое влияние на экономику предприятия, поскольку неудовлетворительное состояние транспорта приводит к порче сырья и полуфабрикатов в процессе транспортировки и повышению себестоимости продукции.
Основными задачами организации транспорта являются: обеспечение своевременного и бесперебойного обслуживания производственного процесса; наиболее эффективное использование всех транспортных средств; механизация и автоматизация транспортных операций; повышение производительности труда транспортных рабочих и снижение себестоимости транспортных операций.
В соответствии с назначением и местом действия транспорт предприятия может быть подразделен на внешний и внутренний.
Внешний транспорт предназначен для доставки на предприятие грузов со станции железной дороги, пристани, с других предприятий, а также для вывоза готовой продукции. Для доставки грузов, поступающих извне, в большинстве случаев используют грузовые автомашины, которые подвозят груз к складам фабрики.
Такие перевозки могут выполняться специализированными транспортными хозяйствами, обслуживающими предприятие по заявкам.
На тех предприятиях, где имеется собственный внешний транспорт, он подчиняется транспортному отделу.
На предприятиях применяют две основные системы маршрутов: маятниковую и кольцевую.
Маятниковая система предполагает установление транспортной связи только между двумя пунктами.
В зависимости от того, перемещает ли транспорт грузы только в одну сторону или в том и другом направлении, маятниковые маршруты могут быть односторонними или двусторонними. Так, если автомашина направляется из предприятия в конкретный пункт или склад порожняком и оттуда доставляет в груз, маршрут будет односторонним. Если же с фабрики на склад отправляются готовые изделия, а оттуда та же автомашина доставляет на фабрику комплектующие изделия, маршрут станет двусторонним. Последний вариант обеспечивает более высокое использование транспортных средств.
Кольцевая система предполагает поочередное обслуживание целой группы пунктов, расположенных в территориальной близости друг от друга. Кольцо обычно начинается и замыкается на предприятии.
Кольцевые маршруты могут быть с изменяющимся и равномерным грузопотоком. Маршруты первой категории имеют две разновидности: с уменьшающимся и нарастающим грузопотоком.
Кольцевые маршруты с изменяющимся грузопотоком имеют существенные недостатки, так как не обеспечивают полной загрузки автомашин на протяжении всего маршрута и тем самым снижают экономические показатели работы транспортного хозяйства.
Эти недостатки устраняются при организации кольцевых маршрутов с равномерным грузопотоком, или, как их еще называют, комплексно-кольцевых маршрутов, предусматривающих одноразовое посещение автотранспортом каждого пункта для одновременной доставки готовых изделий и отправки на предприятие полуфабрикатов, сырья. Такая система организации работ существенно сокращает простои автотранспорта, обеспечивает более полную его загрузку и уменьшает потребное количество транспортных средств.
Внутренний транспорт служит для перемещения грузов из цеха в цех, от одной технологической операции к другой. Кроме того, он обеспечивает внутрицеховые перевозки между отдельными машинами и агрегатами и доставку грузов из производства на склады. Внутрицеховой транспорт, органически связанный с производственным процессом, находится в ведении цехов.
В зависимости от места перемещения транспорт может быть напольным и подвесным. К напольному транспорту относят все виды тележек, электрокары, малогабаритные аккумуляторные тягачи и др. Подвесной транспорт делят на два вида: прерывный и непрерывный. Прерывный транспорт — это электротали, которые перемещают грузы в вертикальном направлении; кран-балки, обслуживающие отдельные участки складских и производственных помещений и перемещающие грузы в обслуживаемом помещении в продольном и поперечном направлении с подъемом и опусканием их; монорельсовые пути с подвижными тележками, которые передвигают грузы в одном продольном направлении. К непрерывному транспорту относят цепные и ленточные конвейеры, транспортеры всех видов, элеваторы для вертикального продвижения грузов.