Сильные и слабые стороны авторитарного стиля

Сильные стороны

Приверженность оперативности и порядку.

Возможность предсказания результатов.

Организованность.

Слабые стороны

Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы.

Демократичный стиль

Руководитель считает самореализацию доминирующей потребностью сотрудников.

Одна из главных его черт во взаимоотношениях – это коллегиальность.

Руководитель держит группу в курсе своих планов и задач, выслушивает и учитывает замечания и предложения, практикует коллективную подготовку решений,

старается передать некоторые функции управления группе.

При этом стиле руководства наблюдается достаточно высокий уровень производительности труда.

Для демократичного лидера характерны:

 инструкции в форме предложений,

 товарищеский тон,

 уважительное и внимательное отношение к коллегам,

Позиция руководителя– внутри группы и коллектива.

Дела в коллективе:распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание – с советами. Мероприятия планируются не заре заранее, а в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию которых отвечают руководитель и подчиненные.

Природа демократичного стиля

Формальная сторона

 Инструкции в форме предложений

 Распоряжения и запреты – с дискуссиями

 Товарищеский тон, объективизм

 Позиция лидера – внутри группы

Содержательная сторона

• Делегирование полномочий

• Принятие решений разделено по уровням на основе участия

• Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях

Сильные и слабые стороны демократичного стиля

Сильные стороны

Усиление мотивации работы персонала посредством его участия в управлении.

Слабые стороны

Реализация данного стиля требует продолжительного времени.

Либеральный (пассивный) стиль

Пассивный, вялый стиль, при котором руководитель практически передает свои функции помощникам.

Либерал открыт, дружелюбен. Сам либо ничего не делает, либо делает все за всех, т. к.

организовать выполнение своих поручений не умеет.

Поскольку у такого руководителя либо нет представления о стратегии своего управленческого поведения, либо отсутствуют необходимые черты характера для его реализации, то он утрачивает способность продуктивно трудиться,

«обрастает» конфликтами.

Для попустительского лидера характерны:

 отсутствие склонности к похвале и порицаниям,

 полная устраненность от дел коллектива,

 отсутствие сотрудничества.

Позиция руководителя– «типа» в группе и коллективе.

Дела в коллективе:члены группы работают самостоятельно. Дела в группе идут сами по себе, т.к. руководитель не дает никаких указаний, фронты работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.

Природа либерального стиля

Формальная сторона

 Никакого сотрудничества

 Распоряжения и запреты носят необязательный характер

 Отсутствие похвалы и порицаний

 Позиция лидера – в стороне от группы

 Лидер находится под влиянием подчиненных

Содержательная сторона

• Снятие лидером с себя ответственности (самоотстранение) в пользу группы

• Предоставление группе возможности самоуправления

• Коммуникация осуществляется на горизонтальной основе

• Недостаточная требовательность к нарушителям дисциплины к неисполнительности,

низкой квалификации.

Сильные и слабые стороны либерального стиля

Сильные стороны

Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера.

Слабые стороны

Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Сравнительный анализ

 При авторитарномруководстве – производительность труда выше.

 При демократическом– высокая удовлетворенность трудом.

 При либеральномстиле – производительность труда низкая; отсутствует удовлетворенность, на фоне высокой конфликтности.

41. Стили лидерства по исследованиям университета штата Огайо и Мичиганского университета.

Исследования университета штата Огайо

Разработана двухфакторная теория лидерства (в зависимости от объекта внимания менеджера, направленного на организацию работы или на подчиненных)

Стили лидерства по исследованиям университета штата Огайо



Внимание к подчиненным (отношениям в структуре) Лидер уделяет меньше внимания структурированию заданий для работников, а больше занимается удовлетворением их потребностей и желаний   Лидер в значительной мере обеспечивает руководство работой, уделяя одновременно большое внимание установлению наилучших отношений с работниками  
Лидер не справляется с необходимым структурированием работы, стремясь компенсировать это приложением максимальных усилий по установлению наилучших отношений с работниками   Лидер уделяет основное внимание структурированию работы и всему тому, что с ней связано, но почти не учитывает нужды и желания работников
  Внимание к организации работы (структуре отношений)

Исследования Мичиганского университета

Цель – определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров.

За основу были взяты две переменные в поведении лидера:

концентрация внимания лидера на работе

концентрация внимания лидера на работниках

Наши рекомендации