Модели организационного поведения работника
В одной и той же организационной среде разные люди ведут себя по-разному разному. Человек всегда обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой – он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того , в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения , выделяют четыре модели организационного поведения человека.
1. Преданный и дисциплинированный член организации
Полностью принимает все организационные ценности и нормы поведения старается вести себя так, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным , выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации норма - ми и формой поведения . Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того , насколько верно определено содержание его роли и функций в организации .
Приспособленец
Не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все правильно и по правилам , но его нельзя считать надежным членом организации ,
Т.к. он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить ее интересам, но четко соответствовать его собственным интересам. Приспособленцы – самый распространенный тип поведения среди персонала любой организации.
Оригинал
Приемлет цели деятельности организации, но не приемлет существующие в ней традиции и нормы поведения. Человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством , в коллективе он «белая ворона », оригинал . Если руководство находит в себе силы отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным сотрудникам и дать им свободу в выборе форм поведения , то они могут найти свое место в организации и приносить ей значительную пользу. К этому типу относится много талантливых людей склада, способных генерировать новые идеи и оригинальные решения.
Бунтарь
Не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Он мятежник, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации.
Очень часто, он своим поведением рождает множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей ущерб. Однако было бы неверно считать, что «бунтарь» абсолютно неприемлем, и люди, ведущие себя так, не нужны организации. Среди них встречается много одаренных личностей, присутствие которых в организации приносит большую пользу, несмотря на все создаваемые ими неудобства.
9. Менеджеры в организации. Роли менеджера. Управленческое мастерство. Виды управленческой деятельности.
10. Взаимосвязь понятий: потребности, мотивы, стимулы. Классификация потребностей и мотивов. Модель мотивации. Мотивационные теории.
11. Мотивационные побуждения. Влияние структуры организации на систему мотивации.
12. Основные подходы в содержательных теориях мотивации (А. Маслоу, Р. Альдерфера, Д. МакКлеланда, Ф. Герцберга). Сравнительная оценка содержательных теорий мотивации и их значение для организационного поведения.
13. Группы в организации. Понятие группы. Теории формирования групп. Стадии развития группы. Структура социальной группы.
14. Характеристики группы. Групповые роли. Преимущества и недостатки групповой работы.
15. Роль групп в организации. Групповая структура: формальная и неформальная.
16. Формальные и неформальные группы. Команда.
17. Каналы власти в организации. Личностная и организационная основа власти.
Каналы власти
Власть принуждения
Власть влияния
Власть компетенции
Власть должностного положения
Власть авторитета
Власть награждать
Власть информации
Личностная основа власти
экспертная власть,
власть примера,
право на власть,
власть информации,
потребность во власти.