Этапы развития теории организации производства
Первые зафиксированные идеи в области организации производства относятся к временам египетских фараонов. Основные принципы были сформулированы в Вавилоне, в древней Элладе, в Греции, Перси, позднее в Европе.
В конце XIХ в. в производстве произошли крупнейшие сдвиги как в самом производстве, так и в человеческом потенциале.
Первой возникла рационалистическая школа. У ее истоков стоял американский инженер Фредерик Тейлор(1856 – 1913), который во всем мире признан родоначальником научных основ организации производства.
Помимо Тейлора, крупнейшими представителями рационалистической школы были Френк и Лилиан Гилберт, которые изобрели прибор - микрохронометр, Г. Гант разработавший график, на котором каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка за любое время, а также урочную системузаработной платы.
В целом рационалистическая школа опирается на следующие основные положения:
• расчленение процесса производства и трудовых one на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона трат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;
• планирование на основе норм рабочих заданий;
• выполнение функций планирования специальными разделениями, определяющими последовательность, в сроки выполнения тех или иных работ;
• увеличение производительности труда с помощью высоких заработков;
• подбор работников в соответствии с физиологически психологическими требованиями и их обучение;
• признание менеджмента самостоятельной сферой и деятельности, основной функцией которого становит рационализация производства.
Школа административного (классического) менеджмента
Эта школа разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций. «Крестным отцом» классической школы считается француз Анри Файоль (1841 - 1925). Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, и прежде всего административными кадрами.
Американским последователем А. Файоля был инженер-механик Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931), сформулировал 12 принципов производительности.
С именем Г. Эмерсона связывают дальнейшее распространение науки об организации производства в странах Европы.
В этом же направлении развивал свои принципы организации управления Генри Форд I(1863 - 1947).
Его принципы организации производства и управлениямогут быть сведены к следующим:
1. Строго построенная по вертикали организация управления нескольких предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.
2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное.
3. Развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.
4. Конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.
5. Постоянное совершенствование управления.
В целом представители классической школы, и прежде всего Файоль, рассматривали организацию как замкнутую систему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности.
Школа человеческих отношений
К двадцатым годам XX века крупное машинное производство довело интенсификацию использования физических возможностей человека до предела. Наступила очередь интенсификации интеллектуальных возможностей личности. Школа человеческих отношений, рассматривала каждое предприятие, каждую фирму как определенную социальную систему.
Свой вклад в развитие школы внесли управляющий одной из американских компаний Р. Вулф, профессор Гарвардского университета Г. Мюнстерберг. Самыми крупными представителями школы человеческих отношений были Мэри Фоллет и Элтон Мейо.
Основное содержание «теории человеческих отношений» заключается в следующем:
1. Развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности.
2. Создание на предприятиях атмосферы «подлинной общности интересов».
3. Переход от «центрального» авторитета к «фундаментальному» авторитету, то есть от авторитета должности к авторитету знания и профессионализма.
Большинство крупных компаний создало у себя специальные отделы по управлению персоналом.
В 60-е годы свою концепцию стимулирования труда выдвинул американский специалист по психическим заболеваниям промышленных рабочихФ. Херцберг.
Предприниматели, менеджеры и организаторы производства в своих практических действиях по улучшению «человеческих отношений»руководствовались следующими положениями:
• сотрудники в равной степени желают получить удовольствие как от самого процесса работы, так и от успеха всего предприятия и хотят, чтобы руководство наглядно демонстрировало, что они хорошо выполняют возложенную на них работу;
• только хорошо заинтересованные рабочие и служащие в состоянии внести существенный вклад в достижение предприятием высоких результатов, и лишь довольные всем сотрудники могут с высокой ответственностью относиться к работе своего предприятия;
• положительные или отрицательные взаимоотношения между руководством, рабочими и служащими довольно быстро сказываются в положительном и отрицательном смысле на положении предприятия на рынке, от которого предприятие зависит.
И все же «школа человеческих отношений» не смогла дать ответы на все вопросы, которые ставила жизнь. Поэтому вскоре на ее основе возникла целая группа поведенческих концепций, разработчики которых ставили перед собой задачу помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда. Наиболее яркими представителями этой школы были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт.
И, наконец, с появлением ЭВМ, широким распространением кибернетики и математических методов возникли количественные теории управления. Их приверженцы, основываясь на формализованных описаниях различных ситуаций, вели поиск внутриорганизационных взаимосвязей и с помощью моделирования пытались найти оптимальное решение стоящих перед организацией проблем.
Как и в других странах, в России передовые мыслители высказывали в своих трудах немало ценных идей.
Большой вклад в развитие теории организации внесли А. А. Богданов (Малиновский)(1873 - 1920) – концепция «организационного управления», О.А. Ерманский(1866- 1941) - концепцию «физиологического оптимума», А. К. Гастева(1882 - 1941) - концепция «узкой базы»,Е. Ф. Розирович(1886 - 1953) - «производственная трактовка» управленческих процессов,
К социальным концепциям управления необходимо прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» П. М. Керженцева (Лебедева)(1881 - 1940). Другой сторонник социального управления Н. А. Витке(даты жизни неизвестны). Еще одной важной вехой в развитии социальных концепций управления в нашей стране можно считать теорию «административной емкости» Ф. Р. Дунаевского (1887 - 1960).
На гребне нового этапа НТР получило распространение «технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике», например, стали формироваться АСУП С повсеместным внедрением принципов хозяйственного расчета стали широко использоваться экономические методы управления. В результате возникла идея комплексного подхода к нему как к единству базисных и надстроечных процессов, что было существенным методологическим достижением. Сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической, организационной систем.
Наконец, в 1980-х гг.начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.