Этапы развития теории организации производства

Первые зафиксированные идеи в области организации производства относятся к временам еги­петских фараонов. Основные принципы были сформулированы в Вавилоне, в древней Элладе, в Греции, Перси, позднее в Европе.

В конце XIХ в. в производстве произошли крупнейшие сдвиги как в самом производстве, так и в человеческом потенциале.

Первой возникла рационалистическая школа. У ее истоков стоял американский инженер Фредерик Тейлор(1856 – 1913), который во всем мире признан родоначальником научных основ организации производства.

Помимо Тейлора, крупнейшими представителями рациона­листической школы были Френк и Лилиан Гилберт, которые изобрели прибор - микрохронометр, Г. Гант раз­работавший график, на котором каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка за любое время, а также урочную системузаработной платы.

В целом рационалистическая школа опирается на следующие основные положения:

• расчленение процесса производства и трудовых one на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона трат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;

• планирование на основе норм рабочих заданий;

• выполнение функций планирования специальными разделениями, определяющими последовательность, в сроки выполнения тех или иных работ;

• увеличение производительности труда с помощью высоких заработков;

• подбор работников в соответствии с физиологически психологическими требованиями и их обучение;

• признание менеджмента самостоятельной сферой и деятельности, основной функцией которого становит рационализация производства.

Школа административного (классического) менеджмента

Эта школа разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций. «Крестным отцом» классической школы считается француз Анри Файоль (1841 - 1925). Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, и прежде всего административными кадрами.

Американским последователем А. Файоля был инженер-механик Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931), сфор­мулировал 12 принципов производительности.

С именем Г. Эмерсона связывают дальнейшее распростра­нение науки об организации производства в странах Европы.

В этом же направлении развивал свои принципы организа­ции управления Генри Форд I(1863 - 1947).

Его принципы организации производства и управлениямогут быть сведены к следующим:

1. Строго построенная по вертикали организация управле­ния нескольких предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.

2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и макси­мально прибыльное.

3. Развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.

4. Конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.

5. Постоянное совершенствование управления.

В целом представители классической школы, и прежде всего Файоль, рассматривали организацию как замкнутую сис­тему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности.

Школа человеческих отношений

К двадцатым годам XX века крупное машинное производ­ство довело интенсификацию использования физических воз­можностей человека до предела. Наступила очередь интенси­фикации интеллектуальных возможностей личности. Школа челове­ческих отношений, рассматривала каждое предприятие, каждую фирму как определенную социальную систему.

Свой вклад в развитие школы внесли управляющий одной из американских компаний Р. Вулф, профессор Гарвардского университета Г. Мюнстерберг. Самыми крупными представителями школы человеческих отношений были Мэри Фоллет и Элтон Мейо.

Основное содержание «теории человеческих отношений» за­ключается в следующем:

1. Развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности.

2. Создание на предприятиях атмосферы «подлинной общ­ности интересов».

3. Переход от «центрального» авторитета к «фундаменталь­ному» авторитету, то есть от авторитета должности к авторите­ту знания и профессионализма.

Большинство крупных компаний создало у себя специальные отделы по управлению персоналом.

В 60-е годы свою концепцию стимулирования труда вы­двинул американский специалист по психическим заболева­ниям промышленных рабочихФ. Херцберг.

Предприниматели, менеджеры и организаторы про­изводства в своих практических действиях по улучшению «человеческих отношений»руководствовались следующими положениями:

• сотрудники в равной степени желают получить удовольст­вие как от самого процесса работы, так и от успеха всего предприятия и хотят, чтобы руководство наглядно демонст­рировало, что они хорошо выполняют возложенную на них работу;

• только хорошо заинтересованные рабочие и служащие в состоянии внести существенный вклад в достижение пред­приятием высоких результатов, и лишь довольные всем со­трудники могут с высокой ответственностью относиться к работе своего предприятия;

• положительные или отрицательные взаимоотношения меж­ду руководством, рабочими и служащими довольно быстро сказываются в положительном и отрицательном смысле на положении предприятия на рынке, от которого предпри­ятие зависит.

И все же «школа человеческих отношений» не смогла дать ответы на все вопросы, которые ставила жизнь. Поэтому вскоре на ее основе возникла целая группа поведенческих кон­цепций, разработчики которых ставили перед собой задачу по­мочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние воз­можности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда. Наиболее яркими представителями этой школы были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт.

И, наконец, с появлением ЭВМ, широким распростране­нием кибернетики и математических методов возникли коли­чественные теории управления. Их приверженцы, основываясь на формализованных описаниях различных ситуаций, вели поиск внутриорганизационных взаимосвязей и с помощью моделирования пытались найти оптимальное решение стоя­щих перед организацией проблем.

Как и в других странах, в России передовые мыслители вы­сказывали в своих трудах немало ценных идей.

Большой вклад в развитие теории организации внесли А. А. Богданов (Малиновский)(1873 - 1920) – концепция «организационного управления», О.А. Ерманский(1866- 1941) - концепцию «физиологического оптимума», А. К. Гастева(1882 - 1941) - концепция «узкой базы»,Е. Ф. Розирович(1886 - 1953) - «производственная трактовка» управ­ленческих процессов,

К социальным концепциям управления необходимо прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» П. М. Керженцева (Лебедева)(1881 - 1940). Другой сторонник социального управления Н. А. Витке(даты жизни неизвестны). Еще одной важной вехой в развитии социальных концепций управления в нашей стране можно считать теорию «административной емкости» Ф. Р. Дунаевского (1887 - 1960).

На гребне нового этапа НТР получило распространение «технико-кибернетическое направление в управленческой тео­рии и практике», например, стали формироваться АСУП С повсе­местным внедрением принципов хозяйственного расчета стали широко использоваться экономические методы управления. В результате возникла идея комплексного подхода к нему как к единству базисных и надстроечных процессов, что было су­щественным методологическим достижением. Сформирова­лась концепция хозяйственного механизма как единства соци­альной, экономической, организационной систем.

Наконец, в 1980-х гг.начался новый этап развития отече­ственной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях пере­хода к рыночным отношениям.

Наши рекомендации