Выбор инновационной стратегии поведения организации

В учебном пособии И.Т. Балабанова "Инновационный менеджмент" рассматриваются 3 метода выбора организацией инновационной политики:

1) метод написания сценариев;

2) метод игр;

3) метод Дельфи.

В зависимости от содержания инновации могут быть продуктовыми,связанными с созданием или усовершенствованием того или иного продукта, технологическими,связанными с разработкой или совершенствованием техники и технологии, организационно-эконо­мическими,затрагивающими вопросы организационно-управленче­ского и финансово-экономического характера.

По отношению к конкурентам инновации бывают пионерные,осуществляемые компанией первой (до своих конкурентов), и догоня­ющие,осуществляемые компанией вслед за своими конкурентами.

Таблица 8.2 - Основные черты улучшающих и базисных инноваций

Характерные черты Улучшающие инновации Базисные инновации
Интеллектуальный потенциал Бизнес-планы освоения инноваций, ноу-хау Изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау, инновационные программы
Материально-техническое оснащение Лабораторное оборудова­ние, пилотные установки Опытная база, пилотные образцы, экспериментальное оборудование
Структуры, ориенти­рованные на инновации Подразделения ОКР, служба главного технолога, лаборатория качества продукции Научная лаборатория, служба главного технолога, конструктор­ская, маркетинговая, патентная службы
Характер стратегии Компания-последователь Компания-лидер
Характер маркетин­га Традиционный на известных рынках, направленный на удовлетворение текущих потребностей Опережающий на новых рынках с целью выявления будущих потребностей
Финансовые ресурсы Собственные, заемные Бюджетные, инвестиционные, гранты, собственные, заемные

Следует подчеркнуть, что как у пионерных, так и у догоняющих инноваций есть положительные и отрицательные стороны. Пионерные инновации имеют преимущество «первого хода», что может привести к лидерству компании на рынке, а следовательно, к высоким прибылям. С другой стороны, выведение на рынок новой продукции, технологии или услуг всегда связано с риском неудач. Дело в том, что большинство новшеств является продуктом новых знаний, а не новых потребностей. Потребителю же нужен не столь­ко новый продукт, сколько новые выгоды.

Продвигать новое на рынок можно по-разному. Существуют два основных метода: горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальный методоснован на партнерстве и кооперации. При этом головное предприятие (учреждение) является организа­тором инновационной деятельности, а все функции, связанные с созданием и выведением на рынок новшества, выполняют другие Подразделения. Данный метод был основным в советский период, когда организаторами инновационной деятельности выступали институты Академии наук, высшие учебные заведения, отраслевые Научно-исследовательские институты (в первую очередь оборон­ке), крупные промышленные предприятия.

Указанный метод в советское время характеризовался использованием в основном бюджетных ассигнований, завышенным числом занятых в инновационной сфере и низкой эффективностью этой сферы (в первую очередь ее гражданской составляющей).

Вертикальный методоснован на том, что весь цикл инновационной деятельности сосредоточен в одной организации. Результа­ты инновационной деятельности, достигаемые на отдельных этапах, последовательно передаются «по вертикали», от одного под. разделения компании к другому. Этот метод характерен для экономики рыночного типа и применяется, как правило, в двух вариантах:

• вмощных концернах, имеющих в своем составе все современ­ные службы и производства (например, в автомобильных ги­гантах);

• в узкоспециализированных компаниях, не нуждающихся в развитой инновационной инфраструктуре (например, в фар­мацевтических фирмах).

Осуществление инноваций требует больших усилий (в первую очередь интеллектуальных и организаторских) от всех участников инновационного процесса. Такие усилия должны стимулировать­ся, учитывая, что в большинстве своем люди не склонны что-либо менять в своей жизни или работе. В табл. 12.3 приведены наиболее характерные мотивы сопротивления изменениям и пути преодо­ления указанного сопротивления.

Организация НИОКР

Основными задачами научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ (НИОКР) являются: 1) получение но­вых знаний в области развития природы и общества, новых облас­тей их применения; 2) теоретическая и экспериментальная про­верка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации; 3) практическая ре­ализация портфеля новшеств и инноваций. Реализация перечислен­ных задач позволит повысить эффективность использования ресур­сов, конкурентоспособность организаций, жизненный уровень на­селения.

Основными принципами НИОКР являются: а) выполне­ние ранее рассмотренных научных подходов, принципов, функций, методов менеджмента при решении любых проблем, разработке ра­циональных управленческих решений. Количество применяемых ком­понентов научного менеджмента определяется сложностью, стоимо­стью объекта управления и другими факторами; б) ориентация инновационной деятельности на развитие человеческого капитала.

НИОКР подразделяются на следующие этапы (виды) работ:

• фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);

• прикладные исследования;

• опытно-конструкторские работы;

• опытные, экспериментальные работы, которые могут выпол­няться на любом из предыдущих этапов.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, созда­нии новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; методов менеджмента. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоре­тические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предпо­ложения и идеи, хотя они иногда могут быть отвергнуты или пере­смотрены.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии ин­новационных процессов определяется тем, что она выступает в ка­честве генератора идей, открывает пути в новые области. Но веро­ятность положительного выхода фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономи­ки заниматься этими исследованиями не может себе позволить от­раслевая наука. Фундаментальные исследования должны, как пра­вило, финансироваться за счет бюджета государства на конкурс­ной основе, а также могут частично использовать и внебюджетные средства.

Прикладные исследования направлены на изучение путей практи­ческого применения открытых ранее явлений и процессов. Они ставят своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результа­тов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конст­рукторских работах (ОКР).

ОКР — завершающая стадия НИОКР, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются сис­тематические работы, которые основаны на существующих знани­ях, полученных в результате научных исследований и разработок (НИР) и (или) практического опыта. Разработки направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенство­вание уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относят­ся:

  • разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы);
  • разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе не­технического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы);
  • разработка технологических процессов, т. е. способов объеди­нения физических, химических, технологических и других процес­сов с трудовыми в целостную систему, производящую определен­ный полезный результат (технологические работы);
  • создание опытных образцов (оригинальных моделей, облада­ющих принципиальными особенностями создаваемого новшества);
  • испытание опытных образцов в течение времени, необходимого для получения технических и прочих данных и накопления опыта, что должно в дальнейшем найти отражение в технической документации по применению нововведений;
  • определенные виды проектных работ для строительства, кото­рые предполагают использование результатов предшествующих ис­следований.

Опытные, экспериментальные работы — вид разработок, связан­ный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опыт­ные работы имеют целью изготовление и отработку опытных об­разцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направле­ны на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестан­дартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов, необходимых для проведения НИОКР. Опытная база науки — совокупность опытных производств (завод, цех, мастерс­кая, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т. п.), выполняющих опытные, экспериментальные работы.

Таким образом, целью ОКР является создание (модерниза­ция) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непос­редственно потребителю. На стадии ОКР производится окончатель­ная проверка результатов теоретических исследований, разрабаты­вается соответствующая техническая документация, изготавливают­ся и испытываются образцы новой техники. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР.

Завершающей стадией НИОКР является освоение промышлен­ного производства нового изделия [9]. Следует рассматривать следу­ющие уровни (области) внедрения результатов НИОКР:

1. Использование результатов НИР в других научных исследова­ниях и разработках, являющихся развитием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники.

2. Использование результатов НИОКР в экспериментальных об­разцах и лабораторных процессах.

3. Освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опыт­ном производстве.

4. Освоение результатов НИОКР и испытания опытных образ­цов в серийном производстве.

5. Широкомасштабное распространение технических новшеств в производстве и насыщение рынка (потребителей) готовыми изде­лиями.

Наши рекомендации