Выбор инновационной стратегии поведения организации
В учебном пособии И.Т. Балабанова "Инновационный менеджмент" рассматриваются 3 метода выбора организацией инновационной политики:
1) метод написания сценариев;
2) метод игр;
3) метод Дельфи.
В зависимости от содержания инновации могут быть продуктовыми,связанными с созданием или усовершенствованием того или иного продукта, технологическими,связанными с разработкой или совершенствованием техники и технологии, организационно-экономическими,затрагивающими вопросы организационно-управленческого и финансово-экономического характера.
По отношению к конкурентам инновации бывают пионерные,осуществляемые компанией первой (до своих конкурентов), и догоняющие,осуществляемые компанией вслед за своими конкурентами.
Таблица 8.2 - Основные черты улучшающих и базисных инноваций
Характерные черты | Улучшающие инновации | Базисные инновации |
Интеллектуальный потенциал | Бизнес-планы освоения инноваций, ноу-хау | Изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау, инновационные программы |
Материально-техническое оснащение | Лабораторное оборудование, пилотные установки | Опытная база, пилотные образцы, экспериментальное оборудование |
Структуры, ориентированные на инновации | Подразделения ОКР, служба главного технолога, лаборатория качества продукции | Научная лаборатория, служба главного технолога, конструкторская, маркетинговая, патентная службы |
Характер стратегии | Компания-последователь | Компания-лидер |
Характер маркетинга | Традиционный на известных рынках, направленный на удовлетворение текущих потребностей | Опережающий на новых рынках с целью выявления будущих потребностей |
Финансовые ресурсы | Собственные, заемные | Бюджетные, инвестиционные, гранты, собственные, заемные |
Следует подчеркнуть, что как у пионерных, так и у догоняющих инноваций есть положительные и отрицательные стороны. Пионерные инновации имеют преимущество «первого хода», что может привести к лидерству компании на рынке, а следовательно, к высоким прибылям. С другой стороны, выведение на рынок новой продукции, технологии или услуг всегда связано с риском неудач. Дело в том, что большинство новшеств является продуктом новых знаний, а не новых потребностей. Потребителю же нужен не столько новый продукт, сколько новые выгоды.
Продвигать новое на рынок можно по-разному. Существуют два основных метода: горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный методоснован на партнерстве и кооперации. При этом головное предприятие (учреждение) является организатором инновационной деятельности, а все функции, связанные с созданием и выведением на рынок новшества, выполняют другие Подразделения. Данный метод был основным в советский период, когда организаторами инновационной деятельности выступали институты Академии наук, высшие учебные заведения, отраслевые Научно-исследовательские институты (в первую очередь оборонке), крупные промышленные предприятия.
Указанный метод в советское время характеризовался использованием в основном бюджетных ассигнований, завышенным числом занятых в инновационной сфере и низкой эффективностью этой сферы (в первую очередь ее гражданской составляющей).
Вертикальный методоснован на том, что весь цикл инновационной деятельности сосредоточен в одной организации. Результаты инновационной деятельности, достигаемые на отдельных этапах, последовательно передаются «по вертикали», от одного под. разделения компании к другому. Этот метод характерен для экономики рыночного типа и применяется, как правило, в двух вариантах:
• вмощных концернах, имеющих в своем составе все современные службы и производства (например, в автомобильных гигантах);
• в узкоспециализированных компаниях, не нуждающихся в развитой инновационной инфраструктуре (например, в фармацевтических фирмах).
Осуществление инноваций требует больших усилий (в первую очередь интеллектуальных и организаторских) от всех участников инновационного процесса. Такие усилия должны стимулироваться, учитывая, что в большинстве своем люди не склонны что-либо менять в своей жизни или работе. В табл. 12.3 приведены наиболее характерные мотивы сопротивления изменениям и пути преодоления указанного сопротивления.
Организация НИОКР
Основными задачами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) являются: 1) получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения; 2) теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации; 3) практическая реализация портфеля новшеств и инноваций. Реализация перечисленных задач позволит повысить эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность организаций, жизненный уровень населения.
Основными принципами НИОКР являются: а) выполнение ранее рассмотренных научных подходов, принципов, функций, методов менеджмента при решении любых проблем, разработке рациональных управленческих решений. Количество применяемых компонентов научного менеджмента определяется сложностью, стоимостью объекта управления и другими факторами; б) ориентация инновационной деятельности на развитие человеческого капитала.
НИОКР подразделяются на следующие этапы (виды) работ:
• фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);
• прикладные исследования;
• опытно-конструкторские работы;
• опытные, экспериментальные работы, которые могут выполняться на любом из предыдущих этапов.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; методов менеджмента. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, хотя они иногда могут быть отвергнуты или пересмотрены.
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области. Но вероятность положительного выхода фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не может себе позволить отраслевая наука. Фундаментальные исследования должны, как правило, финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе, а также могут частично использовать и внебюджетные средства.
Прикладные исследования направлены на изучение путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Они ставят своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах (ОКР).
ОКР — завершающая стадия НИОКР, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и разработок (НИР) и (или) практического опыта. Разработки направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относятся:
- разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы);
- разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы);
- разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный результат (технологические работы);
- создание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества);
- испытание опытных образцов в течение времени, необходимого для получения технических и прочих данных и накопления опыта, что должно в дальнейшем найти отражение в технической документации по применению нововведений;
- определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований.
Опытные, экспериментальные работы — вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов, необходимых для проведения НИОКР. Опытная база науки — совокупность опытных производств (завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т. п.), выполняющих опытные, экспериментальные работы.
Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На стадии ОКР производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР.
Завершающей стадией НИОКР является освоение промышленного производства нового изделия [9]. Следует рассматривать следующие уровни (области) внедрения результатов НИОКР:
1. Использование результатов НИР в других научных исследованиях и разработках, являющихся развитием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники.
2. Использование результатов НИОКР в экспериментальных образцах и лабораторных процессах.
3. Освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опытном производстве.
4. Освоение результатов НИОКР и испытания опытных образцов в серийном производстве.
5. Широкомасштабное распространение технических новшеств в производстве и насыщение рынка (потребителей) готовыми изделиями.