Организация материально-технического обеспечения производства

Материально-техническое обеспечение производства как компо­нент логистики и обеспечивающей подсистемы системы производ­ственного менеджмента во многом определяет качество процесса переработки входа системы в ее выход — готовый продукт. При низком качестве входа системы невозможно получить высокое ка­чество ее выхода. Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады пред­приятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. В состав мате­риально-технических ресурсов входят: сырье, материалы, комплек­тующие изделия, покупное технологическое оборудование и тех­нологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструменты), новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудо­вание, а также покупное топливо, энергия, вода и т. д. Другими словами, все, что поступает на предприятие в вещественной фор­ме и в виде энергии, относится к элементам материально-техни­ческого обеспечения производства.

Цели материально-технического обеспечения производства

· своевременное обеспечение подразделений предприятия необ­ходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества;

· улучшение использования ресурсов: повышение производитель­ности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производ­ственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и др.;

· анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и под­готовка предложений по повышению конкурентоспособности по­ставляемых материальных ресурсов либо смене поставщика конк­ретного вида ресурса. Ради повышения качества "входа" предприя­тиям не следует бояться смены неконкурентоспособных поставщиков ресурсов.

Для достижения перечисленных целей на предприятии необхо­димо постоянно выполнять следующие работы:

1. проведение маркетинговых исследований рынка поставщи­ков по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомен­дуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной обла­сти; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспо­собности выпускаемых товаров; приемлемая (оптимальная) их цена; простота схемы и стабильность поставок;

2. нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;

3. разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;

4. поиск каналов и форм материально-технического обеспече­ния производства;

5. разработка материальных балансов;

6. планирование материально-технического обеспечения про­изводства ресурсами;

7. организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;

8. организация обеспечения ресурсами рабочих мест;

9. учет и контроль использования ресурсов;

10. организация сбора и переработки отходов производства;

11. анализ эффективности использования ресурсов;

12. стимулирование улучшения использования ресурсов.

Всеми перечисленными работами должен заниматься отдел ма­териально-технического обеспечения производства, находящийся в подчинении у заместителя руководителя предприятия по произ­водству. Поскольку качество работы отдела во многом определяет качество производственного процесса, то он должен быть укомп­лектован высококвалифицированными специалистами. Кроме того, многие решаемые отделом вопросы носят комплексный характер, требуют знаний в области маркетинга, логистики, техники, технологии, экономики, нормирования, прогнозирования, организации производства, межпроизводственных связей.

Структура отдела материально-технического обеспечения произ­водства представляется состоящей из следующих бюро:

· маркетинга поставщиков ресурсов;

· нормирования и планирования обеспечения производства ре­сурсами;

· управления запасами;

· обеспечения рабочих мест ресурсами;

· управления эффективностью использования ресурсов.

В свою очередь, каждое бюро может состоять (в зависимости от размера предприятия) из групп, отвечающих за конкретную про­блему или объект. Например, бюро маркетинга можно подразделять либо по группам ресурсов (оборудование, технологическая оснаст­ка, сырье, материалы, комплектующие изделия), либо по функци­ям маркетинга (группа информационного обеспечения, группа изу­чения имиджа поставщиков, группа изучения конкурентоспособ­ности поставщиков и их товаров, группа цен, группа связей с общественностью). Очевидно, что при формировании бюро по пред­метному признаку требуются специалисты, владеющие всеми функ­циями маркетинга. При формировании бюро по функциональному признаку специалисты должны хорошо разбираться в особенностях всех видов ресурсов, используемых предприятием.

Бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами можно поручить выполнение следующих функций: раз­работка методов оптимизации использования ресурсов в условиях данного предприятия; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия; анализ эф­фективности использования ресурсов на предприятии; разработка стратегических и тактических норм и нормативов; разработка мате­риальных балансов; разработка плана обеспечения предприятия и его подразделений материально-техническими ресурсами (входит в состав бизнес-плана предприятия).

Бюро управления запасами могло бы заниматься следующими вопросами: расчет нормативов различных видов запаса (оборотный, страховой, расходный) по видам ресурсов, оптимизация запасов по видам ресурсов, организация пополнения запасов, учет и конт­роль использования ресурсов, техническое обеспечение управле­ния запасами.

Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами должно решать следующие вопросы: оснащение основным и вспомогательным оборудованием, инвентарем, тарой, устройствами охраны труда и санитар­но-гигиеническими устройствами; организация оперативного обес­печения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, комплектующими изделиями, полуфабрикатами, топливно-энер­гетическими ресурсами; учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочем месте.

Бюро управления эффективностью использования ресурсов могло бы заниматься выявлением факторов улучшения использования ресурсов (по видам), установлением зависимостей между органи­зационно-техническими и экономическими показателями, органи­зацией учета и контроля использования ресурсов в целом по пред­приятию, разработкой мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов, организацией их внедрения и стимули­рования. По аналогии с бюро маркетинга структуру остальных бюро отдела материально-технического обеспечения производства мож­но формировать по функциональному либо предметному признаку.

Процесс движения ресурсов включает:

· привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых иссле­дований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства продукции и выполнения услуг, га­рантийного обслуживания товаров предприятия, капитального стро­ительства. В свою очередь, привлечение ресурсов для производства продукции и оказания услуг подразделяется на ресурсы для изго­товления продукции, предоставления услуг, ремонтно-эксплуатационных нужд; для капитального строительства — на новое строи­тельство, расширение производства, техническое перевооружение, реконструкцию;

· использование ресурсов по одному из перечисленных направ­лений;

· восстановление ресурсов (при необходимости);

· утилизацию или списание ресурсов.

Планирование материально-технического обеспечения производства включает комплекс работ по анализу удельных расходов матери­альных ресурсов за отчетный период, использованию технологи­ческого оборудования и оснастки, прогнозированию и нормирова­нию отдельных видов ресурсов на плановый период, разработке материальных балансов по видам ресурсов, источникам поступле­ния и вышеперечисленным направлениям использования. Перечис­ленные работы по планированию весьма трудоемки. Они выполня­ются экономистами и плановиками при участии других специалис­тов. Менеджеры не принимают участия в разработке планов, их задача — проверить соблюдение принципов планирования, состав плановых документов, их качество.

Факторами улучшения использования ресурсов являются:

· применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов менеджмента;

· оптимизация формирования и использования ресурсов;

· совершенствование конструкции или структуры продукции;

· совершенствование технологии изготовления продукции;

· применение материалов с заранее заданными свойствами;

· применение оптимальных для данных условий форм и мето­дов обеспечения ресурсами;

· стимулирование улучшения использования ресурсов.

Формы обеспечения ресурсами: а) через товарно-сырьевые бир­жи; б) прямые связи; в) аукционы, конкурсы; г) спонсорство; д) собственное производство и др. Конкретную форму (метод) обес­печения материально-техническими ресурсами предприятие выби­рает исходя из особенностей ресурса, продолжительности его по­лучения, числа предложений, качества и цены ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ре­сурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конку­рентоспособности выпускаемой им продукции. При заключении с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необхо­димости отражения в них количественных и качественных показа­телей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и др.

Наши рекомендации