Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене
1. наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов)
если возрастает цена на один товар, растет спрос на другой. Поэтому спрос на первый товар с высокой ценой будет эластичным.
2. удельный вес расходов на покупку товара в общем бюджете потребителя.
Чем выше эта доля расходов, тем выше эластичность спроса.
3. значимость того или иного блага для потребителя.
Спрос на товары 1-ой необходимости мене эластичный, чем на товары роскоши.
4. фактор времени
с увеличением временного периода эластичность спроса, как правило, возрастает, ибо наращивается произв-во товаров-заменителей с новыми параметрами и происходит адаптация к ним вкусов потребителя.
5. насыщенность рынка товарами
Чем более дефицитный рынок, тем менее эластичный спрос.
ЭС по доходу показывает степень чувствительности спроса к изменению дохода.
EdY = % изменения объема спроса
% изменения в доходе
Или
EdY=∆Q : ∆Y = ∆Q . Y где Y- доход потребителя
Q Y ∆Y Q
Эластичность предложения (ЭП) Если производители реагируют на изменение цен, то предложение эластично и наоборот.
Es = изменение объема предлагаемой продукции в %
Изменение цены в %
Или
Es = измененное кол-во предлагаемой продукции : измененная цена
Первоначальное кол-во предлаг. Продукции первоначальная цена
Или
Es = ∆Q : ∆P где Q – предлагаемая продукция
Q P
Кроме цены на эластичность предложения влияют и другие факторы, основными из которых являются: фактор времени, издержки производства, тип продаваемой продукции, наличие незагруженных производственных мощностей, возможность длительного хранения продукции.
20. Совершенная конкуренция: понятие, основные признаки, преимущества и недостатки. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.
Совершенная конкуренция – идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения.
Признаки
1. Наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов; отсутствие ценовой дискриминации; производители и продавцы приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична).
2. Невозможность контроля над ценами и объемом купли-продажи.
3. Наблюдается мобильность всех ресурсов, которая предполагает свободу вступления в отрасль и выхода из нее.
4. Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции и абсолютная информированность производителей и потребителей.
5. Свободный доступ к информации о состоянии рынка, ценах, затратах и т.д.
6. свободное рыночное ценообразование
Преимущества:
способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.
Недостатки:
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
не гарантирует право на труд, на доход на отдых;
не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Или это (из конспекта)
1. отсутствие дифференцированного продукта
2. наличие внешних эффектов
3. недостаточное производство общественных благ
4. эффективное распределение ресурсов не гарантирует справедливого распределения доходов
5. потеря ресурсов из-за постоянного перелива капитала из отрасли в отрасль в ответ на рыночные сигналы
Под равновесием совершенно конкурентной фирмы, как и любого другого экономического субъекта, понимается ситуация, когда предприятие не имеет никаких побудительных мотивов для изменения своего состояния, и любое нарушение равновесия может только ухудшить её положение (снизить доход).
В краткосрочном периодесовершенно конкурентная фирма сможет работать либо с прибылью, либо с убытками.
При условии работы с прибылью предприятие имеет положительную разницу между общей выручкой TR и общими издержками ТС. Это – общая прибыль фирмы. В расчете на единицу выпуска продукции прибыль составит разницу между ценой Р и средними общими издержками АТС. Наличие прибыли означает, что линия цены (равной предельной выручке MR) будет проходить выше точки минимума средних издержек, пересекая кривую АТС.
Какой объем выпуска будет при этом оптимальным? Тот, при котором общая прибыль достигнет максимальной величины. Ситуация, отвечающая этому требованию, является равновесной.
Таким образом, величина совокупной прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельная выручка (цена) равна предельным издержкам: MC=MR(P).
Именно это равенство характеризует условие равновесия совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
ВАРИАНТ 5.
13. Определите предельную выручку, используя данные таблицы:
Кол-во товара | |||||||
Общие издержки | … | … | |||||
Цена ед. товара | … | … | |||||
… | … | … | … | … | … | … | … |
14. Определите прибыль, используя данные таблицы: (спросить зачем нам даны постоянные издержки)
Кол-во товара (Q) | |||||||||
Общие издержки (TC) | … | … | |||||||
Цена ед. товара (P) | … | … | |||||||
Постоянные издержки | … | … | |||||||
Прибыль | -20 | ||||||||
TR – доход TR=P*Q Прибыль=доход-общие издержки= TR-TC
15. Определите эластичность спроса и предложения по цене, тип эластичности …. эластичности рассчитать двумя способами.
Показатель | январь | февраль | март |
Цена, дол. (P) Предложение товара, шт. Спрос на товар, шт. Выручка, дол. Коэффициент эластичности спроса (Ed) Коэффициент эластичности предложения (Es) | - - | -5/3 192/15 | -26/7 -224/13 |
/-знак деления
Дуговая эластичность = Ed = ((Q1-Q0)/(Р1-Р0))*((Р0+Р1)/(Q0+Q1))
Точечная эластичность = |(P0/Q0)*((Q1-Q0)/(P1-P0))|
18. Экономическая система – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов экономики. Вместе с тем, экономическую систему рассматривают как систему социально-экономических отношений.
Экономическая наука определяет следующие виды экономических систем:
1.а) доиндустриальная экономическая система (преимущественно аграрная);
б) индустриальная экономическая система (основанная на машинной технике);
в) постиндустриальная экономическая система (характеризующаяся возникновением и развитием информационного сектора и телекоммуникаций и возрастающим влиянием сферы нематериальных услуг)
2.а.традиционную- Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики… В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система.
б.рыночную- характеризуетсячастной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.,
в.смешанную - предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляетантимонопольную, социальную, налоговую и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения,
г.централизованную. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования). Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, также государство решает вопрос как производить и для кого производить.Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.
19.Экономические блага – внешние для человека блага, которые принадлежат ему и являются его собственностью, а также могут быть измерены по средством денег. Экономические блага – результат хозяйственной деятельности человека. Их количество ограничено по сравнению с потребностью в них.Классификация благ: материальные и нематериальные (внутренние и внешние), передаваемые и непередаваемые, личные и общественные, прямые и косвенные, свободные (даровые), экономические, настоящие и будущие, взаимодополняемые и взаимозамещаемые, долгосрочные и краткосрочные
Потребность– состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, которое он стремиться преодолеть..Виды потребностей: производственные и непроизводственные, удовлетворенные и неудовлетворенные, первичные и вторичные, потребности общества, различных социальных групп.
Полезность(U) – степень удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Виды полезности: общая и предельная. Общая полезность блага (ТU) – сумма полезности отдельных частей блага (она возрастает по мере роста количества потребляемых благ.Предельная полезность (МU) – полезность последней единицы блага, которая падает по мере увеличения количества потребляемых частей блага, так как происходит насыщение, что способствует меньшему удовлетворению потребности.
Закон (принцип) убывающей предельной полезности – чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления этого блага.
20. Монополия: понятие, отличительные признаки и формы.
Монополия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Признаки:
1.Один производитель
2.Продукт уникальный, специфический, нет близких заменителей
3.Полный контроль над P и Q
4.Существуют барьеры «входа» для потенциальных конкуркнто – монополистов
Формы:
1.Естественная (весь рынок, АС миним, эффект от масштаба)
2.Простая монополия (чистая, совершенная)
3.Дискримитационная (несколько цен)
4Монопсония (только 1 покупатель)
5Двусторонняя 1 продавец, 1покупатель.
.Определение цены и объёма производства на монополистическом рынке:
Монопольная цена- это цена, устанавливаемая монополиями единолично или в сговоре с другими монополиями.
объем производства на монопольном рынке — объём производства, который зависит от рыночного спроса на ее продукцию, величины и структуры ее издержек.