Классификация и структура себестоимости
Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Основными ее составляющими являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции является показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности организации, ее размер зависит от воздействия различных факторов. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации.
1. В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, себестоимость может быть:
цеховой— характеризует затраты цеха на изготовление продукции, включает все прямые затраты и общепроизводственные расходы;
производственной — включает затраты предприятия, связанные с выпуском продукции; состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов;
полной — включает в себя производственную себестоимость, коммерческие и сбытовые расходы, т.е. отражает общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.
2. В зависимости от принадлежности затрат к организации (отрасли) себестоимость продукции может быть:
индивидуальной — свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции;
среднеотраслевой — характеризует средние по отрасли затраты на производство продукции данного вида. Среднеотраслевая себестоимость рассчитывается по формуле средневзвешенной арифметической.
3. В зависимости от планирования затрат себестоимость может быть:
плановой — характеризует затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период;
фактической — отражает размеры действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.
4. В зависимости от степени готовности продукции и ее реализации себестоимость может быть валовой, товарной, отгруженной и реализованной.
5. В зависимости от того, какой элемент затрат явл-ся преобладающим, выделяют: материалоемкие отрасли (пищевая, легкая); энергоемкие (химич., алюминиевая); фондоемкие (нефте- и газодобывающие); трудоемкие (угольная, лесная, с\х).
В системе управленческого учета порядок формирования себестоимости особо не регламентирован. Себестоимость формируется не для целей налогообложения, а для того, чтобы менеджеры предприятия имели обоснованное представление об общих издержках.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ
Планирование эксплуатационных расходов депо производится по основным видам работ (по статьям номенклатуры расходов) и по элементам затрат:заработная плата, материалы, топливо, электроэнергия, амортизация, прочие расходы, прочие материальные затраты.
Расходы на заработную плату рабочих локомотивных бригад, топливо и электроэнергию на тягу поездов планируются на объем работы в пределах участков обслуживания локомотивными бригадами, а расходы по техническому обслуживанию и ремонту локомотивов, по экипировке, амортизация локомотивного парка и прочие расходы – на общий пробег локомотивов в пределах участков их обращения.
Расходы на заработную плату принимаются в пределах плана по труду.
Расходы на топливо (электроэнергию) на тягу поездов планируются по видам движения.
В пассажирском и грузовом движении расходы на топливо (электроэнергию) Eт(э) тыс. руб., определяются по плановому объему работы в тонно-километрах брутто , нормам расхода условного топлива (электроэнергии) на измеритель Вт(э) и цене 1т топлива (1кВт·ч электроэнергии) Ц т(э):
Расходы на топливо для маневровой работы тепловозов ,тыс. руб., определяются по плановым общим локомотиво-часами маневровой работы , норме расхода топлива на 1ч маневровой работы Вт и цене 1т топлива Цт:
Расходы на материалы.Расход смазочных и обтирочных материалов Ем, тыс. руб., на эксплуатацию локомотивов планируется на весь общий пробег в пределах участка обращения локомотивов по нормам Вм на 1000 локомотиво-км:
Амортизационные отчисления по подвижному составу планируются по серям локомотивов. По поездному парку локомотивов расчет амортизационных отчислений может быть произведен по формуле:
где - фонд амортизационных отчислений, тыс. руб.;
- эксплуатируемый парк локомотивов, ед.;
Врем- неисправные локомотивы, %;
Ц- оптовая цена локомотивов, тыс. руб.;
q – норма амортизационных отчислений, %;
Мрез- резервный парк локомотивов, ед.
Амортизационные отчисления по маневровым локомотивам рассчитываются на эксплуатируемый парк.
* Примечание: амортизация рассчитывается только на восстановление. На капитальный ремонт создается ремонтный фонд.
Планирование основных расходов, общих для всех отраслей хозяйства, в проекте предусматривается произвести по следующим статьям:
“Дополнительная заработная плата производственного персонала”. Величина дополнительной заработной платы устанавливается в плане по труду. Отчисления на социальное страхование от фонда заработной платы производственных работников и работников депо, планируемых по статьям основных расходов, общих для всех отраслей хозяйства, включая и оплату отпусков, т.е. ОСС=(ФЗПосн+ДЗП).
“Амортизация производственных основных средств”. По данной статье планируются амортизационные отчисления от стоимости основных средств, непосредственно участвующих в процессе производства, кроме отчислений по локомотивному парку.