Особенности организации и функционирования ГУП на праве хозяйственного ведения

Государственные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, (ГУП) - это юридические лица, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственниками имущество. ГУП на основании пункта 1 статьи 113 ГК РФ являются коммерческими организациями, то есть основной целью их функционирования является извлечение прибыли.

Государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер.

Во-вторых, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения.

Государст­венные органы власти выступают учредителями госу­дарственных предприятий, но субъектами предпринимательской деятельности с их правами и ответственностью быть не могут.

Во-первых, государственные органы при всем жела­нии не могут выполнять функции предпринимателя.

Во-вторых, нельзя доверять управление и принятие хозяйственных решении органам, которые не несут экономическую ответственность за по­следствия своих управленческих действий и за деятельность предприятий. Они - властные организации. Их работники, имея статус государственных служащих, несут должностную ответственность.

В-третьих, допуск к хозяйственной деятельности любых органов власти деформирует рыночный механизм, нарушает равноправие субъектов рынка. Государственные органы, будучи предпринимателя­ми - хозяйствующими субъектами, могут использовать в своих интересах не только предпринимательские функции, но и властные полномочия, что чревато не только злоупотреблениями, но и ущемлением интересов других негосударственных предприятий. Данные органы обязаны передать функ­ции предпринимателя физическому лицу, группе физических лиц, трудово­му коллективу, юридическому лицу и т.д. В связи с этим возникает вопрос, требующий юридического и экономического решения, а именно, как найти для каждого государственного и муниципального предприятия субъекта предпринимательской деятельности и закрепить его соответствующим правовым документом

государственное унитарное предприятие, имущество которого находится в собственности Российской Федерации или субъекта РФ и передает­ся ему в оперативное управление (казенное предприятие);

государственное или муниципальное унитарное предприятие, имуще­ство которого является собственностью Российской Федерации, субъекта РФ пли муниципального образования и передается ему в хозяйственное ведение, физическому или юридическому лицу в доверительную собствен­ность (грает), частому предпринимателю - физическому или юридическо­му лицу, трудовому коллективу, группе физических лиц в аренду

Государственные органы в интересах удовлетворения потребностей страны в производстве отдельных видов уникальной продукции вынужде­ны использовать государственную собственность для создания предприятий, имущество которых передается им же в оперативное управление. Такие предприятия реально выполняют в основном государственные заказы на продукцию или услуги особой важности. Здесь экономической формой реализации государственной собственности является непосредственное удов­летворение общественной потребности в продукции (услугах).

На таком предприятии имущество используется и воспроизводится как государственная собственность (Российской Федерации, субъекта РФ). Соот­ветственно произведенная продукция и полученные доходы являются государственной собственностью. Отсюда вытекает, что государственные орга­ны несут субсидиарную экономическую ответственность за обязательства и деятельность казенного предприятия. Ущерб, нанесенный им своим партнерам, как и другие не покрытые доходами затраты, возмещаются из бюджетов соответствующих уровней, следовательно, из общественных средств (по существу, из средств налогоплательщиков). Таким образом, в форме государственного казенного предприятия государственная собствен­ность производительно функционирует на своей собственной основе

7. Особенности организации и функционирования федерального казенного предприятия

Основные особенности организации федерального казенного предприятия связаны с его организационно-правовой формой - его хозяйственно-финансовая деятельность осуществляется на праве оперативного управления исходя из Типового устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ;
- оно создаётся по решению Правительства РФ непосредственно на базе федерального государственного имущества, которое ранее не использовал в хозяйственной деятельности, или в связи с принятием Правительством РФ решения о ликвидации существующих федеральных государственных предприятий, учреждений, основанных на праве хозяйственного ведения, по причинам нарушения ими требований государства-собственника при использовании его имущества (нецелевое использование выделенного недвижимого имущества, бюджетных средств, сдача имущества в аренду, в залог, передача его другим юридическим лицам без разрешения уполномоченных органов Правительства РФ и т.п.);
- оно осуществляет хозяйственно-финансовую деятельность на праве владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с заданиями государства-собственника, призванного обеспечивать управление, координацию и регулирование его деятельности и при недостаточности имущества несущего субсидиарную ответственность по обязательствам федерального казенного предприятия;
- федеральное казенное предприятие получает кредиты в банках, кредитных учреждениях только при наличии гарантии Правительства РФ;
- ассигнования из федерального бюджета выделяются при недостаточности собственных средств для осуществления деятельности и оформляются в бюджете отдельной строкой; предприятие представляет федеральному уполномоченному органу отчет о целевом использовании бюджетных ассигнований;
- предусматривается обязательная бухгалтерскую и финансовую отчетность по формам, установленным Правительством РФ, персональная ответственность руководителя за хозяйственно-финансовые результаты деятельности предприятия, использование федеральных средств по целевому назначению, а также прибыли предприятия.
Федеральное казенное предприятие не имеет права создавать дочерние предприятия, выступать в качестве учредителя предприятий, учреждений, организаций без согласия Правительства РФ или уполномоченного им органа.

Наши рекомендации