Баланс производственной мощности

Плановые расчеты и показатели

Показатели:

1) Количественные и Качественные показатели

2) Стоимостные и натуральные

А. Стоимостные обладают плюсами и минусами

+ Удобство сравнения и сопоставления

- Возможный повторный счет

Б. Натуральные

+ Наглядность

+Достоверность

+Фиксируются на уровне производительного отчета

-Трудность сопоставимости по годам

3) Абсолютные и удельные (средние)

А. Абсолютные

+На формирование удельных показателей большее влияние, чем на абсолютные имеет выбранный метод, т.е. выбранная база сравнения

Б.Средние

+Устранение значительных колебаний и получение результата за определенный период

- Снижение достоверности

4) Статистические и динамические

Статистические – зафиксированные на определенную дату и интервал времени, при этом предполагается, что практически отсутствуют факторы по их изменению.

5) С точки зрения плана: Планируемые и фактические

В планировании используется Идеальный круг показателей:

Повышение Производительность труда à Снижение удельных издержек à Повышение конкурентоспособности à Повышение объема продаж à Повышение прибыли à Повышение уровня технологии, квалификации, условий труда à Повышение производительности труда

2. Система планов предприятия и их взаимосвязь

2 осн.сист. вида рын-го план-я: технико-экономич. и оперативно-производств.

Техн.-экон.пл-е: разраб-ка целостной сист.пок-лей развития техники и эк-ки п/п в их единстве и взаимозавис-ти как по месту,так и по времени действия;обоснов-ся опт-е объемы пр-ва на основе учета взаимодействия спроса и предл. на прод-ю и усл.,выбираются необходим. произв-е рес-сы и устан-ся рац-е нормы их исп-я, опред-ся конечные фин.-экономич. пок-ли и т.п. Операт.-произв.пл-е явл-ся следствием технико-экон-го,предст.собой его последоват-е развитие и заверш-е. На этом этапе устан-ся текущие произв-е задания отдельным цехом, участком и раб. местом, осущ-ся разл.организац.-управленч.воздействия с целью коррект-и процесса пр-ва.

Сист. планов п/п-я м. б. системат-на по:

1.содержанию: техн.-экономич., операт.-производ., организац.-технич., соц.-трудовые,снабженческо-сбытовые,фин.,бизнес-план-е, стратегич., программное и др.;

2.по уровню упр-ия в завис. от числа линейных звеньев на п/п:корпоративное и заводское–на высшем уровне упр-ия. На среднем ур.–цеховая сист.план-я,на нижнем–производств-я,кот. охват. участки,бригады и раб.место;

3.по методам обоснования:сист-ы рын-го,индикативного и админ-го(централиз-го)пл-я;

4.по времени охвата: краткоср./текущ.(1г.,кв.,декада,неделя),среднесрочн.(1-3 лет) и долгоср./перспективн.(3-10лет);

5.по сфере применения:межцеховое, внутрицех.,бригадное и индивид-ое;

6.по стадиям разработок:предварит.,на этапе кот-го разрабат-ся проекты планов, и окончат-е;

7.по степени точности:уточненное и укрупнен.

8.по типам целей:оперативное, тактич.(обоснов-е задач и ср-в, необх-х для достиж-я заранее устан-х или традиц. целей.), стратегич.(выбор и обоснов-е ср-в,задач,целей для достиж-я заданных или текущ. для п/п рез-ов.) и нормативн.(открытый и обоснов. выбор ср-в,задач,целей,не имеет устан-х границ и фиксир.горизонта,решающую роль играет правильн.выбор идеала/миссии п/п.

В зарубежн. науке в пл-ии будущего корпорации 4 осн. технологии составления планов(класс-ция Р.Л. Акоффа):1.Реактивное пл-е базир-ся на ан-зе предшеств. опыта,истории развития пр-ва и чаще всего опирается на старые организац.формы,сложившиеся традиции;рассм-ет производств.проблемы по отдельности,а не как сист.Это пл-е начинает менеджер низшего звена с перечня того,что нужно предусмотреть для предстоящих изменений.Затем разрабат-ся проект отыскания и устран-я причины недостатков,производ-ся оценка затрат и рез-ов по кажд.проекту и устан-ся приоритеты.Передача проекта продолж-ся пока сводные планы не достигают высшего уровня упр-ия,где выбирают окончат.вар-т. 2.Инактивное пл-е ориентир-ся на сущ-щее положение п/п-я,не предусм-т возвращ-я к прежн.состоянию/ продвижения вперед.Цели:выживание и стабильность пр-ва. Свой стиль,традиции инактивные орг-ции ценят выше,чем экономичность,эфф-ть планово-произв- ой деят-ти.Пл-е,ориентир-е на настоящее,не способст-т экономич.росту и развитию отеч. п/п-й. 3.Преактивное пл-е напр-но на осущ-ие непрерывн. измен-й в разл. сферах деят-ти фирм.Опирается на достиж-я науки и техники,широко исп-ют эксперимент и прогнозир-е,но мало исп-ют накопл.опыт.Состоит из прогнозир-я буд-го и подг-ки к нему,осущ-ся на п/п «сверху вниз».Нач-ся с прогнозир-я внешн.усл.,затем формулир-ся цели п/п,стратегия.Преактивн. пл-е м. б. эфф-ым лишь для относит-но короткого периода. 4.Интерактивное пл-е: проектир-е желаемого буд-го,поиск путей его построения;направлено на повыш-е результатив-ти со временем,цель:макс-ть свою способность обучаться и адаптир-ся или развив-ся.Обучение,адаптация–ключевые моменты интерактивного планирования.Ориентир-но на взаимодействие прошлого,наст.и буд.,направлено на повыш-е уровня индивид-го,орг-го,обществ-го развития п/п-я.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

3. Варианты планирования. Виды планов

Планирование – это управленческая деятельность, которая предполагает разработку целей и задач управления предприятием и определяет пути или механизмы достижения поставленных целей.

Варианты планирования зависят от:

1)достигнутого уровня развития

2)стратегических целей

3)готовности к учету внешних факторов

Реактивный план(«против течения»): опирается на концепцию Руссо: опирается на предыдущий опыт с одной стороны и на попытку сохранить существующий порядок с другой стороны.

Данный план опирается на контроль, учет и анализ. У предприятия существует хороший учет внутренних факторов(экономической истории), предприятие собирает большое количество данных по управленческому учету, больше, чем это требует статистическая отчетность. Наиболее тщательно прорабатываются тактический и оперативный план. Обычно на таких предприятиях очень хорошая организация производства и система контроля различных показателей качества.

Минусы:

1)Предприятие не имеет опыта стратегического планирования и каждый раз ориентируется не на систему, а на сумму планов.

2)Предприятие практически не рассматривает факторы внешней среды

3)Предприятие не планирует изменения, это говорит о том, что изменения не учитываются и происходят внезапно

4)Планирование ведется от достигнутого и основные данные поступают снизу вверх.

Инактивный план(«по течению»): Предприятие не консервирует прошлое, при этом также не стремиться к движению вперед, не форсирует изменения. Предприятие удовлетворено настоящим. В таких планах учитываются минимально необходимые изменения, т.е. предприятие осуществляет постепенные и продуманные изменения. Этот метод планирования проявляет свои преимущества при благоприятном развитии экономики.

Преактивный план(«контроль первой волны»):Предприятие увеличивает контроль внешних факторов, у предприятия существует готовность к изменениям, многие предприятия указывают ускорение изменений. Контроль внешних факторов должен показать несколько направлений изменений. В плане закладывается приоритетное направление и несколько сопутствующих вариантов. Такого рода планы позволяют решить задачу оптимизации. «Стремление оседлать первую волну».

Интерактивный план(«Создание собственной волны»):

Предприятие концентрируется на прогнозе факторов инновационного развития. Это венчурные предприятия. Для реализации данного вида плана требуются дополнительные условия:

1)собственные разработки

2)Опыт внедрения

3)возможность противодействия рискам

Долгосрочный план ( от 5 лет)

Среднесрочный (от 1 до 5 лет)

Текущий план

Планирование ассортимента: основные характеристики и показатели

Ассортимент – определенный набор или перечень товаров различных видов, объединенных по какому-либо признаку (название, размер, способ производства, цвет, сорт и т.п.)

За пределами предприятия разрабатывается детализированный перечень продукции с делением по видам и модификациям.

Номенклатура – это укрупненный перечень, выпускаемой продукции.

Ассортимент важнейший фактор конкурентоспособности, поэтому оценивается его рентабельность и перспективность. Рентабельность оценивается с помощью матрицы БКГ, перспективность зависит от жизненного цикла товара, спроса и конкурентоспособности. Отдельно оцениваются товары длительного и краткосрочного пользования.

В настоящее время преобладают детализированные или видовые расчеты затрат, цен и рентабельности по каждому виду товаров.

Ассортимент характеризуется:

1)Стабильность

2)Структура ассортимента: соотношение отдельных ассортиментных позиций в % или долях

3)Широтаассортимента: количество изделий того или иного вида (шт)

4)Полнота ассортимента: соотношение фактического выпуска товаров по видам к условиям, предусмотренным спецификацией

Приоритетными являются следующие ДВА показателя:

5)Модификация или глубина ассортимента: количество разновидностей конкретного вида изделий

Этот подход к планированию ассортимента позволяет быстро увеличить разнообразие при маленьких расходах на это

6)Обновление ассортимента: доля новых товаров в структуре ассортимента или выпуска. В этом случае управленческое решение требует дополнительных расчетов по следующим показателям: трудоемкость, материалоемкость, уровень освоения. В зависимости от уровня освоения планируются мероприятия по совершенствованию технологии и подготовки производства.

При планировании ассортимента изучается конъюнктура рынка – конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке. Которая характеризуется показателями: сбалансированность спроса и предложения, уровень устойчивости основных показателей, уровень изменчивости основных показателей, масштаб рыночных операций, степень деловой активности, сезонные циклы и т.п. Емкость рынка-кол-во товаров,кот.может поглотить рынок за опред.период.времени.

Ассортимент планируется по основным показателям по принципам сохранения или изменения, в натуральной форме. Мы определяем количественные характеристики каждого вида ассортимента, включаемого в план.

Расчитываются след пок-ли:

1. Абсол изменение V продаж в нат и стоим выражении

Иа=Оп ф-Оппл Иа-изменение абсолютное, Опф- объем произв-вап факт, Оппл-объем производства плановый

2. Измен номенклатуры ассортимента

3. Уд вес товара данного вида в общ объеме выпуска (Vданного вида / V общий)*100%

4. Индивид индекс физ. V реализ.прод-ии – отн-ие кол-ва прод. данного вида, реализ в отч. году к баз.году.

5. Стоимост индекс продаж I пр=сумма q1c1\сумма qпсп

6. Потенциал товарного предл-я Q=сумма(qi*Э-В), где Э-эластичность предл за минусом внутр потребления компании В. qi=N*D*R, где N-мощность пп, D-загрузка(исп-ие мощнотей), R-ресурсн обеспечение

7. Баланс спроса и предложения

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

5. План маркетинга: задачи, структура и показатели плана

План маркетинга может быть основан на принципиальных характеристиках маркетинговой деятельности(задачи):

- сбор и преобразование внешней информации;

- разработка параметров товара;

- анализ возможных изменений потребностей потенциальных покупателей на основе инновационных признаков товара;

- разработка бюджета и основных характеристик реализации товара + корректировка расходов;

В этом разделе плана учитываются следующие показатели:

1)абсолютное изменение объема продаж

ОП(план) = ОП(тек) – ОП (пр)

2) изменение номенклатуры ассортимента – удельный вес данного вида товара во всем объеме

3)Индивид индекс физ объема реал продукции данного вида = Р-ый объем в отчетном периоде / Реализованный объем в базисном периоде

4)Коэффициент соответствия структуры ассортимента к структуре потребности в продукте

5)Общий стоимостной индекс объема продаж:

I=Сумма( q1*С1) / Сумма (q2*С2)

q-объем продаж в натуральном выражении,

С- цена

6) Остатки нереализованной продукции на конец периода:

Р2+Т2 = Р1+Т1+Т-Р

Р2-остатки нереализованной продукции на конец периода

Т2-остатки продукции отгруженной, но не оплаченной на конец периода

Р1 - остатки нереализованной продукции на начало периода

Т1 - остатки продукции отгруженной, но не оплаченной на начало периода

Т - произвели

Р – объем реализации продукции

Необходимо оценить:

1. потенциал товарного предложения (ПТП)

ПТП= Сумма (Qi*ЭП – В)

Qi – объём продукции, запланированный к выпуску на предприятии в соответствиис портфелем заказов

ЭП – эластичность предложения

В – внутреннее производственное потребление

Qi=Wi*Di*Ri

Ni -Мощность предприятия

Di - Степень загрузки

Ri -Степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для реализации производственной продукции

Обычно в плане по маркетингу рассчитываются:

1)Объем продаж по отношению к затратам;

2) Объем продаж по отношению к кол-ву работников предприятия

3) Объем продаж по отношению к готовой продукции

4) Объем продаж по отношению к количеству клиентов

А также

5)товарооборот по отношению к количеству продавцов

6)стоимость заказов по отношению к количеству продукции на складах

7)Стоимость новых (полученных) заказов по отношению к имеющимся заказам

Стр-ра плана маркетинга: - цель деят-ти; - цель выпуска данного товара; - параметры рынка; - хар-ка рыночной позиции пр-ия;- прогноз рыноч. потенциала ф. ;- цель маркетинга; - масштаб деят-ти ; - программа маркетинга;-опред. целевых групп;-опред. политики цен;-рекламные мероприятия;-ожидаемая прибыль;- смета затрат на маркетинг;-контроль и корректировка

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

6. План рекламных мероприятий (медиаплан)

Медиапланирование (media planning) — составление медиапланов (расписаний показов рекламных материалов), планирование рекламных кампаний, основа которого заключается в выборе медианосителей (ТВ, пресса, радио, наружная реклама) для доставки рекламного сообщения, а также оптимизации размещения по охватным, стоимостным и прочим характеристикам.

Планирование рекламных мероприятий – раздел плана, который формируется на основе информации о наличии средств у предприятия.

Планирование может осуществляться:

1) по фактической сумме затрат

2) на основе бюджета рекламных мероприятий

3) на основе базового или предшествующего периода

4) на основе базового, но с корректировкой

5) в твердом проценте от прибыли

6) в зависимости от задач предприятия

7) установление зависимости между уровнем коммуникации и поведением потребителя

В плане также определяются следующие показатели:

1)общее количество ознакомленных

2) стоимость одного рекламного контракта

3)общее количество мотивированных

В конечном счете определяется:

Чистый эффект рекламы – это прирост прибыли в зависимости от рекламной кампании текущего года.

Очень трудно преодолеть следующие тенденции рынка:

- известность торговой марки

- сезонные изменения спроса (характерно для легкой промышленности)

- инфляционные ожидания

- политика в сфере зарплат

В современной практике учитывается сбытовой потенциал целевой аудитории. На этой основе определяется рекламный рычаг – это отношение ожидаемого роста продаж к стоимости рекламных мероприятий, способных вызвать такой рост. Существует ещё один вид рекламного рычага – это рекламный рычаг исчисленный по прибыли (рычаг прибыли) или отношение роста прибыли в расчете на одного покупателя по отношению к стоимости рекламных мероприятий (минимум 1)

При планировании рекламных бюджетов учитываются дополнительные показатели. Например, вид рекламы (имиджевая реклама, продающая реклама).

В качестве дополнительной характеристики мы можем рекомендовать общий анализ структуры рекламных средств.

В плане рассчитываются следующие показатели

1)Рентабельность рекламы

П * 100

Р = _______ ,

U

где Р — рентабельность рекламирования товара, %

П — прибыль, полученная от рекламирования товара, руб

U — затраты на рекламу данного товара, руб

2) Коэффициент объема реализации на 1 руб. рекламных затрат

К= объем реализации/затраты на рекламу (рекламоотдача)

3) Коэффициент рекламных затрат на 1 руб. объема продукции

К = затраты на рекламу/объем реализации (рекламоёмкость)

4) Экономический эффект от рекламы(ЭЭР)

ЭЭР = дополнительный объем продаж – (затраты на рекламу + доп.затраты из-за прироста объема продаж)

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

7. Планирование сбыта продукции.Основными задачами службы сбыта являются изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль за ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств. Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

План реализации разрабатывается на основе заданий вышестоящей организации в тесной увязке с планом производства товарной продукции и в соответствии с договорами, заключенными с ее получателями. При технико-экономическом планировании реализуемой считается та продукция, которая должна быть отгружена потребителям в планируемом периоде (вне зависимости от времени ее производства) и оплачена им, т. е. та, стоимость которой включается в сумму реализации.

Продукция, отгруженная потребителю, но не полученная им или полученная, но не оплаченная (товары отгруженные) не включается в реализованную.

Таким образом возникает различие (разрыв) между количеством реализованной (за которую потребитель уплатил деньги) и количеством отгруженной продукции.

Количество продукции, подлежащей реализации в планируемом периоде, зависит от товарной, выработанной в этом периоде, остатков готовой на складах предприятия и в пути на начало и конец планируемого периода.

Эта зависимость выражается формулой :

РП = ТП - (ОСк - ОСн) - (ОПк - ОПн),

РП = ТП + (ОСн – ОСк) + (ОПн – ОПк), где ТП — товарная продукция предприятия, выработанная в планируемом периоде

(в натуральном выражении);

РП — реализуемая продукция предприятия (в планируемом периоде) в натуральном выражении;

ОСн, ОСк — остаток готовой продукции на складах предприятия на начало и конец планируемого периода;

ОПн, ОПк — остаток товаров (готовой продукции данного предприятия) в пути отгруж, но не оплачен на начало и конец планируемого периода.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Планирование произв-ва и реализации: задачи, структура и показатели

Данный раздел плана должен обосновывать возможный выпуск прод-ии конкретных видов, кроме того загрузку производств. мощностей, рационального управления имущества пр-ия. План пр-ва основан на произв-венной программе.

Задачи производств. программы - определить необходимый V пр-ва прод-ии в плановом периоде в соотв. со структурой асс-та, требованиям по качеству и планам продаж. Если ассортиментные позиции явл. новыми, то также планируется ввод в действие новых производственных мощностей., нов. планов по числ. и квалиф. персонала…

Произв. прог-а формируется за счет гос. заказа, заказов потреб-лей за счет выявленного спроса.

Продукция включ. в план делится на след. гр:

1.Прод. осн. назначения

2.Прод. на экспорт

3.Прод. по заказу

4.Новая прод-ия

5.Прод-ия из мат-ов заказчика

6. товары народного потребления

7.Прочая прод.

8.Работы промышл. хар-ра

Планирование объема продаж

Планирование асс-та связано с планир. продаж и получ. выручки от реализ.

Алгоритм планирования продаж:

1.Анализ продаж предшеств года.

2.Сегментация рынка

3.Выбор целевого сегмента

4.Определение емкости рынка

5. Прогноз развития рынка

Планирование асс-та:

1.Планир V продаж

2.Формирование стр-ры асс-та

3.Освоение новых изделий

4.Планирование конкурентоспособ.

5.Планирование цены

Показатели плана произ-ва и реализации

Валовой оборот – суммарная стоимость всех готовых изделий и п/ф, вырабатываемыми всеми подразделениями пр-ия, независимо от того где и как будут потребляться + стоимость услуг промышленного характера, оказанных сторонним организациями + капитальный ремонт собств. оборуд.

Внутризаводской оборот – сумм. ст-ть ресурсов, услуг, той части п/ф, кот. потребл. внутри самого предп-ия и они также произв. на самом пр-ии.

Внутризаводское потребление – ст-ть услуг и предметов тр., передаваемых из одного подраздел в др. и исп. на произв-ые нужды.

Если от валового оборота отнять ст-ть внутризаводского оборота, то разность покажет ст-ть ГП, работ, услуг.

ГП=Валовой оборот -Внутризаводское потребление

ВП + ПФн = ТП + ПФк + М

М - материалы поступившие в обработку

РП - показатель валового дохода, это ГП поставленная заказчикам и оплаченная ими.

Реализованная прод-ия рассчитывается на базе ТП путем ее корректировки и балансовым методом

РП = ∑ТП + - ГПс + - ГПо

ГПс – ГП на складе

ГПо - отгруж, но не оплач.

В плане м. определить средний доход = Валовой доход(ВД)/V(кол-во продан. товаров)

Все показатели ТП, ВП, РП включ. в себя значит. долю материал. затрат, кот. достигают 80-90% всех затрат.

ЧП = ПРр – МЗ - АО

чист. прод. ПРр - прибыль от реализ., МЗ-мат. затраты, АО – аморт. отчисл.

Для целей планирования определ. полная трудоемк. – сумма затрат труда всех раб-ков, всех категорий предпр-я.

Тр пол. = ТРсдельщиков + ТРповременщ.+ТРобслуж.+ТР управления

ТР сдел.+ТР повр.=ТР технологич.

Технолог. трудоем. опред. затраты врем. по изделиям, технолог. переходам и видам работ. ТР технол.+ТР обсл=ТР произв.

ТР полн. =ТР произв.+ТР управл.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Планирование производственной программы. Основные балансовые соотношения.

Производственная программа (ПП) определяет необходимый объем произ-ва продукции в плановом периоде, соответствующий по ассортименту и качеству плана продаж. Это делается для определения параметров производственной мощности, для определения потребности в сырье и других материальных ресурсов, для определения потребности в рабочей силе.

ПП формируется на основе выявленного спроса, заказов потребителей и гос. заказах. Продукция, включаемая в план производства делится на следующие группы:

- изделия основные (основная продукция, профилирующий ассортимент); - продукция на экспорт; - новая продукция; - изделия по гос. заказу; - изделия из материалов заказчиков; - сопутствующая продукция; - работы промышленного характера и услуги.

Для выполнения ПП необх-мо контролировать учетное состояние от стадии сырье и мат-лы до ГП на складе. Учетные состояния:

-сырье и мат-лы - это предметы труда, не

поступившие в обраб-ку, но подготовленные к процессу пр-ва.

-П/ф - это предметы труда, частично обработанные и предназначенные для произв-го потребления др.подразделений этого же пр-тия.

-нзп - предметы труда, находящиеся в процессе обработки в одном из подразделений.

-ГП - это предметы труда, полностью прошедшие все этапы обр-ки и переданные на склад ГП. ГП = валовый продукт - внутрипроизводственный потреб. ГП также м.б.определена по данным учета склада ГП и м.б.найдены расхождения. Для дальнейшего пересчета ГП исп-ся доп.пок-ли: 1.Товарная пр-ция - это ст-ть ГП и п/ф, также ст-ть услуг, ТП = ∑Аj * Uj + ∑Bi * Ui + ∑Cf * Uf + ∑Dc * Uc + ∑Ep * Up + ∑Зу, где А - кол-во ГП по видам, U - цена каждого вида ГП, B - кол-во п/ф, C - работы по капит.ремонту, D - объем работ для сторонних организаций и своих непромышленных хоз-в, E - сумма работ по пр-ву тары и упаковочного мат-ла, З - затраты на мат-лы, которые д.б.обработаны

2.ВП. ТП корректир-ся на ст-ть остатков нзп и п/ф и ст-ть остатков инструментов спец.назначения, на начало и конец года соотв-но: ВП = ТП +/- Онп,п/ф +/- Ои. Взаимосвязь ТП и ВП: ВП + ПФн = ТП + ПФк + М, где М - ст-ть материалов, которые поставлены заказчикам.3. РП - это ГП, поставленная заказчикам и оплаченная потребителем.ТП + ОГПн + ОПФн + М = РП + ОГПк + ОПФк, где ОГПн,к - остатки ГП на нач и конец периода; ОПФн,к - остатки п/ф на начало и конец периода. РП = ∑(ТПi ± ∆ГПci ± ∆ГПоi), где ∆ГПci - изменение ГП на складе; ∆ГПоi - изменение ГП отгруж, но неоплач; n - число видов ТП.

Балансовое соотношение - показатель деятельности предприятия, рассчитываемый на основе баланса.

Основными балансовыми соотношениями являются:
- коэффициент ликвидности;
- процентное отношение прибыли брутто к оборотам;
- прибыль-нетто в процентах к прибыли брутто;
- величина полученных кредитов в процентах к оборотам;
- скорость обращения запасов.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Планирование производственной мощности. Показатели использования производственной мощности. Баланс производственной мощности. Баланс времени работы оборудования.

Производственной мощностью предприятия называют максимально возможный годовой выпуск продукции в установленной планом номенклатуре при полном использовании оборудования, площадей, учете достижений технологии, организации производства и труда и обеспечении высокого качества изделий.

Показатели произв. мощн-ти

-всего единиц установл. оборудования

-годовой фонд полезной работы обор-ия

-норма вр. работы оборуд.

-норма производит. работы одной ед. оборудования. .

План по труду

Назначение- определение рац. потребности фирмы в персонале для эффектив. работы в планируемом периоде времени.

Планирование труда и персонала зависит от типов пр-ва и реализации прод., от сущ. норм и нормативов, наличия и отсутств. вспомогат и доп. работ и т.д.

Этапы:

1.Анализ выполнения плана по предудущ периоду.

2.Расчет планового показателя производит. труда

3.Рассчит. или корректир. нормативы изготовл. ед. прод, работ, услуг

4.Плановый баланс вр. одного работающего

5.Расчетная потребность в персонале, плановая стр-ра и движения

6.Планирование развития персонала.

Планирование ПМ.

Проводятся расчеты и обосновываются с выпуском.

1. ПМ = Фэ * N * К см/Тр, Фэ-фонд времени эффект работы оборуд, N –кол-во оборудования данного вида, Ксм – коэф сменности, Тр –трудоемкость выр-ки

2. ПМ = Т * N * Н* Кро, Т – кол-во по кален, Н-технолог норма

3. ПМ=Фэ*N*Кнн, Кнн – коэф напряженности норм

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

11. Баланс оборудования. Расчет дополнительной потребности в оборудовании. Методы измерения и планирования производительности труда. Планирование роста производительности труда.

Баланс оборудования - баланс, в котором сопоставляются наличные основные средства с учетом их износа и выбытия и вновь вводимые средства на предмет достижения соответствия основных средств потребностям в них, диктуемым объемами производства. Составляется в целях определения показателей воспроизводства (выбытия, обновления) основных средств.

Потребность в оборудование учитывает следующие факторы:

1) увеличение производственной мощности в связи с увеличением производственной программы; 2) замена физически и морально устаревшего оборудования; 3) замена оборудования находящегося в ремонте; 4) потребность в новом оборудование для выпуска новой продукции или провед. исследов. работ.

Для планирования используется балансовый метод:

П0опор эк+Пэ= Онрпл

Поп -потребность в оборудовании возникшие при увел. производственной программы

Пэ -потребность в оборудование для проведения научно-исследовательских работ

Пор - ремонт и эксплуатация

Он - неустановленное оборудование, которое будет введено в эксплуатацию

Пр - собствен. произ-во оборудования

Зпл- плановые закупки оборудования

Методы измерения и планиров. произв. тр.

План. произв. труда это измен. уровня приз-ти труда. Сущ. 3 метода:

1) Метод корректировки базисного уровня

2) Метод прямого счета

3) Планирование по факторам

Для измерения уровня ПТ используют:

-натурал. (условно-нат.)- выработка в натур. выраж или в условн. ед-х

-трудовой – выраб в норма-часах или трудоемк. изгот.

-стоймостной – выраб. в стойм. ед-цах

Выработка – это объем пр-ва по отношен. к затратам труда (Vпр-ва исчисл. по какому то виду прод (тов., реал, валов.) Затраты тр. опред. по период. планир. (от 1 дн. до 1г)

1)Показ. выраб.по натур. методу опред-ся как Вн= V вып-ка пр-ции/числ. раб-ков

или Вн= Vвып./затраты врем.

огран-е: если использ. натур. ед-цы, то огранич. – тип ассорт-та

2) трудовой метод Вт = ∑Мi*Тi/Чр (трудоемкость дан. вида изд./ числ. раб)

3)Стоймостной метод Вс = ∑Мi*Цi /Чр

Доп. показ. – выработка определенная по нормативному методу В= ∑Мi*Нчп/Чр, Нчп – норматив чистой пр-ции

Планир по факторам можно можно осущ в 2 величинах-осн на изменен числ по каждому фактору, - осн на экономии ресурсов

Чисходн=Ч баз*Темп роста*Об пр-ва/100

Э=сумма Эi от i до n по факторам, Э-экономия числ-ти по факт

Прирост Пт=1/Чисх-Э *100

Планирование роста произв-ти труда

План повышения произв-ти труда

Фак-ры изменения пр-ти труда

1. Повыш научно-технол-го уровня

- всего:

в том числе:

- мех-ция и авт-ция техн-х процессов

- внедрение новой технологии

- изм-е конструкции изд.

- повышение качества прод.

- внедрения новых видов сырья

- прочие факторы

2. Совершенствован. организ. пр-ва, труда и управления – всего:

в том числе:

- рационализация управления

- повышение норм выработки и зон обслуживания

- сокращение потерь времени

- сокращение потерь от брака

- прочие фак-ры

3. Изменение V и стр-ры прод. – всего

в том числе:

- относ-е изм-е в связи с рост. V пр-ва

- изм-е стр-ры пр-ва

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

12. Структура трудоемкости и использование ее элементов в планирование. Полная трудоемкость основной продукции.

Трудоемкость - представляет собой сумму затрат живого труда на производство единицы продукции.Для определения трудоемкости единицы продукции затраты на все производство делят на объем выпущенной продукции за определенный период. Тр=ЗТ/ ОП

В целях планирования и анализа труда рассчитывают трудоемкость отдельных операций, изделий, работ.

Технологическая трудоемкость (Тт) определяется затратами труда основных рабочих . сдельщиков и повременщиков. Она рассчитывается по производственным операциям, деталям, узлам и готовым изделиям.

Трудоемкость обслуживания (То) представляет собой затраты труда вспомогательных рабочих основных цехов и всех рабочих вспомогательных цехов и подразделений, занятых обслуживанием производства. Ее расчет производится по каждой операции, изделию либо пропорционально технологической трудоемкости изделий.

Производственная трудоемкость (Тпр) слагается из трудоемкости технологической и обслуживания, т.е. это затраты труда основных и вспомогательных рабочих на выполнение единицы работ.

Трудоемкость управления (Ту) складывается из затрат труда руководителей, специалистов, служащих. Одна часть таких затрат, которая непосредственно связана с изготовлением изделий, прямо относится на эти изделия, другая часть затрат, которая непосредственно не связана с изготовлением изделий, относится к ним пропорционально производственной трудоемкости.

Полная трудоемкость продукции (Тп) отражает все затраты труда на изготовление каждого изделия и всей их суммы. Она определяется по формуле:

Тп = Тт+То+Ту = Тпр+Ту [3].

Различают трудоемкость нормативную, плановую и фактическую.

Нормативная трудоемкость рассчитывается на основе действующих норм труда: норм времени, норм выработки, норм времени обслуживания и норм численности.

Она используется для определения общей величины трудовых затрат, необходимых как для изготовления отдельных изделий, так и на выполнение всей производственной программы.
Плановая трудоемкость отличается от нормативной на величину снижения трудозатрат, планируемых в текущем периоде за счет реализации организационно-технических мероприятий.
Фактическая трудоемкость - это сумма совершенных трудозатрат на выпущенный объем продукции или выполненный объем работ.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Планирование численности. Эффективность использования трудовых ресурсов. Баланс рабочего времени.

При планировании численности используется метод корректировки:

Чпл=Чб*Уоп,

Уоп – индекс изменения объема пр-ва

Чобщ = ОПпл/[Птротч*(1+(DПт/100)].

ОПпл – объем пр-ва плановый;

Птротч – прирост производительности труда отчетный

показатели должны определяться по единой х/ки выпуска. Аналогично можно осуществить планирование по норме выработки отчетного периода и его корректировка.

При планировании сдельщиков рекомендуется использовать пок-ли трудоемкости ед.продукции:

Чсд=Тред*ОПпл/Фонд врем.в.1 раб

Численность повременщиков рассчитывается по регламенту работы предприятия и отработанному времени. Ч повр=Трпроиз прог/эффкт фонд времени раб. Общая численность сводится по итоговым х/кам основных и вспомогательных рабочих (сдельщиков и повременщиков), далее численность служащих и специалистов.

Эффективность использования трудовых ресурсов можно оценить по использованию рабочего времени, производительности труда, трудоемкости продукции, рентабельности.

Анализ использования рабочего времени предполагает оценку кол-ва отработанных дней и часов одним работником ППП за предплановый период, а также использование фонда рабочего времени. Анализ проводится по каждому структурному подразделению, категории работников и в целом по фирме. Анализируются показатели базисного и отчетного года и плана на отчетный период.

Для оценки уровня производительности труда чаще всего используются след. показатели: среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработка продукции 1 рабочим; среднегодовая выработка продукции на 1 работающего; трудо

Наши рекомендации