Экономические законы и категории. предмет и методы

ЭКОН. ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ЗАКОНЫ РАЦ. ВЕДЕНИЯ ХОЗ-ВА И ПОВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧ. ЭПОХИ. МНОГОКРАТНО ПРОВЕРЕННЫЕ И ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ЭКОН. ПРОЦЕССОВ - ЗАКОНЫ. Они выражают необход., устойчивые, регулярные зависимости между свойствами экон. явлений и процессов и явл. объективными. За экон. фактами, единичными и обобщенными, стоит экон. деятельность людей и те отношения, в кот.вступают люди в процессе этой деят-ти. Эк.законы: объективные :не зависят от воли и сознания людей, но, в отлич. от законов природы, они действ. через производственно-эк. деят-ть людей. Эк. законы сущ. в виде общих и специфич. Общие-законы, кот. действуют во всех типах хоз-ва(закон повышения производительности труда, закон разделения труда), специфич.-действуют в отдельных типах хоз-ва(законы товарного пр-ва, законы денежного обращения) Кроме эк. законов в эк.теорииисп-ся закономерности и категории. Закономерности-объективно существующие, повтор. связи эк. явлений и процессов, характериз. поступательное развитие хоз.системы. Категории-понятия, кот. характеризуют отдельные эк. процессы (прибыль, стоимость, цена) Субъективно-психологич.. Сюда входят эк.сознание и мышление, мотивы хоз.деятельности, эк.интересы. Функции эк.теории: 1.Познавательная заключ. во всестороннем исследовании эк.явлений и их внутр.сущности. Применяют теоретич. обобщения, стремятся выявить тенденции. 2.Прогностическая представляет разработку научных основ предвидения перспектив соц-эк. развития на отдаленный период. 3.Практическая выступает в виде научного обоснования эк.политики гос-ва, выявления принципов и методов рац.хоз-вования.

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ

Предмет эк.теории – совокупность эк.отношений, охватыв. производств. и непроизводств. сферы. Эк.отношениявключ. производственные, организационно-эк. и соц-эк отношения общ-ва. При этом система производств. отношений выступает в роли составной части эк.отношений, кот. проявляются в общих принципах, закономерностях и тенденциях эк. развития общ-ва. С их пом. выявляются возникающие в процессе воспр-вавнутр. противоречия и вырабатываются пути эффективного исп-ния имеющихся ресурсов, методы эк.роста, наиболее рац. формы хоз-вования. Методы-совокупность приемов и способов, с пом. кот.изучается объект. Метод эк.теории - совокупность познавательных и диалектико-логических принципов, применяемых для исследования системы эк.отношений. Научные методы исследования: 1.Всеобщие, к числу кот.относятся формально-логические приемы и методы, метафизический, диалектиче-ский методы 2.Общенаучные-исторический, логический, матем. 3.Специфические-для анализа каждой отрасли создаются и исп-ся собственные приемы.

Формально-логические: основываются на формальной логике, науке, изучающей формы, мысли и формы сочетаний их, отвлекаясь от конкретного содержания суждений. Основатель-Аристотель.

Осн. законы: 1.З.тождества-каждая мысль должна иметь строго опред. устойчивое содержание 2.З. противоречия-две противоп. Мысли об одном и том же предмете, взятые в одном и том же времени, не могут быть истинными 3.З.исключенного третьего-из двух отрицающих друг друга мыслей об одном предмете, взятом в одном времени, одно непременно истинно 4.З.достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность кот.была доказана ранее. Метафизический исп-ся для исследования эк.явлений и процессов в состоянии покоя и неизменности. Применяется для изучения отдельных элементов системы, выявления внутр. структуры, классификации эк.явлений. Диалектический-изучениехоз процессов в развитии. При изучении эк.процессов устанавливается из взаимообусловленность и взаимодейтсвие. Исторический предполагает рассмотрение эк.процессов на разных этапах их историч. развития. Математический повышает научную обоснованность анализа эк. явлений, а также практических разработок. Экон. эксперимент: искусств. воспроизведение эк.явления с целью изучения его в наиб. благоприятных условиях. Экон. эксперименты проводятся в 3 случаях: 1.Изучаемая хоз.система отличается значительными размерами и сложность, охватить ее макроэкон. наблюдением невозможно. 2.Макроэкон. наблюдения не позволяют получить ответа на вопрос о сущности наблюдаемых внутр. закономерностей и процессов. 3.Эк.процесс плохо изучен, и возможные рез-ты воздействия на него в реальной действительности могут быть непредсказуемыми. По объекту воздействия:1.Реальные-опыты в реальной обстановке.2.Модельные-воздействие оказывается не на сам эк.объект, а на его модель.3.Человекомодельные-деловые или хоз.игры. По целям:1.Хоз. 2.Исследовательские.По хар-ру исследуемых факторов:1.Стимулирующие.2.Организационные

Наши рекомендации