Профессиональные знания, умения и навыки, и их формирование.
Универсальным средством формирования профессиональной пригодности является профессиональная подготовка специалистов, включающая их обучение и тренировку. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает системой необходимых в работе знаний, умений и навыков.
Профессиональные знания — это характеризующие особенности конкретной деятельности сведения, которые необходимы для эффективной ее реализации. Знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным и обобщенным отражением действительности.
Навыки — это действия, доведенные в результате упражнения до определенной степени автоматизма, выполняемые легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и с наименьшим напряжением. Важная роль навыков, по С.Л. Рубинштейну, заключается в том, что они разгружают сознательную деятельность от регулирования относительно элементарных актов, вследствие чего она может направляться на решение более сложных задач [49].
Но не всякое действие надо доводить до автоматизма – иногда это может быть даже вредным (особенно в сложных условиях работы) из-за потери оперативного контроля за качеством его исполнения.
Профессиональные навыки обычно подразделяют на три категории: 1) сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), 2) моторные (двигательные навыки) и 3) интеллектуальные (приемы решения задач).
Приобретение навыка происходит постепенно, иногда очень медленно. Особенно это касается сложных двигательных (моторных) навыков. Освоение сложных действий происходит поэтапно. Например, в формировании двигательного навыка можно выделить следующие этапы:
1) предварительный, на котором формируется программа навыка, расчленяются отдельные движения на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения, отбирается необходимая информация для конкретного навыка;
2) аналитический (генерализованный), на котором движения выполняются раздельно, производится чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения;
3) синтетический (детерминированный), на котором отдельные элементы действий объединяются в одно целое, формируется обобщенный образ, в который входит последовательная совокупность движений;
4) этап автоматизации, на котором устраняются излишние движения, внимание перемещается с процесса действия на его результат, образуется ритм движения, формируется произвольная регуляция его темпа.
Этапность в формировании профессиональных навыков четко прослеживается в процессе обучения летчика на тренажере.
Рисунок 2. Интегральная ошибка пилотирования и напряженность летчика при обучении на тренажере (I, II, III, IV – стадии обучения; 2, 3, 4, 5 – балльные оценки качества пилотирования(источник: В.Н. Дружинин. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – СПб, 2007).
Сформированные навыки существуют не изолированно друг от друга, они вступают во взаимодействие. Старые навыки в одних случаях способствуют овладению новыми (положительный перенос навыков), в других – тормозят их образование (интерференция навыков).
Основным средством формирования навыка является упражнение. Упражнение – это организованное определенным образом повторное многократное выполнение действий с целью развития навыков и умений. Эффективность использования упражнений определяется наличием четкой цели, последовательным и постепенным усложнением, оценкой результата, самоконтролем процесса упражнения, системой обратной связи за результатом обучения, активностью обучаемого, полнотой и определенностью инструкции.
На базе знаний и навыков в результате упражнений (при обучении и в реальной деятельности) формируется умение человека работать. Умение – это сложное психическое образование, определяющее знание и понимание необходимых способов реализации профессиональных навыков в обычных (штатных) и нестандартных условиях трудового процесса. Умение и навык соотносятся так же, как программа действия и его реализация. Умения предполагают разные варианты реализации действий.
Для поддержания на заданном уровне приобретенных в процессе обучения навыков и умений, а также для их развития путем моделирования (имитации) условий реальной деятельности необходимо проведение профессиональных тренировок. Одним из основных средств тренировки являются тренажеры. Использование тренажеров повышает эффективность подготовки за счет таких их преимуществ, как возможность многократного повторения отрабатываемых действий в ограниченное время, быстрое выявление и устранение ошибок, тесное общение методиста с обучаемым и др.
Процесс тренировки проявляется как в совершенствовании качества деятельности, так и в снижении нервно-психической реакции обучаемого, уменьшении энергетической, информационной, психической цены деятельности. Известно, что высокая оценка при тренировке может быть достигнута за счет избыточного напряжения сил, работы на пределе психофизиологических возможностей. При этом надежность деятельности, особенно в усложненных условиях, снижается.
Тренировка связана с нагрузкой, которая отражается на состоянии психических и физиологических функций человека. Степень этой нагрузки снижается по мере усвоения учебного задания, формирования оптимальных способов действия, экономизации энергетических и интеллектуальных усилий. Поэтому для характеристики качества навыка необходимо использовать не только показатели деятельности (выполнение нормативов упражнения), но и данные о функциональной «стоимости» достижения практических результатов. На рисунке 3 видно, что по мере становления навыка и улучшения качества деятельности (уменьшения ошибки пилотирования) отмечается снижение частоты пульса и увеличение резерва внимания до уровня, соответствующего сложности выполняемого задания. В данном примере можно предположить, что к 15-17-й тренировке у курсантов формируется еще неустойчивый навык, задача выполняется с большим напряжением и только после 25-27 повторений этого упражнения отмечается достаточно стойкий навык пилотирования, что подтверждается стабилизацией вегетативного его компонента.
Рисунок 3. Изменение частоты пульса, резерва внимания и качества деятельности (в %) курсантов в процессе тренировок на тренажере(источник: В.Н. Дружинин. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – СПб, 2007).
9.2. Психологические особенности адаптации к труду.
Одной из важнейших проблем, с которой сталкивается начинающий работник (не зависимо от того, как хорошо он подготовлен), является включение в трудовую деятельность, адаптация к новым требованиям и условиям.
Активное взаимодействие человека с окружающей средой сопровождается процессом его адаптации (приспособления) к ней. Включение человека в трудовую деятельность также вызывает развитие адаптивных реакций организма и психики человека в ответ на воздействие непривычных внешних и внутренних факторов труда. Адаптация к труду – это процесс перестройки и приспособления личностных, энергетических, информационных, операциональных и других структур и систем субъекта труда к особенностям трудовой деятельности в целях наиболее эффективной его саморегуляции на этапах профессионального пути.
Степень активности субъекта труда влияет на эффективность профессиональной адаптации, которая может проявляться либо в зависимости субъекта от профессиональной среды, либо в его стремлении эту среду преобразовать в соответствии со своими установками, требованиями и возможностями.
Адаптация человека к трудовой деятельности осуществляется в несколько этапов: 1) первичная адаптация, 2) период стабилизации, 3) возможная дезадаптация, 4) вторичная адаптация, 5) возрастное снижение адаптивных возможностей. Процесс адаптации является непрерывным, но он активизируется, когда в системе «субъект труда – профессиональная среда» возникает рассогласование. В процессе адаптации можно выделить три периода: а) адаптивное напряжение, б) стабилизация, в) адаптивное истощение. Эти периоды отражают соотношение состояния энергетических, информационных, поведенческих ресурсов субъекта труда и требований производственной среды.
Профессиональная адаптация проявляется в форме производственных, физиологических, психологических и социальных факторов регуляции приспособительных процессов и признаков адаптации. Профессиональная (производственная) адаптация характеризуется повышением эффективности, качества и безопасности труда, ростом самостоятельности и проявлением творчества в работе. Психологическая адаптация проявляется в повышении функциональной надежности, эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, в адекватности эмоциональных переживаний профессиональных успехов и неудач. Социальная адаптация отражается в процессах принятия и усвоения норм поведения, свойственных для конкретной организации, и своей социальной роли в группе.
Можно выделить две стратегии процесса профессиональной адаптации:
1) конформную, отражающую стремление соответствовать нормам конкретной профессиональной среды, использовать советы и указания руководителей и коллег, достигать согласия в межличностных отношениях и т. д.;
2) творческую, проявляющуюся в стремлении к самостоятельности, в поиске более совершенных приемов работы, рационализации орудий и организации труда и т. д.
Выбор стратегии адаптации определяется уровнем пластичности нервной системы. Лица с низким уровнем выраженности таких свойств нейродинамических процессов, как их лабильность и подвижность, адаптируются к социальному окружению в основном за счет эмоционально-волевого компонента личности. У лиц с высоким уровнем пластичности адаптация происходит преимущественно за счет коммуникативных характеристик личности и рационального поведения.
Важное место среди психологических механизмов адаптации занимает самооценка. Завышение самооценки провоцирует постановку целей, превышающих возможности, занижение самооценки — пассивность, боязнь ответственности. Результатом неадекватной самооценки и в том и в другом случае является недостаточная профессиональная адаптация к труду и неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности.