Проблема индивидуального стиля в психологии.
Понятие «стиль» фигурирует в житейском сознании для отображения индивидуального своеобразия процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Это понятие, по мнению В.И. Моросановой, имеет статус междисциплинарной категории, которая используется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль и т.д.) [38].
В психологии стиль имеет отношение главным образом к проявлениям индивидуальности. Г. Оллпорт (1937) использовал понятие стиля для обозначения некоторого единого личностного источника многообразных функциональных психических проявлений - черт личности. Речь шла при этом о таких чертах личности, которые носили инструментальный характер, с их помощью личность добивалась поставленных целей (например, вежливость, постоянство, разговорчивость и т. п.).
В рамках когнитивной психологии второй половины ХХ в. понятие «стиль» стали применять для обозначения особенностей восприятия стимулов и реагирования, обусловленных индивидуально-личностными качествами человека. Важным понятием в рамках этого направления является понятие «когнитивный стиль». Когнитивный стиль определяется механизмами, организационными и структурными особенностями процессов переработки информации, формами контроля познавательных процессов, мотивацией, ценностными ориентациями субъекта познания.
В 1980-е п. было обнаружено, что когнитивные стили специфичны в разных видах профессиональной деятельности. Так, Курочкин Н. И. (1986) установил, что врачи-рентгенологи существенно быстрее, чем рядовые испытуемые, не являющиеся специалистами в данной области, обнаруживают простые фигуры в сложных (методика «Включенные фигуры») (стиль ПЗ/ПНЗ). Среднее время обнаружения фигур у врачей-мужчин - 7,5 секунды, у врачей-женщин 12,1 секунды, тогда как у неспециалистов соответственно 15,5 секунды и 23,2 секунды. Этот феномен может служить косвенным доказательством того, что когнитивные стили по своему генезу сродни способностям, которые развиваются из задатков при их актуализации в деятельности. Оказалось, что один человек может обладать разными когнитивными стилями, но в отношении разных объектов. Например, человек может проявлять когнитивную сложность в отношении марок автомобилей и быть когнитивно-простым в восприятии людей, что подтверждает функциональную природу когнитивных стилей, их детерминированность мотивацией субъекта. Как и способности, когнитивные стили, вероятно, выступают проявлением «функционально-подвижных органов» (по А.А. Ухтомскому), которые формируются прижизненно и, однажды сложившись, оказываются в разной степени устойчивыми у разных людей. Сам процесс формирования когнитивных стилей и их функционирование при этом примерно на 50 % детерминированы наследственными факторами (Холодная М.А.).
7.2.1.Связь индивидуального стиля деятельности с эффективностью труда.
Считается, что индивидуальный стиль деятельности (ИСД) является одним из условий профессионального мастерства, одним из факторов высоких достижений в учебной, трудовой и спортивной деятельности [13, 24, 29]. ИСД позволяет в некоторых случаях компенсировать недостаток профессионально-важных качеств, сделать деятельность более эффективной.
Е. А. Климов дает два определения ИСД:
· в узком смысле слова – это обусловленная типологическими особенностями субъекта устойчивая система способов деятельности;
· в широком смысле – это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [29; с. 49].
В обоих случаях представление об ИСД строится на основании сопоставления двух рядов переменных – индивидуально-психологических особенностей субъекта (психофизиологических, психодинамических, личностных) и особенностей трудовой деятельности. Совокупность индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какой-либо деятельности. Поэтому человек (работник), «сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха» [19]. Результатом такого приспособления индивидуальных свойств работника к требованиям трудовой деятельности является создание индивидуального стиля деятельности – неповторимого способа (стиля) типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.
В.А. Толочек схематически представляет сформированный или формирующийся ИСД в виде системы, состоящей из пяти интегрированных блоков.
Рисунок 1. Схема формирования индивидуального стиля деятельности(источник: Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. 1987. №4).
По его мнению, ИСД как психологическая система достаточно адекватно может быть отображен с помощью следующих «интегральных особенностей (характеристик)»:
· обусловленной совокупностью индивидуальных особенностей субъекта склонностью к определенным условиям деятельности (СУУД),
· совокупностью вариативно устойчивых и наблюдаемых в данных условиях приемов и способов деятельности (структура и форма),
· превентивным или вариативно изменчивым типом адаптации к требованиям деятельности (тип организации) и
· особенностью оперативного планирования деятельности (тактики) (см. рис.).
Предложенный В.А. Толочеком подход раскрывает активную роль субъекта в его адаптации к деятельности. Субъект активно создает и поддерживает условия деятельности, в которых его индивидуальные свойства (и сформированный с их учетом ИСД) будут проявляться наиболее эффективно. Субъект «уравновешивает» свою индивидуальность с изменчивыми условиями и задачами деятельности не только тем, что в его ИСД есть особенности, позволяющие ему перестраивать свою деятельность адекватно условиям, но прежде всего тем, что он не столько послушно следует за изменениями условий и задач деятельности, сколько активно регулирует их, направляя последние в русло условий, ему субъективно удобных (во всяком случае стремится к этому) [58].
ИСД, таким образом, формируется на основе ПВК, но их наличие не гарантирует эффективности в деятельности. Более того, отсутствие важных с точки зрения трудовой деятельности свойств не исключает возможности выработки эффективного ИСД. Эмпирическое исследование Е.А. Климова, как нам кажется, подтверждает этот факт.
Е.А. Климов исследовал ИСД у ткачих-многостаночниц в зависимости от выраженности у них свойств подвижности (инертности) нервных процессов [29]. Была обследована группа ткачих, перевыполняющих норму выработки, и в этой группe были выделены подгруппы работниц, обнаруживших при экспериментальном обследовании выраженные свойства подвижности или инертности нервной системы.
Оказалось, что можно обладать выраженными противоположными нейродинамическими свойствами и при этом одинаково успешно работать. В результате исследования было установлено, что работницы, обладавшие подвижной нервной системой, достигали успеха в работе за счет быстрых движений при ликвидации возникших ситуаций остановки станка, обрыва нити. Они быстро устраняли возникшие неполадки. Их стратегия выражалась словами «Надо все делать быстро... волка ноги кормят», они надеялись на свою расторопность, маневренность.
Стратегия ткачих с выраженной инертностью нервных процессов состояла в том, что они уделяли больше внимания подготовительным, предупредительным операциям, чаще осматривали работающие машины, чтобы скорректировать программу своей деятельности, старались избегать ситуаций профессиональной деятельности, требующей экстренного вмешательства.
Может возникнуть вопрос – всегда ли ИСД оказывается эффективным? Не всегда. В некоторых видах деятельности отдельным людям не удается выработать эффективный ИСД. Причин этого несколько. Во-первых, невозможность (или затруднения) выработки эффективного ИСД могут быть обусловлены совокупностью индивидуальных особенностей (прежде всего тех, которые не могут быть компенсированы другими особенностями). Во-вторых, ИСД может оказаться неэффективным в том случае, если он выработан стихийно, с малым участием рефлексии субъекта. Причинами этого могут быть ошибки в интерпретации требований и/или условий конкретной деятельности. В-третьих, ИСД будет неэффективным в том случае, если он сложился в определенной деятельности, но при изменении ее цели, содержания, условий выполнения субъект не внес никаких корректив.
7.2.2. Виды труда, в которых может быть сформирован эффективный ИСД.
Эффективный ИСД может быть выработан не к любой деятельности. Ограничения могут быть обусловлены ситуационными (средовыми) и личностными факторами, а также их сочетанием.
Согласно В.С. Мерлину, ИСД может быть сформирован при условии существования в деятельности «зоны неопределенности объективных требований деятельности», в частности, в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности [37]. Если деятельность жестко регламентирована по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособления будут ограниченны. И наоборот, чем больше «зона неопределенности», тем в большей степени успех деятельности будет определяться умением субъекта создать (или выбрать) максимально пригодный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.
К личностным «ограничителям» можно отнести отсутствие или недостаточное развитие определенных индивидуальных (личностных или интеллектуальных) свойств. Важным ограничением формирования эффективного ИСД являются требования деятельности к трудно-развиваемым способностям человека, обусловленным природными задатками. Например, окраска голоса, тембр, музыкальный слух - для оперного певца; эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи - для драматического актера; зрительная память, воображение - для художника и т.д. Систематическое развитие, труд ученика при слабо выраженных способностях, природных данных в профессиях сферы искусства не всегда позволяет добиться требуемых результатов.
Наконец, на формирование эффективного ИСД могут оказывать влияние обе переменные одновременно. Деятельность может осуществляться в экстремальных условиях, в условиях дефицита времени, повышенной ответственности за результат, при этом от субъекта труда требуются природно обусловленные, трудно компенсируемые в случае недостаточности свойства индивидуальности (сильная нервная система, гибкость, подвижность нервных процессов и психических функций и пр.). Например, по данным Е.А. Милеряна, некоторые работники (операторы) в экстремальных условиях не способны действовать эффективно, и способность эта не может быть выработана, сколько бы они не тренировались. В этих условиях, как бы ни старался субъект, не обладая необходимыми свойствами индивидуальности, он не сможет быть эффективным работником.
7.2.3. Проявление индивидуального стиля и мера его устойчивости.
Относительно устойчивый ИСД может сложиться у человека тогда, когда он будет обладать относительно устойчивыми свойствами индивидуальности. Как показывают исследования в области психологии развития, интегральная индивидуальность складывается в онтогенезе к подростковому возрасту, по мере завершения созревания структур мозга, нервной системы человека.
ИСД как проявление особенностей функционирования человека может быть относительно устойчив на достаточно длительных отрезках онтогенеза (в течение нескольких лет) в зависимости от сохранения относительной устойчивости свойств индивидуальности, составляющих ядро ИСД. Разные свойства индивидуальности человека могут приобретать качества основных, или ядерных, в структуре ИСД в зависимости от функционального содержания выполняемой деятельности (иначе говоря, от требуемых от субъекта функций).
Так, типичный для человека ИСД в видах деятельности, предъявляющих особые требования к психодинамическим свойствам субъекта, будет относительно устойчивым в жизни человека до тех пор, пока будут сохраняться в качестве относительно устойчивых соответствующие свойства его индивидуальности. ИСД может быть связан со свойствами индивидуальности разных уровней, с некоей их совокупностью (например, с психодинамическими свойствами организма, особенностями его характера, свойствами памяти, интеллекта, свойствами метаиндивидуальности).
Если указанные свойства индивидуальности меняются с возрастом или в результате специальной тренировки либо снижаются вследствие болезни, травмы, то и ИСД, обусловленный этими свойствами, будет изменяться.
Каждый человек, кроме того, выполняет не одну какую-либо деятельности, он сталкивается с изменчивым многообразием деятельности. Поэтому единый, типичный ИСД конкретного человека если и существует относительно продолжительное время, то, возможно, в виде предпочитаемых форм занятий, активности, инвариантных способов самоорганизации деятельности.
В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, «имеющая определенные качественно-количественные границы», в частности, границы субъективно удобных и неудобных способов, режимов работы, границы эффективных и неэффективных приемов деятельности.
7.2.4. Степень осознанности индивидуального стиля деятельности.
Как нам представляется, при относительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществления у субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться эффективный ИСД. В сложных видах труда, особенно в тех случаях, когда мастерство профессионала состоит в его владении собой, формировании функциональных средств деятельности, достижение успеха требует от субъекта сознательной развернутой ориентировки как в самих выполняемых трудовых задачах, внешних средствах, так и в субъектных условиях их осуществления. Психолог может быть полезным помощником профессионала в его самопонимании, самодиагностике, выработке индивидуально оптимальных стратегий и тактик деятельности.
В.А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.
К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности; к бессознательным механизмам ИСД - формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, легкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.
Исследование Конопкина и Моросановой показало, что эффективная саморегуляция деятельности доступна людям с проявлениями акцентуации личности. В первом случае регуляция и саморегуляция деятельности оказывались адекватными ее требованиям, успешными. Субъекты деятельности успешно достигали намеченных целей. Низко эффективные стили регуляции у испытуемых с разными типами акцентуации были связаны с типичными трудностями, дефектами.
Так, для истероидных личностей характерны низкоразвитое планирование, целеполагание при высокоразвитом программировании исполнения действий; для импульсивно-возбудимых лиц слабое развитие блока модели условий и программирования действий; для застревающе-педантичных – трудности при осуществлении контрольно-коррекционных функций.
О.А Конопкин справедливо отмечает, что знание индивидуальных особенностей стиля саморегуляции деятельности необходимо учитывать как важные общие функциональные способности личности наряду с интересами, склонностями при выборе профессии.