Сравнение концепций маркетинга
Итак перый этап эволюциимаркетинга получивший название производственного этап развития организации с ориентацией на производство. Цель существования предприятия, находящегося на данной стадии равития, заключается в постоянном увеличении объемов поизводства и снижении себестоимости изделия за счет экономии от масштаов. В данном случае мы опускаем утверждение, что основная цель любой коммерческой организации – прибыль. Так как она (цель) остается независимо от исповедуемого подхода к маркетингу. Привержнцы производственного подхода утверждают, что только за счет снижения цны можно увеличить объемы сбыта и удовлетворить птребителя. А так как цена очень сильно зависит от объемов производства то, следовательн, объем производства и является основным фактором удовлетворенности рынк.
Второй подходк маркетингу гласит, что увеличения удовлетворенности, а, следовательно, и увеличени объема сбыта можно достичь лишь за счет улучшения качества производимой продукции. Такой подход получил название продуктовой или товарнй концепции маркеинга. На данном эапе развития предприятие пытается улучшить качество выпускаемых товаров, вкладывая огромные средства в совершенствование технологий и финасирование разрабоок новой, более качественной продукции. Естественно, чаще всего это происходит в ущерб цене.
Третий этапстановления маркетинга получл название сбытоой концепции. В
данном случае организация ориентируетя на активное продвижение производимых товаров, при этом упор делается на то, чтобы продать товар любой ценой, пусть даже и в
ущеб будущему отношению с клиентами. Сторонники этого подхода утверждают, что
потребитель икогда не приобретет товар, если его не заставить это сделать. В данном случае не имеет большого значения, что продавать, поэтому доминирующую роль в организции, так же как в предыдущих двх, играют произвоственные подразделения.
Этот этап связан с построением всевозможных сытовых сетей, разитием агентской трговли (коммивояжерства), огромных вложений в рекламу. Почитател данного подхода говорят - сбыт пиносит деньги.
Четвертый этаразвития маркетинга базируется на таких принципах как "клиент всегда пра", "производить можно только то, что пользуется спросом на рынке" и т.п.
Данный подход получил название "концепция мркетинга" и гласит, что, лишь изучая потребности рынка и производя товар по заказу клиентов, можно добиться высокого сбыта, а значит, и прибыли. Настящая концепция реализуется при помощи постоянных исследований с целью определения потебительских предпчтений, покупательского поведения, факторов выбора, методов и каналов влияния и т.п. Философия данного одхода – организция должна удовлетворять потребности клиентов.
Пятый этапбазируется на понимании необходиости снижения нагрузки на
окружащую среду, высоконравственного и этического подхода к бизнесу.
Принципом построения первых трех системявляется доминирование производственных подразделений над прочими службам предприятия. Мнения производственников имеют больший вес, а все функциональные службы работают на них.
На рынок выводятся те товары, которые выгодно производить с технологической точки
зрения, и в производстве которых уже имется достаточный пыт, а не те котоые пользуются спосом. При этом трудности в реализации продукции полностью ложатся на плечи сбытовиков, которых в случае неудач обвиняют в некомпетенции. Из инструментов
маркетнга работают толко сбыт, реклама и изредка послепродажное обслуживание.
Такая система организации маркетинга получила название производственной ориентации.
Характерными, хотя и не обязательными признаками таких системявяются:
• высшее управленческое звено фирмы состоит и бывших произвдственников;
• в коллегиальных органах управления и на общественны мероприятиях "главное
слово" пинадлежит начальнику производственного отдела, главному технологу или инженеру;
• производственный отдл имеет возможность "давить" на директора с целью
лоббирования оределенных интеесов;
• на коммуникации с рынком (реклама, исследования, развитие системы сбыта)
средства или не выделяются совсм, или выделяются в недостаточных бъемах;
• отдел маркетинга не существует либо занимается поискм клиентов и продажами;
• руководство отделом маркетинга (в случае его существования) осуществляетс
наальником службы сбыта или коммереским директором;
• установление отпускных цен происходит в плановом отделе или бухалтерии.
Отдел маркетинга (сбыта) практически не влияет на их решения;
• отсутствует механизм гибкого ценообразования;
• сотрудники отдеа сбыта не могут принимать решения о предоставлении скидок.