Определение уровня логистического обслуживания
Ресурсы предприятия концентрируются на предоставлении покупателям наиболее важных для них услуг.
Сервис оценивают показателем уровня обслуживания.
где η — уровень обслуживания, %;
n — фактическое количество оказываемых услуг;
N — количество услуг, которое теоретически может быть оказано;
t1 — время на выполнение i-й услуги.
Числитель в формуле (10.1) — это суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг; знаменатель — время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных услуг. На рисунке 10.1 показана зависимость расходов на сервис от величины уровня обслуживания.
Начиная с 70% и выше затраты на предоставление сервиса растут экспоненциально, при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится вообще невыгодным. При повышении уровня обслуживания размера 95—97% экономический эффект повышается на 2% а расходы возрастают на 14%.
Вместе с тем снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса (рис. 10.2).
Таким образом, рост конкурентоспособности предприятия, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой — повышением расходов на сервис. Задача логистической службы — определить оптимальную величину уровня обслуживания. Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F3, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от изменения уровня обслуживания (рис. 10.3).
Рис. 10.1. Зависимость затрат на обслуживание от уровня обслуживания
Рис. 10.2. Зависимость от уровня обслуживания потерь, вызванных ухудшением обслуживания
Рис. 10.3. Оптимальный уровень сервиса
График функции F3 получается путем суммирования функций F1 и F2; первая отражает зависимость затрат на обслуживания от уровня сервиса, вторая — зависимость потерь, вызванных ухудшением обслуживания от величины уровня сервиса. Оптимальный уровень сервиса достигается в точке А, характеризующей минимум суммарных затрат (в нашем случае примерно 68%).
Качество логистического обслуживания определяется надежностью поставки, полным временем от получения заказа до поставки партии материальных ресурсов, возможностью выбора способа доставки, временем на осуществление заказа, наличием запасов, возможностью предоставления кредитов, скидок и т.д.
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
В условиях «рынка покупателя» продавец вынужден строить свою деятельность исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки товара.
Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом. Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг.
Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в Процессе поставки товаров. Всю работу в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы: предпродажная; работа по оказанию логистических услуг, осуществляемая в процессе продажи товаров; послепродажный логистический сервис.
Сервис оценивают показателем «уровень обслуживания», который определяется на основе потерь, вызванных ухудшением обслуживания и затрат на обслуживание.