Выбор вида транспортного средства
По назначению выделяют две группы транспорта.
1.Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.
2. Транспорт необщего пользования (ведомственный) — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства принадлежащие нетранспортным организациям. Статистические данные 90-х годов XX в. свидетельствуют о росте доли именно этого вида транспорта в общем объеме перевозок грузов.
Главными видами транспорта являются: железнодорожный; автомобильный; водный (речной и морской); воздушный; трубопроводный. Основные факторы, влияющие на выбор вида транспортного средства, показаны в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Факторы выбора транспортного средства
Вид транспортного средства | Факторы | |||||
время доставки | периодичность отправлений грузов | надежность соблюдения графика доставки | способность перевозить разные грузы | способность доставить груз в любую точку территории | стоимость перевозки | |
Железнодорожный | ||||||
Водный | ||||||
Автомобильный | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
Цифры в табл. 7.1 означают ранги видов транспорта по каждому фактору. Например, «1» («1» — наилучшее значение фактора) в графе 1 соответствует воздушному транспорту и фактору «время доставки» и означает, что при перевозке этим видом транспорта время доставки будет минимальным.
ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ
Ведущим фактором, определяющим выбор перевозчика, является стоимость перевозки, а она зависит от тарифа. Транспортные тарифыприменяются на транспорте общего пользования. При использовании ведомственного транспорта возникают затраты, включаемые в себестоимость продукции в виде заработной платы водителей и обслуживающего персонала, амортизации, стоимости ремонтных услуг и некоторых других составляющих.
Тариф включает:
1) плату за перевозку грузов (пассажиров);
2) сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов (охрана, сопровождение, страхование).
При определении размера тарифа необходимо знать и правила исчисления плат и сборов на различных видах транспорта.
Тариф является ценой на услуги транспортных организаций. Он должен обеспечивать транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли; для покупателя транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.
На различных видах транспорта системы тарифов имеют особенности. На железнодорожном транспорте используются общие, исключительные, льготные и местные тарифы. Общие — относятся к перевозке основной массы грузов. Исключительные — это тарифы, которые устанавливаются с отклонениями от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Обычно они распространяются на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы устанавливаются на отдельных железных дорогах и действуют лишь в их пределах.
Основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по железной дороге:
■ скорость перевозки;
■ вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая (до 10 т));
■ расстояние перевозки;
■ тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсальные вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы);
■ принадлежность вагона или контейнера (кто является собственником);
■ количество перевозимого груза.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
■ сдельные тарифы на перевозку грузов;
■ тарифы на условиях платных автотонно-часов;
■ тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
■ тарифы из покилометрового расчета;
■ тарифы за перегон подвижного состава (от одного пункта до другого);
■ договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние: расстояние перевозки; масса груза; объемный вес груза, характеризующий возможность использования автомобиля; грузоподъемность автомобиля; общий пробег; время использования автомобиля; тип автомобиля; район, в котором осуществляется перевозка.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие услуги определяются пароходствами самостоятельно, но с учетом конъюнктуры рынка. В тариф закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие; предельный уровень рентабельности, установленный законодательством.
На морском транспорте плата за перевозку грузов осуществляется по тарифу либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется по объявленному тарифу. В том случае, когда перевозка не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, она оплачивается по фрахтовой ставке, устанавливаемой в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и зависящей от характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд этапов: движение материального потока от источника сырья до предприятия; прохождение материального потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции. На всех этапах движение обеспечивается различными видами транспорта.
Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков и погрузочно-разгрузочные операции составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зависит от стратегии предприятия. Учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки. Основными критериями выбора вида транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции, зависящие от технико-эксплуатационных характеристик транспорта.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Сущность распределительной логистики. Функции сбыта. Основные формы организации распределительной логистики. Сетевая модель сбыта. Операционная система распределительной логистики. Поток готовой продукции. Схемы продвижения материа-лопотока. Логистические цепи. Виды и свойства логистических цепей. Каналы распределения продукции. Посредники. Селективное распределение. Интенсивное распределение. Физическое распределение. Заказ. Схема обработки заказа. Контроль эффективности распределения. Ценообразование и ценовые стратегии сбыта. Целевые рынки. Рынок продавца. Рынок покупателя. Сегментирование рынка. Типы рынков. Модели рынков. Чистая конкуренция. Монополия. Олигополия. Чистая монополия. Характерные черты рынков. Число фирм. Тип продукции. Контроль над ценой. Условия вступления в отрасль. Неценовая конкуренция. Формирование цены. Равновесие на рынке материалопото-ка. Функции спроса и предложения. Ценообразование на различных рынках.