Перестройка народного хозяйства, как центрального звена политики обновления общества в рамках социализма, прошла два этапа.

На первом этапе, протяженностью во времени 3-4 года двенадцатой пятилет­ки, было приостановлено нарастание негативных тенденций, грозивших пе-рерости в глубокий кризис. Удалось пре­одолеть падение темпов роста производ­ства, положить начало новому подъему экономики.

В промышленности темпы прироста продукции в 1986-88 гг. составляли примерно 4% по сравнению с 3% в одиннадцатой пятилетке: в сельском хозяйстве соответственно 3 и 1%. Впервые за счет увеличения производительности общественного труда был получен прирост национального дохода(вновь созданная в отраслях материального производства стоимость — чистая продукция без материальных затрат), а равно продукции промышленности, сельского хозяйства и объемов работ в строительном и транспортном комплексах. Также впервые из материального производства стали выс­вобождаться трудовые ресурсы и попол­нять ими непроизводственную сферу. Возросла прибыль (на 24%), замедлилось снижение фондоотдачи (соотношение стоимости продукции и производствен­ных фондов), пошло быстрое обновле­ние производственных основных фондов. Сельское хозяйство за пятилетку по­лучило свыше 1,5 миллиона тракторов и более 350 тысяч комбайнов, что больше, чем сейчас в десятки раз. Производ­ство зерна за двенадцатую пятилетку выросло на 17%, а в 1990 году получили самый высокий сбор зерна за всю историю. Темпы прироста производства мяса и молока опережали в 3 раза темпы прироста населения. Оттокжителей из села прекратился. Сказалось широкое обустройство села.

За счет чего были достигнуты новые рубежи в народном хозяйстве?

Партия сразу же определила основные звенья экономической стратегии, прежде всего машиностроение, через модер­низацию которого решено было провести реконструкцию народного хозяйства.Машиностроение заключает в себе материализацию достижений научно-технического прогресса.

Машиностроительный комплекс по сравнению с одиннадцатой пятилеткой стал развиваться опережающими темпа­ми. Если в 1988 году, к примеру, общий объем промышленности увеличился на 13% к уровню 1985 года, то машино­строение прибавило на 19%. Трудовые коллективы машиностроителей оценива­лись не “по валу”, а по выпуску про­грессивных видов оборудования. Произ­водство станков с числовым программ­ным управлением (ЧПУ) за первые три года пятилетки возросло на 19%, обра­батывающих центров — на 40%, ротор­ных линий — на 35%.

Стала меняться структура капитальных вложений. Раньше львиная доля капвло­жений шла на новое строительство, ос­новная часть машин и оборудования на­правлялись на новые объекты, а на дей­ствующем производстве своевременная замена устаревшего оборудования почти не проводилась. ЦК КПСС поддержал ини­циативу Ленинградской партийной орга­низации по выведению устаревшего обо­рудования из эксплуатации, а освободив­шиеся площади в объеме 3 млн. квадрат­ных метров использовать для монтажа со­временных машин, технологических ли­ний с эксплуатацией в 2-3 смены. Конеч­но, там, где надо было, строили новые заводы и фабрики, шахты и нефтепромыс­лы, животноводческие комплексы.

Что касается ресурсосбережения, яв­ляющегося наряду с машиностроением, составляющей экономического плана перестройки, то здесь снижение затрат материалов, топлива, электроэнергии было незначительное. Мы подошли в та­кому рубежу, когда потери топлива, электроэнергии, металла были не толь­ко нетерпимы, но и непосильны.

Народное хозяйство пошло в гору, на подъем за счет перевода предприятии и объединений на новые условия хозяй­ствования: на хозрасчет и самофинан­сирование, а также за счет совершен­ствования форм организации производ­ства и его управления. Эти вопросы были рассмотрены на пленуме ЦК КПСС в 1987 году и определены меры по их реа­лизации. Отныне были расширены пра­ва трудовых коллективов в использова­нии заработанных средств, предоставле­на свобода выбора форм организации и оплаты труда.

В условиях полного хозрасчета и са­мофинансирования на третьем году пе­рестройки работали десятки тысяч пред­приятий, 60% колхозов и совхозов с об­щим числом занятых в них свыше 50 млн. человек. Они, как правило, за редким исключением, добивались лучших ре­зультатов, нежели те, которые ещё не были переведены на новые условия хо­зяйствования. Переход на хозрасчет и са­мофинансирование привел к тому, что доля инвестиций за счет собственных средств предприятий, объединений в общем объеме капиталовложений возрос­ла с 3% в 1986 году до 30% в 1988 году.

Свыше двух третей введенных ими в эк­сплуатацию жилых домов построено за счет собственных средств предприятий, объединений.

Как и другие нововведения, перевод предприятий на новый механизм хозяй­ствования проводился поэтапно, что было характерно для первого периода перестройки. В начале были взяты пять министерств, отдельные автономные республики, края и области. По мере при­обретения опыта, с учетом хода экспе­римента расширялся круг предприятий. Наряду с внедрением полного хозрас­чета, проводилась работа по совершен­ствованию структуры управления. Были образованы органы координации деятель­ности различных отраслей народного хо­зяйства при Совете министров СССР, осуществлялось укрупнение министерств и комитетов. В краях и областях создава­лись производственно-экономические управления Советов народных депутатов по руководству народным хозяйством.

Ширилось число производственных объединений в промышленности, за пя­тилетку в два раза (с 236 до 500) воз­росла численность научно-производственных объединений. Удельный вес объединений во всей промышленности к концу пятилетки по объему продук­ции составил 56%. Получили распрост­ранение в агропромышленном секторе экономики комбинаты, объединения и агрофирмы (в целом с 24 до 663). И, на­конец, в самом низовом звене стали организовывать хозяйственные бригады на принципах арендного подряда, осо­бенно в сельском хозяйстве.

Комплекс вышеуказанных мер, его ре­ализация позволили решительно поме­нять ситуацию в народном хозяйстве, существенно прибавить в темпах роста объемов производства, производительно­сти труда, увеличить прибыль и сокра­тить число убыточных предприятий. Но не произошло заметного улучшения ка­чества продукции и экономии ресурсов.

Вслед за экономическим ростом шла реализация социальной программы пере­стройки.Основные составляющие соци­альной программы: рост доходов граж­дан; полное обеспечение советских лю­дей продуктами питания; насыщение по­требительского рынка товарами высокого качества; наращивание темпов жилищного строительства; улучшение здраво­охранения и народного образования.

Давайте рассмотрим, как происходи­ла на первом этапе перестройки реали­зация приоритетов социальной програм­мы, разработанной коммунистической партией.

Прежде всего, о доходах граждан. В 1986-88 гг. повышена зарплата учителей на одну треть, несколько меньше — вра­чам, завершен перевод на новые усло­вия оплаты научных работников, кон­структоров, технологов, возросли сти­пендии студентам, ставки аспирантов.

Установлены дополнительные льготы участникам Отечественной войны и семь­ям погибших военнослужащих. Продолжа­лось увеличение пенсий рабочим и кол­хозникам. Увеличены пособия для детей малообеспеченных семей, детей-сирот, де­тей-инвалидов, по беременности и родам, по уходу за ребенком. В производственных отраслях народного хозяйства начато по­вышение тарифных ставок и окладов на принципиально новой основе — за счет средств, зарабатываемых самими предпри­ятиями. На новые условия оплаты труда переведены десятки миллионов людей.

Средняя зарплата рабочих и служащих составляла 205 рублей, колхозников — 167 рублей. На среднюю зарплату можно было купить в 2-3 раза больше продук­тов, чем на нынешнюю среднюю опла­ту труда, а ведь с тех пор прошло 13 лет.

Советский Союз приблизился вплот­ную к уровню наиболее развитых капи­талистических стран по потреблению ос­новных продуктов питания. Пожалуй, за исключением мяса (говядины) и мяс­ных изделий, фруктов, по которым со­хранялось напряжение.

Недруги, антисоветчики создали лжи­вый миф о том, что при советской власти был острый недостаток продуктов пита­ния, чуть ли не голод. Стоит поставить лишь один вопрос и очередная ложь ло­пается, как мыльный пузырь. Как же так, при “голоде” в Советском Союзе населе­ние прирастало ежегодно на 2 млн. чело­век, а сейчас при избытке продовольствия население только в России сокращается на 700-800 тысяч человек ежегодно.

Повторяю, мы отставали от развитых стран Запада в обеспечении населения мясными продуктами. Впереди шли по потреблению винно-водочных изделий. Ради сохранения нации, в целях искоренения пьянства советская власть по­шла на сокращение производства алкогольных напитков, рискуя получить в бюджет меньше доходов. Николай Иванович Рыжков в докладе на 27 партсъез-де (1986 г.) заявил: “Партия ведет бескомпромиссную борьбу с пьянством и алкоголизмом. Линия на резкое сокращение производства и продажи алкоголь­ных напитков будет неукоснительно выдерживаться и впредь”.

Производство водки и вина было сокращено на 40%, производство коньяка осталось на прежнем уровне, шампанс­кого — возросло на 50%. Прекращен вы­пуск так называемой “борматухи” из плодов и ягод. Вместе с тем цены на ал­когольные напитки были увеличены в 1,5 раза. Пишу об этом потому, что не­которые лица до сих пор пытаются объяснить возрастание трудностей в стране со­кращением производства и торговли алкогольными напитками. Кстати говоря, продажа винограда населению в свежем виде возросла с 300 тыс. тонн в год до 1 млн. тонн в год. Никакой массовой вырубки винограда не было. Среднегодовое производство винограда до антиал­когольной компании (1981-1985гг.) и во время её (1985-1988 гг.) оставалось на одном и том же уровне — 5-6 млн. тонн.

Хочу напомнить один случай. На одном из заседаний ХХУ111 съезда партии выступил господин Собчак с заявлением о том, что, дескать, в Краснодарс­ком крае вырубают виноградники. Депутаты-краснодарцы пригласили этого господина, немало сделавшего для разрушения советской страны, побывать (готовы были оплатить расходы) в крае и указать, где вырубают виноградники. Но, что называется, его и след простыл.

Следует отметить, что ввиду сокращения производства водки возникло са­могоноварение. И все-таки даже с учетом самогона потребление алкогольных напитков на душу населения в 1987 году было 6 литров абсолютного алкоголя против 11 литров в начале активной борьбы с пьянством.

Согласно статистике и заключениям специалистов уменьшение потребления алкогольных напитков привело к резко­му сокращению правонарушений, про­гулов, травм на работе и в быту, сердечно-сосудистых заболеваний, к ук­реплению общественного порядка. ЦК КПСС был завален письмами жен и де­тей с благодарностью за активную борь­бу с пьянством. Среди руководящих ра­ботников были прекращены выпивки, угощения “на дармовщину” за счет го­сударственных средств. Те, которые зло­употребляли алкогольными напитками, были освобождены от занимаемых ими, в том числе и высоких, постов.

К сожалению, в ходе борьбы с пьян­ством были совершены ошибки, в ряде мест взяли верх административные меры в противовес воспитательным. После 1988 года, когда начались атаки лжеде­мократов на советскую власть, борьба с пьянством была свернута.

Ныне уже свыше 10 лет, идет массо­вая алкоголизация общества. Пьют везде и всюду, на работе и дома. На душу на­селения приходится 16-18 литров чис­того алкоголя. Миллионы алкоголиков. И никакой особой тревоги! Более того, под сурдинку разговоров о культуре потреб­ления винно-водочных изделий разду­ли их производство и торговлю.

Вместо того чтобы учесть плюсы и минусы антиалкогольной компании 1985-1988 гг., понять ее главную задачу — уберечь миллионы людей от пьянства, оградить жен и детей, родных и близких от страданий и мучений, сочиняются небылицы о минувшем. Какое бесстыдство! Видимо, пьяными править легче, чем трезвыми.

Чтобы завершить разговор о росте до­ходов населения следует сказать о следу­ющем. Доходы населения стали суще­ственно опережать рост производства то­варов потребления и услуг при неизмен­но низких ценах на продукты питания, жилищно-коммунальные, медицинские, культурные, спортивные услуги. Рост по­купательной способности населения опе­режал рост выпуска товаров и продуктов питания, что и приводило к исчезнове­нию с прилавков магазинов многих ви­дов товаров и продуктов. Дефицит това­ров и услуг возрастал и все больше вы­зывал недовольство населения. Но о по­следствиях этого явления несколько ниже.

Весьма существенные перемены про­изошли в решении острой жилищной про­блемы.К тому времени 80% жителей Советского Союза проживало в отдельных квартирах или домах. В первые три года двенадцатой пятилетки был достигнут такой прирост в строительстве жилых домов, которого не было за предыдущие две пятилетки. В среднем было введено 128 млн. квадратных метров, на 15% больше, чем в одиннадцатой пятилетке. И все это жилье граждане получи­ли безвозмездно, бесплатно. Вот что та­кое советская власть!

В буржуазной России объемы жилищного строительства упали в 2-3 раза, бесплатного жилья почти нет. И вместе с тем, сколько злорадства по поводу того, что советская власть намечала за короткий срок - 15 лет предоставить нуждающимся жителям отдельные квартиры. Между тем, программа строительства жилья была реальна, полностью обеспечена мощностями по производству строительных материалов и конструкций, машин и механизмов. Развалить страну, отбросить её на десятилетия назад, довести цену за один квадратный метр жилья до 20 тысяч рублей (годовая средняя пенсия), а в Москве — до 50 тысяч рублей. И после этого без зазрения совести лгать на советскую власть. Какая наглость!

Справедливая социальная политика, улучшение жизнеустройства людей труда вгоды советской власти привели к ежегодному возрастанию численности жителей страны, увеличению продолжи­тельности жизни. После принятых мер, в том числе по преодолению пьянства и алкоголизма, введения льгот по деторож­дению, для семей, имеющих детей, рож­даемость увеличилась. Родившихся было в 2 раза больше, чем умерших. Во вто­рой половине 80-х годов население со­ветской России ежегодно увеличивалось на один миллион человек. Вот что такое советская власть!

Современная Россия до сих пор не до­стигла уровня численности населения 1990 года. Тогда было 148 млн. человек, сейчас — 145 млн. А ведь прошло 13 лет. И это несмотря на многомиллионную миграцию русских из стран братских на­родов. За годы разрушительных реформ буржуазная Россия потеряла 9,5 млн. че­ловек. Катастрофа! Вот цена слома со­ветской власти, буржуазной контррево­люции и реставрации капитализма.

После 1985 года были осуществлены наиболее крупные мероприятия по сохранению окружающей среды,особенно по охране озер - Байкала, Ладожского, усадьбы “Ясная Поляна” и других важ­ных объектов. Секретариат ЦК КПСС, заседания которого я вел, постоянно рас­сматривал и контролировал эту работу. Переброска части стока сибирских рек в Среднюю Азию была окончательно от­вергнута на основании научных данных всеми партийными и советскими орга­нами, а проектные работы прекращены.

Много полезного по привлечению вни­мания властей и общественности к про­блемам экологии сделали писатели Рас­путин, Залыгин и другие. В годы перестрой­ки произведен наибольший ввод в эксп­луатацию природоохранных объектов, со­кращен выброс вредных веществ промыш­ленными предприятиями и объединения­ми. Но острота экологических проблем в ряде городов не спадала, там проходили протестные митинги и пикеты.

В процессе социалистической пере­стройки происходили важные изменения в самой коммунистической партии, явля­ющейся стержнем всего государственного и общественного устройства страны.

На первом этапе перестройки все звенья КПСС были нацелены на техничес­кое перевооружение народного хозяй­ства, преодоление отдельных застойных явлений в обществе, особенно в кадро­вом составе партии и государства, на укрепление дисциплины ипорядка в стране.

Высшие органы партии: съезд, Цент­ральный комитет, Политбюро, Секре­тариат работали с высокой деловой ак­тивностью, с соблюдением принципов коллективности руководства, обновле­ния их состава и преемственности в по­литике. Конечно, в этом определенная заслуга М.С.Горбачева. Но затем обста­новка в партии стала меняться вхуд­шую сторону. Об этом ниже.

За период 1985-1991 гг. проведены два съезда КПСС: 27 и 28-ой, а между съез­дами — 19-ая Всесоюзная конференция КПСС. Таким образом, восстановлена ранее существовавшая практика проведе­ния в партии конференций. Помимо того регулярно созывались пленумы ЦК КПСС, на которых рассматривались воп­росы преобразовательной деятельности партии, выполнение намеченных планов. Особое место занимает апрельский 1985г. Пленум ЦК КПСС, подтвердивший пре­емственность политического курса партии на укрепление социализма и провозгла­сивший ускорение социально-экономического развития страны.

На 27 (1986 г.) съезде КПСС рассмотрены и приняты Программа партии в новой редакции, которая выходила за пределы ХХ-го столетия, утверждены из­менения Устава КПСС, а также Основные направления развития народного хо­зяйства на пятилетку и долгосрочную перспективу.Предварительно эти докумен­ты в течение длительного времени об­суждались в партийных организациях, в обществе в целом. Поступили тысячи, де­сятки тысяч предложений и откликов, которые тщательно рассматривались в партийных органах всех уровней, в ра­бочей группе, образованной Политбю­ро ЦК КПСС. Последнюю возглавлял Е.К. Лигачев, а ближе к съезду — М.С.Горбачев. Проекты рассматривались вПолитбюро, на Секретариате, на Пле­нуме ЦК КПСС.

На съезде была принята не новая партийная программа, а третья Програм­ма партии в новой редакции. Остались в силе основные задачи партии по разви­тию и укреплению социализма, дальней­шему продвижению общества вкомму­низму. Вместе с тем Программа была освобождена от преждевременно постав­ленных задач и просчетов в сроках их решения. Это, прежде всего, касалось развернутого строительства коммуниз­ма, что являлось забеганием вперед. Речь могла и должна идти о развитом социа­лизме, его совершенствовании, как сту­пени коммунизма, а не о развернутом строительстве коммунизма.

Таким образом, подчеркивание пре­емственности, сохранение целей партии, основных положений из действующей Программы, выдержавших проверку вре­менем, а также показ достижений соци­алистического строительства — все это было ответом нашим противникам, ко­торые навязывали обществу мысль о про­вале третьей Программы партии.

В разработке проекта новой редакции Программы мы строго руководствова­лись указаниями В.И.Ленина о том, чтобы не обещать ничего того, что мы не можем дать. Просчеты прошлого были уроком для нас.

В Программе сформулированы задачи по развитию советской демократии, бо­лее полному осуществлению социалистического самоуправления, в частности, Советов, которые не только принимали решения, но иорганизовывали их про­ведение в жизнь, вели проверку исполнения (что совершенно отсутствует в ра­боте нынешней буржуазной Госдумы). Предусмотрено дальнейшее расширение прав трудовых коллективов, как первичной ячейки непосредственной, прямой демократии, усиление роли собраний и советов трудовых коллективов.

В составе Советов всех ступеней депутатов-рабочих насчитывалось 35-40%, колхозников - 15-20% от общего количества депутатов. Сейчас в законодатель­ных органах власти всех ступеней днем с огнем не сыщешь рядового человека труда, который создает материальные ценности общества. Вот вам и буржуаз­ная демократия, воистину кому бублик, а кому дырка от бублика.

Как-то однажды на заседании Верховного Совета СССР во второй половине 80-х годов прошлого века депутат-профессор из Прибалтики, обращаясь к де-путатам-рабочим заявил, что не обязательно избирать рабочих депутатами, он готов вместо них защищать их интересы. В ответ на это группа рабочих-депута­тов, поблагодарив профессора, категорически заявила, что она сама будет за­щищать интересы рабочего класса, причем не хуже, чем кто-либо из депутатов. В Программе уделялось особое внимание предотвращению мировой войны, укреплению мира на планете.Перестройка начиналась (и это надо иметь в виду) в ту пору, когда над планетой нависла угроза третьей мировой ядерной войны, в которой не оказалось бы ни победителей, ни побежденных, но могла погиб­нуть цивилизация. На съезде партии, в её Программе прозвучал мощный голос о том, что “фатальной неизбежности мировой войны нет. Объединив свои усилия, народы могут и должны отвести угрозу ядерного уничтожения”. Программа провозглашала “единственно разумный, единственно приемлемый выход — мирное существование государств с различным общественным строем. Здесь еще не было так называемого “нового мышления” с бесклассовой основой.

Касаясь изменений в уставе КПСС следует обратить внимание на главное.

В Уставе КПСС, как и прежде, неизменными остались ленинские организа­ционные принципы построения жизни и деятельности партии.

Изменения в Уставе были направле­ны главным образом на развитие внут­рипартийной демократии, повышение роли первичных парторганизаций и от­ветственности коммунистов. В Уставе появилась запись о том, что за наруше­ние советских законов член партии не­сет двойную ответственность — перед го­сударством и перед партией. Лица, совершившие проступки, наказуемые в уголовном порядке, исключаются из рядов КПСС. Обо всем этом надо было сказать более точно, ибо порою коммуниста, совершившего проступок, нару­шившего советский закон, не обсуждали в первичной парторганизации, уво­дили от уголовной ответственности пе­ред государством.

Партия взяла твердый курс на укрепление дисциплины, порядка, искоренения всего чуждого, в том числе безответственности, очковтирательства, взяточничества, хищений, зажима критики. Пришлось привлечь к строгой ответственности целый ряд руководителей, в том числе Горьковской области за плохую подготовку жилищно-коммунального хо­зяйства к зиме, Молдавии — за приписки к отчетам о выполнении планов. Еще раньше большая группа руководящих работников Узбекистана была освобожде­на от занимаемых должностей, а некоторые из них отданы под суд за наруше­ния социалистической законности, приписки к отчету о сборе хлопка, пренеб­режение к насущным нуждам населения.

В ходе отчетов и выборов в течение 1985-1987 гг. сменилась одна четверть первых секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. Не­мало из них работали на этих постах по 15 и более лет, да и со здоровьем не все было в порядке. Стабильность кадров, в конечном счете, привела к застойным явлениям в политике, в обществе.

Центральный комитет КПСС принимал меры по развитию критики и само­критики, как инструмента исправления ошибок и упущений, создания атмос­феры взыскательности и инициативы. В ряде организаций привыкли говорить громко об успехах и очень тихо о недостатках. Немало развелось лиц, которые возвеличивали руководителей, приспосабливались к обстановке. Эти люди придерживались правила: “Мнение — это не имение, его потерять можно”.

В партии сложилась ситуация, когда ряд её организаций оказались вне конт­роля ЦК КПСС, в том числе Украинс­кая, Казахстанская, Московская город­ская парторганизации. К примеру, в те­чение почти двадцати лет ЦК компар­тии Украины ни разу не отчитывался перед ЦК КПСС. В таком же положении была Москва. Это порождало негативные явления, в частности, в Москве были выявлены взяточничество, приписки в строительстве. Был взят твердый курс на то, чтобы в партии не было закрытых зон. Думаю, что усилившийся контроль ЦК КПСС, спрос с руководителей со­юзных республик пришелся некоторым не по нраву, что в известной степени сказалось при определении судьбы Со­ветского Союза.

КПСС, численность которой превышала 18 млн. человек (при населении страны 290 млн. человек) постоянно пополняла свои ряды. Примерно 600 тыс. человек ежегодно вливалось в ряды партии. Ведущее место в партийном по­полнении составляли вступившие в ряды партии рабочие и крестьяне — 70%. По­стоянно идут разговоры и не без оснований, что многие вступали в партию из карьерных соображений. Да, таких было немало, как показали последующие события. Но ведь это факт, что из трех принятых в партию — два рабочих и колхозника. Согласитесь, что эти товарищи свободны от подобного рода побуждений. В партию шли люди потому, что у неё был большой авторитет и богатая биография. И в партию, говоря сло­вами советского поэта, в своем большин­стве вступали “не ради славы, а ради жизни на земле”, чтобы быть в авангар­де общества. Они обретали не только пра­ва, но имели и обязанности.

Итак, тогда, когда социалистическая перестройка шла в первоначальный пе­риод в рамках социализма, Советский Союз, какэто видно из выше приведен­ных фактов и цифр, добился неоспори­мых достижений. Рассуждения о нереформируемости советской социалисти­ческой системы — выдумка. Не для рас­членения Советского Союза, а для его сохранения и укрепления — вот ради чего была задумана перестройка.

То, что советская система подверже­на изменениям, перестройке можно проследить на примере политики воен­ного коммунизма и НЭПа, аравно и политики индустриализации иколлек­тивизации, Великой Отечественной вой­ны. Чтобы победить белогвардейцев и интервентов, спасти миллионы людей от голодной смерти, пришлось вести поли­тику военного коммунизма, в частно­сти, установить разверстку, когда у кре­стьянина изымали не только излишки хлеба, но и часть того, что было ему не­обходимо. Крестьянство мирилось с этим, так как советская власть надели­ла его землей и защитила от возвращения помещика.

После разгрома контрреволюции, когда была снята прямая угроза возврата эк­сплуататорских классов, крестьянство не стало мириться с разверсткой. Комму­нистическая партия, В.И.Ленин делают перестройку, крутой поворот в политике: на смену военного коммунизма приходит новая экономическая политика (НЭП). Взамен разверстки устанавливается продовольственный налог, когда после внесения продналога, крестьянин мог путем свободной торговли продать излишки хлеба. Причем НЭП проводилась в условиях, когда курс на строи­тельство социализма оставался неизменным. За 6-7 лет Россия восстановила до­военный уровень производства, были созданы предпосылки для развития круп­ной промышленности — экономическо­го фундамента социализм, укреплена со­циальная база страны — союз рабочего класса и крестьянства.

Затем партия начала новые преобра­зования — перестройку, а именно: со­здание экономических основ социалис­тического общества на базе индустриа­лизации, коллективизации, культурной революции. Далее, подготовка страны к отражению агрессии, Отечественная война вновь потребовали перестройку всего государства на военный лад. Циф­ры, факты этих периодов даны в первой части книги.

Второй этап перестройки:

Наши рекомендации