Перестройка народного хозяйства, как центрального звена политики обновления общества в рамках социализма, прошла два этапа.
На первом этапе, протяженностью во времени 3-4 года двенадцатой пятилетки, было приостановлено нарастание негативных тенденций, грозивших пе-рерости в глубокий кризис. Удалось преодолеть падение темпов роста производства, положить начало новому подъему экономики.
В промышленности темпы прироста продукции в 1986-88 гг. составляли примерно 4% по сравнению с 3% в одиннадцатой пятилетке: в сельском хозяйстве соответственно 3 и 1%. Впервые за счет увеличения производительности общественного труда был получен прирост национального дохода(вновь созданная в отраслях материального производства стоимость — чистая продукция без материальных затрат), а равно продукции промышленности, сельского хозяйства и объемов работ в строительном и транспортном комплексах. Также впервые из материального производства стали высвобождаться трудовые ресурсы и пополнять ими непроизводственную сферу. Возросла прибыль (на 24%), замедлилось снижение фондоотдачи (соотношение стоимости продукции и производственных фондов), пошло быстрое обновление производственных основных фондов. Сельское хозяйство за пятилетку получило свыше 1,5 миллиона тракторов и более 350 тысяч комбайнов, что больше, чем сейчас в десятки раз. Производство зерна за двенадцатую пятилетку выросло на 17%, а в 1990 году получили самый высокий сбор зерна за всю историю. Темпы прироста производства мяса и молока опережали в 3 раза темпы прироста населения. Оттокжителей из села прекратился. Сказалось широкое обустройство села.
За счет чего были достигнуты новые рубежи в народном хозяйстве?
Партия сразу же определила основные звенья экономической стратегии, прежде всего машиностроение, через модернизацию которого решено было провести реконструкцию народного хозяйства.Машиностроение заключает в себе материализацию достижений научно-технического прогресса.
Машиностроительный комплекс по сравнению с одиннадцатой пятилеткой стал развиваться опережающими темпами. Если в 1988 году, к примеру, общий объем промышленности увеличился на 13% к уровню 1985 года, то машиностроение прибавило на 19%. Трудовые коллективы машиностроителей оценивались не “по валу”, а по выпуску прогрессивных видов оборудования. Производство станков с числовым программным управлением (ЧПУ) за первые три года пятилетки возросло на 19%, обрабатывающих центров — на 40%, роторных линий — на 35%.
Стала меняться структура капитальных вложений. Раньше львиная доля капвложений шла на новое строительство, основная часть машин и оборудования направлялись на новые объекты, а на действующем производстве своевременная замена устаревшего оборудования почти не проводилась. ЦК КПСС поддержал инициативу Ленинградской партийной организации по выведению устаревшего оборудования из эксплуатации, а освободившиеся площади в объеме 3 млн. квадратных метров использовать для монтажа современных машин, технологических линий с эксплуатацией в 2-3 смены. Конечно, там, где надо было, строили новые заводы и фабрики, шахты и нефтепромыслы, животноводческие комплексы.
Что касается ресурсосбережения, являющегося наряду с машиностроением, составляющей экономического плана перестройки, то здесь снижение затрат материалов, топлива, электроэнергии было незначительное. Мы подошли в такому рубежу, когда потери топлива, электроэнергии, металла были не только нетерпимы, но и непосильны.
Народное хозяйство пошло в гору, на подъем за счет перевода предприятии и объединений на новые условия хозяйствования: на хозрасчет и самофинансирование, а также за счет совершенствования форм организации производства и его управления. Эти вопросы были рассмотрены на пленуме ЦК КПСС в 1987 году и определены меры по их реализации. Отныне были расширены права трудовых коллективов в использовании заработанных средств, предоставлена свобода выбора форм организации и оплаты труда.
В условиях полного хозрасчета и самофинансирования на третьем году перестройки работали десятки тысяч предприятий, 60% колхозов и совхозов с общим числом занятых в них свыше 50 млн. человек. Они, как правило, за редким исключением, добивались лучших результатов, нежели те, которые ещё не были переведены на новые условия хозяйствования. Переход на хозрасчет и самофинансирование привел к тому, что доля инвестиций за счет собственных средств предприятий, объединений в общем объеме капиталовложений возросла с 3% в 1986 году до 30% в 1988 году.
Свыше двух третей введенных ими в эксплуатацию жилых домов построено за счет собственных средств предприятий, объединений.
Как и другие нововведения, перевод предприятий на новый механизм хозяйствования проводился поэтапно, что было характерно для первого периода перестройки. В начале были взяты пять министерств, отдельные автономные республики, края и области. По мере приобретения опыта, с учетом хода эксперимента расширялся круг предприятий. Наряду с внедрением полного хозрасчета, проводилась работа по совершенствованию структуры управления. Были образованы органы координации деятельности различных отраслей народного хозяйства при Совете министров СССР, осуществлялось укрупнение министерств и комитетов. В краях и областях создавались производственно-экономические управления Советов народных депутатов по руководству народным хозяйством.
Ширилось число производственных объединений в промышленности, за пятилетку в два раза (с 236 до 500) возросла численность научно-производственных объединений. Удельный вес объединений во всей промышленности к концу пятилетки по объему продукции составил 56%. Получили распространение в агропромышленном секторе экономики комбинаты, объединения и агрофирмы (в целом с 24 до 663). И, наконец, в самом низовом звене стали организовывать хозяйственные бригады на принципах арендного подряда, особенно в сельском хозяйстве.
Комплекс вышеуказанных мер, его реализация позволили решительно поменять ситуацию в народном хозяйстве, существенно прибавить в темпах роста объемов производства, производительности труда, увеличить прибыль и сократить число убыточных предприятий. Но не произошло заметного улучшения качества продукции и экономии ресурсов.
Вслед за экономическим ростом шла реализация социальной программы перестройки.Основные составляющие социальной программы: рост доходов граждан; полное обеспечение советских людей продуктами питания; насыщение потребительского рынка товарами высокого качества; наращивание темпов жилищного строительства; улучшение здравоохранения и народного образования.
Давайте рассмотрим, как происходила на первом этапе перестройки реализация приоритетов социальной программы, разработанной коммунистической партией.
Прежде всего, о доходах граждан. В 1986-88 гг. повышена зарплата учителей на одну треть, несколько меньше — врачам, завершен перевод на новые условия оплаты научных работников, конструкторов, технологов, возросли стипендии студентам, ставки аспирантов.
Установлены дополнительные льготы участникам Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих. Продолжалось увеличение пенсий рабочим и колхозникам. Увеличены пособия для детей малообеспеченных семей, детей-сирот, детей-инвалидов, по беременности и родам, по уходу за ребенком. В производственных отраслях народного хозяйства начато повышение тарифных ставок и окладов на принципиально новой основе — за счет средств, зарабатываемых самими предприятиями. На новые условия оплаты труда переведены десятки миллионов людей.
Средняя зарплата рабочих и служащих составляла 205 рублей, колхозников — 167 рублей. На среднюю зарплату можно было купить в 2-3 раза больше продуктов, чем на нынешнюю среднюю оплату труда, а ведь с тех пор прошло 13 лет.
Советский Союз приблизился вплотную к уровню наиболее развитых капиталистических стран по потреблению основных продуктов питания. Пожалуй, за исключением мяса (говядины) и мясных изделий, фруктов, по которым сохранялось напряжение.
Недруги, антисоветчики создали лживый миф о том, что при советской власти был острый недостаток продуктов питания, чуть ли не голод. Стоит поставить лишь один вопрос и очередная ложь лопается, как мыльный пузырь. Как же так, при “голоде” в Советском Союзе население прирастало ежегодно на 2 млн. человек, а сейчас при избытке продовольствия население только в России сокращается на 700-800 тысяч человек ежегодно.
Повторяю, мы отставали от развитых стран Запада в обеспечении населения мясными продуктами. Впереди шли по потреблению винно-водочных изделий. Ради сохранения нации, в целях искоренения пьянства советская власть пошла на сокращение производства алкогольных напитков, рискуя получить в бюджет меньше доходов. Николай Иванович Рыжков в докладе на 27 партсъез-де (1986 г.) заявил: “Партия ведет бескомпромиссную борьбу с пьянством и алкоголизмом. Линия на резкое сокращение производства и продажи алкогольных напитков будет неукоснительно выдерживаться и впредь”.
Производство водки и вина было сокращено на 40%, производство коньяка осталось на прежнем уровне, шампанского — возросло на 50%. Прекращен выпуск так называемой “борматухи” из плодов и ягод. Вместе с тем цены на алкогольные напитки были увеличены в 1,5 раза. Пишу об этом потому, что некоторые лица до сих пор пытаются объяснить возрастание трудностей в стране сокращением производства и торговли алкогольными напитками. Кстати говоря, продажа винограда населению в свежем виде возросла с 300 тыс. тонн в год до 1 млн. тонн в год. Никакой массовой вырубки винограда не было. Среднегодовое производство винограда до антиалкогольной компании (1981-1985гг.) и во время её (1985-1988 гг.) оставалось на одном и том же уровне — 5-6 млн. тонн.
Хочу напомнить один случай. На одном из заседаний ХХУ111 съезда партии выступил господин Собчак с заявлением о том, что, дескать, в Краснодарском крае вырубают виноградники. Депутаты-краснодарцы пригласили этого господина, немало сделавшего для разрушения советской страны, побывать (готовы были оплатить расходы) в крае и указать, где вырубают виноградники. Но, что называется, его и след простыл.
Следует отметить, что ввиду сокращения производства водки возникло самогоноварение. И все-таки даже с учетом самогона потребление алкогольных напитков на душу населения в 1987 году было 6 литров абсолютного алкоголя против 11 литров в начале активной борьбы с пьянством.
Согласно статистике и заключениям специалистов уменьшение потребления алкогольных напитков привело к резкому сокращению правонарушений, прогулов, травм на работе и в быту, сердечно-сосудистых заболеваний, к укреплению общественного порядка. ЦК КПСС был завален письмами жен и детей с благодарностью за активную борьбу с пьянством. Среди руководящих работников были прекращены выпивки, угощения “на дармовщину” за счет государственных средств. Те, которые злоупотребляли алкогольными напитками, были освобождены от занимаемых ими, в том числе и высоких, постов.
К сожалению, в ходе борьбы с пьянством были совершены ошибки, в ряде мест взяли верх административные меры в противовес воспитательным. После 1988 года, когда начались атаки лжедемократов на советскую власть, борьба с пьянством была свернута.
Ныне уже свыше 10 лет, идет массовая алкоголизация общества. Пьют везде и всюду, на работе и дома. На душу населения приходится 16-18 литров чистого алкоголя. Миллионы алкоголиков. И никакой особой тревоги! Более того, под сурдинку разговоров о культуре потребления винно-водочных изделий раздули их производство и торговлю.
Вместо того чтобы учесть плюсы и минусы антиалкогольной компании 1985-1988 гг., понять ее главную задачу — уберечь миллионы людей от пьянства, оградить жен и детей, родных и близких от страданий и мучений, сочиняются небылицы о минувшем. Какое бесстыдство! Видимо, пьяными править легче, чем трезвыми.
Чтобы завершить разговор о росте доходов населения следует сказать о следующем. Доходы населения стали существенно опережать рост производства товаров потребления и услуг при неизменно низких ценах на продукты питания, жилищно-коммунальные, медицинские, культурные, спортивные услуги. Рост покупательной способности населения опережал рост выпуска товаров и продуктов питания, что и приводило к исчезновению с прилавков магазинов многих видов товаров и продуктов. Дефицит товаров и услуг возрастал и все больше вызывал недовольство населения. Но о последствиях этого явления несколько ниже.
Весьма существенные перемены произошли в решении острой жилищной проблемы.К тому времени 80% жителей Советского Союза проживало в отдельных квартирах или домах. В первые три года двенадцатой пятилетки был достигнут такой прирост в строительстве жилых домов, которого не было за предыдущие две пятилетки. В среднем было введено 128 млн. квадратных метров, на 15% больше, чем в одиннадцатой пятилетке. И все это жилье граждане получили безвозмездно, бесплатно. Вот что такое советская власть!
В буржуазной России объемы жилищного строительства упали в 2-3 раза, бесплатного жилья почти нет. И вместе с тем, сколько злорадства по поводу того, что советская власть намечала за короткий срок - 15 лет предоставить нуждающимся жителям отдельные квартиры. Между тем, программа строительства жилья была реальна, полностью обеспечена мощностями по производству строительных материалов и конструкций, машин и механизмов. Развалить страну, отбросить её на десятилетия назад, довести цену за один квадратный метр жилья до 20 тысяч рублей (годовая средняя пенсия), а в Москве — до 50 тысяч рублей. И после этого без зазрения совести лгать на советскую власть. Какая наглость!
Справедливая социальная политика, улучшение жизнеустройства людей труда вгоды советской власти привели к ежегодному возрастанию численности жителей страны, увеличению продолжительности жизни. После принятых мер, в том числе по преодолению пьянства и алкоголизма, введения льгот по деторождению, для семей, имеющих детей, рождаемость увеличилась. Родившихся было в 2 раза больше, чем умерших. Во второй половине 80-х годов население советской России ежегодно увеличивалось на один миллион человек. Вот что такое советская власть!
Современная Россия до сих пор не достигла уровня численности населения 1990 года. Тогда было 148 млн. человек, сейчас — 145 млн. А ведь прошло 13 лет. И это несмотря на многомиллионную миграцию русских из стран братских народов. За годы разрушительных реформ буржуазная Россия потеряла 9,5 млн. человек. Катастрофа! Вот цена слома советской власти, буржуазной контрреволюции и реставрации капитализма.
После 1985 года были осуществлены наиболее крупные мероприятия по сохранению окружающей среды,особенно по охране озер - Байкала, Ладожского, усадьбы “Ясная Поляна” и других важных объектов. Секретариат ЦК КПСС, заседания которого я вел, постоянно рассматривал и контролировал эту работу. Переброска части стока сибирских рек в Среднюю Азию была окончательно отвергнута на основании научных данных всеми партийными и советскими органами, а проектные работы прекращены.
Много полезного по привлечению внимания властей и общественности к проблемам экологии сделали писатели Распутин, Залыгин и другие. В годы перестройки произведен наибольший ввод в эксплуатацию природоохранных объектов, сокращен выброс вредных веществ промышленными предприятиями и объединениями. Но острота экологических проблем в ряде городов не спадала, там проходили протестные митинги и пикеты.
В процессе социалистической перестройки происходили важные изменения в самой коммунистической партии, являющейся стержнем всего государственного и общественного устройства страны.
На первом этапе перестройки все звенья КПСС были нацелены на техническое перевооружение народного хозяйства, преодоление отдельных застойных явлений в обществе, особенно в кадровом составе партии и государства, на укрепление дисциплины ипорядка в стране.
Высшие органы партии: съезд, Центральный комитет, Политбюро, Секретариат работали с высокой деловой активностью, с соблюдением принципов коллективности руководства, обновления их состава и преемственности в политике. Конечно, в этом определенная заслуга М.С.Горбачева. Но затем обстановка в партии стала меняться вхудшую сторону. Об этом ниже.
За период 1985-1991 гг. проведены два съезда КПСС: 27 и 28-ой, а между съездами — 19-ая Всесоюзная конференция КПСС. Таким образом, восстановлена ранее существовавшая практика проведения в партии конференций. Помимо того регулярно созывались пленумы ЦК КПСС, на которых рассматривались вопросы преобразовательной деятельности партии, выполнение намеченных планов. Особое место занимает апрельский 1985г. Пленум ЦК КПСС, подтвердивший преемственность политического курса партии на укрепление социализма и провозгласивший ускорение социально-экономического развития страны.
На 27 (1986 г.) съезде КПСС рассмотрены и приняты Программа партии в новой редакции, которая выходила за пределы ХХ-го столетия, утверждены изменения Устава КПСС, а также Основные направления развития народного хозяйства на пятилетку и долгосрочную перспективу.Предварительно эти документы в течение длительного времени обсуждались в партийных организациях, в обществе в целом. Поступили тысячи, десятки тысяч предложений и откликов, которые тщательно рассматривались в партийных органах всех уровней, в рабочей группе, образованной Политбюро ЦК КПСС. Последнюю возглавлял Е.К. Лигачев, а ближе к съезду — М.С.Горбачев. Проекты рассматривались вПолитбюро, на Секретариате, на Пленуме ЦК КПСС.
На съезде была принята не новая партийная программа, а третья Программа партии в новой редакции. Остались в силе основные задачи партии по развитию и укреплению социализма, дальнейшему продвижению общества вкоммунизму. Вместе с тем Программа была освобождена от преждевременно поставленных задач и просчетов в сроках их решения. Это, прежде всего, касалось развернутого строительства коммунизма, что являлось забеганием вперед. Речь могла и должна идти о развитом социализме, его совершенствовании, как ступени коммунизма, а не о развернутом строительстве коммунизма.
Таким образом, подчеркивание преемственности, сохранение целей партии, основных положений из действующей Программы, выдержавших проверку временем, а также показ достижений социалистического строительства — все это было ответом нашим противникам, которые навязывали обществу мысль о провале третьей Программы партии.
В разработке проекта новой редакции Программы мы строго руководствовались указаниями В.И.Ленина о том, чтобы не обещать ничего того, что мы не можем дать. Просчеты прошлого были уроком для нас.
В Программе сформулированы задачи по развитию советской демократии, более полному осуществлению социалистического самоуправления, в частности, Советов, которые не только принимали решения, но иорганизовывали их проведение в жизнь, вели проверку исполнения (что совершенно отсутствует в работе нынешней буржуазной Госдумы). Предусмотрено дальнейшее расширение прав трудовых коллективов, как первичной ячейки непосредственной, прямой демократии, усиление роли собраний и советов трудовых коллективов.
В составе Советов всех ступеней депутатов-рабочих насчитывалось 35-40%, колхозников - 15-20% от общего количества депутатов. Сейчас в законодательных органах власти всех ступеней днем с огнем не сыщешь рядового человека труда, который создает материальные ценности общества. Вот вам и буржуазная демократия, воистину кому бублик, а кому дырка от бублика.
Как-то однажды на заседании Верховного Совета СССР во второй половине 80-х годов прошлого века депутат-профессор из Прибалтики, обращаясь к де-путатам-рабочим заявил, что не обязательно избирать рабочих депутатами, он готов вместо них защищать их интересы. В ответ на это группа рабочих-депутатов, поблагодарив профессора, категорически заявила, что она сама будет защищать интересы рабочего класса, причем не хуже, чем кто-либо из депутатов. В Программе уделялось особое внимание предотвращению мировой войны, укреплению мира на планете.Перестройка начиналась (и это надо иметь в виду) в ту пору, когда над планетой нависла угроза третьей мировой ядерной войны, в которой не оказалось бы ни победителей, ни побежденных, но могла погибнуть цивилизация. На съезде партии, в её Программе прозвучал мощный голос о том, что “фатальной неизбежности мировой войны нет. Объединив свои усилия, народы могут и должны отвести угрозу ядерного уничтожения”. Программа провозглашала “единственно разумный, единственно приемлемый выход — мирное существование государств с различным общественным строем. Здесь еще не было так называемого “нового мышления” с бесклассовой основой.
Касаясь изменений в уставе КПСС следует обратить внимание на главное.
В Уставе КПСС, как и прежде, неизменными остались ленинские организационные принципы построения жизни и деятельности партии.
Изменения в Уставе были направлены главным образом на развитие внутрипартийной демократии, повышение роли первичных парторганизаций и ответственности коммунистов. В Уставе появилась запись о том, что за нарушение советских законов член партии несет двойную ответственность — перед государством и перед партией. Лица, совершившие проступки, наказуемые в уголовном порядке, исключаются из рядов КПСС. Обо всем этом надо было сказать более точно, ибо порою коммуниста, совершившего проступок, нарушившего советский закон, не обсуждали в первичной парторганизации, уводили от уголовной ответственности перед государством.
Партия взяла твердый курс на укрепление дисциплины, порядка, искоренения всего чуждого, в том числе безответственности, очковтирательства, взяточничества, хищений, зажима критики. Пришлось привлечь к строгой ответственности целый ряд руководителей, в том числе Горьковской области за плохую подготовку жилищно-коммунального хозяйства к зиме, Молдавии — за приписки к отчетам о выполнении планов. Еще раньше большая группа руководящих работников Узбекистана была освобождена от занимаемых должностей, а некоторые из них отданы под суд за нарушения социалистической законности, приписки к отчету о сборе хлопка, пренебрежение к насущным нуждам населения.
В ходе отчетов и выборов в течение 1985-1987 гг. сменилась одна четверть первых секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. Немало из них работали на этих постах по 15 и более лет, да и со здоровьем не все было в порядке. Стабильность кадров, в конечном счете, привела к застойным явлениям в политике, в обществе.
Центральный комитет КПСС принимал меры по развитию критики и самокритики, как инструмента исправления ошибок и упущений, создания атмосферы взыскательности и инициативы. В ряде организаций привыкли говорить громко об успехах и очень тихо о недостатках. Немало развелось лиц, которые возвеличивали руководителей, приспосабливались к обстановке. Эти люди придерживались правила: “Мнение — это не имение, его потерять можно”.
В партии сложилась ситуация, когда ряд её организаций оказались вне контроля ЦК КПСС, в том числе Украинская, Казахстанская, Московская городская парторганизации. К примеру, в течение почти двадцати лет ЦК компартии Украины ни разу не отчитывался перед ЦК КПСС. В таком же положении была Москва. Это порождало негативные явления, в частности, в Москве были выявлены взяточничество, приписки в строительстве. Был взят твердый курс на то, чтобы в партии не было закрытых зон. Думаю, что усилившийся контроль ЦК КПСС, спрос с руководителей союзных республик пришелся некоторым не по нраву, что в известной степени сказалось при определении судьбы Советского Союза.
КПСС, численность которой превышала 18 млн. человек (при населении страны 290 млн. человек) постоянно пополняла свои ряды. Примерно 600 тыс. человек ежегодно вливалось в ряды партии. Ведущее место в партийном пополнении составляли вступившие в ряды партии рабочие и крестьяне — 70%. Постоянно идут разговоры и не без оснований, что многие вступали в партию из карьерных соображений. Да, таких было немало, как показали последующие события. Но ведь это факт, что из трех принятых в партию — два рабочих и колхозника. Согласитесь, что эти товарищи свободны от подобного рода побуждений. В партию шли люди потому, что у неё был большой авторитет и богатая биография. И в партию, говоря словами советского поэта, в своем большинстве вступали “не ради славы, а ради жизни на земле”, чтобы быть в авангарде общества. Они обретали не только права, но имели и обязанности.
Итак, тогда, когда социалистическая перестройка шла в первоначальный период в рамках социализма, Советский Союз, какэто видно из выше приведенных фактов и цифр, добился неоспоримых достижений. Рассуждения о нереформируемости советской социалистической системы — выдумка. Не для расчленения Советского Союза, а для его сохранения и укрепления — вот ради чего была задумана перестройка.
То, что советская система подвержена изменениям, перестройке можно проследить на примере политики военного коммунизма и НЭПа, аравно и политики индустриализации иколлективизации, Великой Отечественной войны. Чтобы победить белогвардейцев и интервентов, спасти миллионы людей от голодной смерти, пришлось вести политику военного коммунизма, в частности, установить разверстку, когда у крестьянина изымали не только излишки хлеба, но и часть того, что было ему необходимо. Крестьянство мирилось с этим, так как советская власть наделила его землей и защитила от возвращения помещика.
После разгрома контрреволюции, когда была снята прямая угроза возврата эксплуататорских классов, крестьянство не стало мириться с разверсткой. Коммунистическая партия, В.И.Ленин делают перестройку, крутой поворот в политике: на смену военного коммунизма приходит новая экономическая политика (НЭП). Взамен разверстки устанавливается продовольственный налог, когда после внесения продналога, крестьянин мог путем свободной торговли продать излишки хлеба. Причем НЭП проводилась в условиях, когда курс на строительство социализма оставался неизменным. За 6-7 лет Россия восстановила довоенный уровень производства, были созданы предпосылки для развития крупной промышленности — экономического фундамента социализм, укреплена социальная база страны — союз рабочего класса и крестьянства.
Затем партия начала новые преобразования — перестройку, а именно: создание экономических основ социалистического общества на базе индустриализации, коллективизации, культурной революции. Далее, подготовка страны к отражению агрессии, Отечественная война вновь потребовали перестройку всего государства на военный лад. Цифры, факты этих периодов даны в первой части книги.
Второй этап перестройки: