РУСАЛ: ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ – К БИЗНЕС-СИСТЕМЕ

Производственная система РУСАЛа – это, в первую очередь, люди, отметил в своем выступлении на ХII ежегодной конференции управленческого состава РУСАЛа директор по развитию производства Дмитрий БОНДАРЕНКО. От того, насколько персонал вовлечен в процесс улучшений и неравнодушен к своей работе, зависит эффективность всей Компании.

Стремление к идеалу

Дмитрий Бондаренко напомнил топ-менеджерам, что амбициозные задачи, стоящие перед РУСАЛом, прописаны в Приказе № 1: абсолютно безопасное производство,100-процентное качество выпускаемой продукции, абсолютная удовлетворенность клиентов, отсутствие аварийных простоев оборудования и т.п.

РУСАЛ: ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ – К БИЗНЕС-СИСТЕМЕ - student2.ru

– Понятно, что это идеальные цели и достичь их сложно, а подчас почти невозможно, – сказал Дмитрий Бондаренко. – Но это те ориентиры, к которым мы должны стремиться, используя известную всем формулу: безопасность, качество, люди, себестоимость, взаимодействие. Что-то в достижении поставленных перед нами целей получилось, что-то – нет. Есть направления, над которыми надо более активно работать, которые требуют улучшений. Поэтому на 2015 год в Приказе № 1 остались те же самые идеальные цели. Но самое важное – это динамика: как мы будем их достигать, что будет меняться при достижении этих целей.

Одно из таких направлений – удовлетворенность потребителей. По итогам 2014 года этот показатель составил 82%. И хотя относительно 2013-го он вырос на 2%, говорить, что клиенты полностью удовлетворены продукцией РУСАЛа, пока не приходится. Свидетельствует об этом и количество рекламаций. Общий их объем сокращается, тем не менее претензии от покупателей продолжают поступать, и довольно часто они касаются одних и тех же видов продукции. В частности, катанки, производимой на ИркАЗе. Чаще всего клиенты выставляют рекламации относительно несоответствия заявленных характеристик данной продукции по сопротивлению, химическому составу, жалуются на разрывы. Кстати, проведение совещания именно в Шелехове стало хорошим поводом непосредственно на месте разобраться с причинами возникновения данных проблем.

Еще одно направление, по которому большинству предприятий Компании предстоит активизировать деятельность, – производительность труда. Так, по итогам прошлого года только предприятия Глиноземного дивизиона и порошковой металлургии продемонстрировали повышение производительности. А вот на заводах Алюминиевого дивизиона зафиксировано снижение.

Также большой проблемой с точки зрения производственной системы остается эксплуатационный контроль за оборудованием. Сейчас коэффициент технической готовности оборудования на заводах РУСАЛа достаточно высок, в среднем 93%. Тем не менее существующая система контроля несовершенна, о чем свидетельствует уровень аварийных простоев. Характерным примером здесь является АГК: при коэффициенте технической готовности практически 100% на комбинате периодически происходят аварийные простои оборудования. Поэтому для более объективного контроля предприятия Компании будут переходить от применения коэффициента технической готовности к расчетам эксплуатационной готовности оборудования.

– Я сейчас критикую не ремонтные службы, а, в первую очередь, наш линейный персонал, – отметил Дмитрий Бондаренко. – Он должен почувствовать себя хозяином оборудования, поэтому переход на расчет эксплуатационной готовности – это достаточно важная задача. Необходимо учитывать любые проблемы, любые простои, любые замечания, которые есть по нашим службам. Например, возьмем электролизное производство. В прошлом году было 106 аварийных отключений электролизеров. Значит, этому вопросу было уделено недостаточное внимание. А последствиями стали потери, которые формально за прошлый год составили 450 тонн металла, а фактически мы потеряли еще больше.

А вот проектная деятельность, которая сегодня ведется на всех без исключения заводах РУСАЛа, наоборот, помогает избежать потерь и демонстрирует отличные результаты.

– Если говорить об экономическом эффекте, который подтверждается финансовой дирекцией, то только за прошлый год по предприятиям Компании он составил 72 млн долларов, – сообщил Дмитрий Бондаренко топ-менеджерам. – Это ваша заслуга, но, в первую очередь, это, конечно, результат работы персонала. Вы прекрасно понимаете, что чем больше в проектную деятельность вовлекается людей, тем активней они занимаются решением проблем на своих рабочих местах. Естественно, от их активности зависит и снижение себестоимости продукции, и сокращение затрат. А значит, благодаря им Компания чувствует себя увереннее.

Реальная мотивация

Работать еще эффективней в рамках производственной системы работникам РУСАЛа помогает специализированное обучение. В 2014 году его прошли 274 человека. А в этом году подготовку и развитие персонала планируется проводить еще более активно и углубленно. На это направлена «Программа 250», утвержденная приказом по РУСАЛу.

250 – это предполагаемое число участников программы. На самом деле уже известно, что их будет больше – 358. Это представители практически всех подразделений заводов Компании. По мнению их руководителей, осуществлявших отбор, эти люди имеют хороший потенциал для развития, профессионального и карьерного роста. «Программа 250» предоставит им возможность полностью самореализоваться.

– Мы уже тоже порядка семи лет внедряем производственную систему для того, чтобы правильно обучать людей, развивать наших поставщиков, – отметил в заключение Дмитрий Бондаренко. – У нас сформированы эталонные участки практически по всем направлениям. Из них можно отметить ключевой участок на «Саянской фольге», где хорошо показаны инструменты работы по оборудованию, САЯНАЛ и Aughinish – самый лучший завод по обслуживанию оборудования в Компании. Фактически на всех предприятиях реализовываются проекты по снижению запасов внутри потока. Тем не менее бизнес-система РУСАЛа продолжает развиваться, она, как и производственная система, базируется на принципах TPS, мы от этого не отходим и придерживаемся всех основных постулатов.

Наши рекомендации