Премиальная система компании
Премиальная система компании стимулирует вклад сотрудника в коллективные результаты и достижения, в выполнение миссии компании и ее целей. Основные требования к показателям системы премирования: все критерии премирования должны быть, во-первых, просты и понятны работникам и, во-вторых, экономически обоснованы.
Элементы системы премирования: категории премирования, показатели премирования (табл. 15.), условия (табл. 16.) и источники премирования.
Категории премирования – группы персонала, которые предполагается премировать с различным диапазоном стимуляции (классификация по убыванию диапазона премирования): руководители ключевых подразделений, от которых зависит основной бизнес-результат; сотрудники-профессионалы, создающие основной бизнес-результат; сотрудники, помогающие создавать основной бизнес-результат; сотрудники, не влияющие на бизнес-процессы компании (или влияющие оперативно): курьеры, водители, уборщицы и т.п..
Кроме того, в практике выделяются группы сотрудников, имеющих одинаковые схемы выплат премий:
1) менеджеры: топ-менеджеры и линейные менеджеры;
2) группа sales-сотрудников, которые ищут клиентов и взаимодействуют с уже имеющимися;
3) группа сотрудников front-line, которые общаются с клиентами непосредственно: курьеры, оформители заказов по телефону, агенты компании, таможенные деклараторы и пр.
4) группа сотрудников back-line или support либо работники офиса: бухгалтеры, сотрудники отдела персонала, секретари, администраторы, водители.
Таблица 15.
Показатели премирования
Объект премирования | Показатели премирования |
Увеличение объема выпускаемой продукции, увеличение объема предоставляемых услуг | 1. Выполнение (перевыполнение) плана по объему выпуска 2. Выполнение плана по роту производительности труда 3. Выполнение (перевыполнение) промежуточных показателей работ, связанных с конечными показателями 4. Рост товарооборота |
Экономия сырья, материалов и др. ресурсов по сравнению с нормативами | 1. Снижение себестоимости продукта за счет экономии ресурса 2. Сокращение расходов на единицу конечной продукции 3. Выполнение плана по снижению издержек производства 4. Сокращение рабочего времени на операцию, вид работ |
Рост финансовой успешности, прибыльности компании | 1. Прибыльность 2. 2. Рентабельность 3. Окупаемость при инвестициях 4. Удержание на определенном уровне зарплат 5. Снижение зарплатоемкости конечной продукции |
Повышение качества продукции, качества услуг | 1. Рост доли продукции высшего качества 2. Рост удовлетворенности клиентов 3. Увеличение показателя сервиса обслуживания клиентов 4. Сокращение сроков обслуживания 5. Внедрение в производство новой продукции, предоставление новых услуг |
Снижение брака продукции и рекламация услуг | 1. Рост объема доброкачественной продукции 2. Отсутствие штрафных санкций 3. Отсутствие рекламаций на продукцию, услуги 4. Выполнение требований системы бездефектного труда |
Таблица 16.
Условия премирования
Показатель | Условия |
Количество изготовленной продукции | Отсутствие случаев несвоевременной доставки продукции |
Качество продукции | Отсутствие возврата из-за несоблюдения требований к качеству продукции (услуг) |
Сокращение срока ремонта | Отсутствие замечаний по качеству и срокам ремонта |
Выработка на одного работника в месяц | Обеспечение неснижаемого запаса товаров по количеству и ассортименту |
В зависимости от данных условий разрабатывается шкала премирования, которая устанавливает, кому, при каких условиях и в каком размере начисляются премиальные выплаты, для этого составляются таблицы премирования.
Чем ближе сотрудник к основному продукту деятельности компании, тем больше должен быть диапазон премирования: например, у секретаря диапазон премирования может быть от 90 до 110%, у руководителя от 50 до 150%.
У системы премирования существует свой порог чувствительности. На Западе хорошей премией считается 5% от оклада, в России – 20-30% . Премия ниже этого показателя часто сотрудникам воспринимается как обидная «подачка».
Источниками премирования являются фонд оплаты труда, получение дополнительной чистой прибыли, экономия оборотных средств, сырья, материалов, топлива.