Стратегии управления персоналом на предприятии
Стратегия управления персоналом — это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.
Основные черты стратегии управления персоналом:
- долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;
- связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.
Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться на двух уровнях:
- для организации в целом в соответствии с ее общей стратегией;
- для отдельных сфер деятельности (бизнес).
Составляющие стратегии управления персоналом:
- условия и охрана труда, техника безопасности персонала; формы и методы регулирования трудовых отношений; методы разрешения производственных и социальных конфликтов;
- установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;
- политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, становление режима работы и отдыха;
- профориентация и адаптация персонала;
- меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему ему использованию;
- совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;
- разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;
- новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;
- разработка концепции развития персонала;
- совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;
- разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;
- меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;
- совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;
- мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т.д.) и др.
В каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организаций, целей и стратегии управления персоналом.
На практике встречаются разные варианты взаимодействия стратегии управления персоналам и стратегии организации.
1. Наиболее распространенным является представление о стратегии управления персоналом как зависимой производной от стратегии организации в целом. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действию руководителей организации, подчиняясь интересам общей стратегии.
2. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом разрабатываются и развиваются как единое целое, что означает вовлечение специалистов службы управления персоналом в решение стратегических задач на корпоративном уровне. Этому способствует наличие у них высокой компетентности, а следовательно, возможности самостоятельно решать задачи, касающиеся персонала, с точки зрения перспектив развития всей организации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УП-МЕНЕДЖЕРОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Реализация кадровых стратегий сопряжена с эффективностью практического выбора менеджеров по персоналу, а также определением основных характеристик к работникам, необходимых для успешного осуществления данной стратегии.
1. Предпринимательская стратегия характеризуется тем, что:
- принимаются проекты с высокой степенью финансового риска;
- предприятие действует в условиях ограниченности ресурсов.
Требования к работникам:
- новаторство;
- инициативность;
- готовность к риску;
- готовность взять на себя ответственность.
Очень важно, чтобы ведущие сотрудники были постоянными (долговременная ориентация).
Действия УП-менеджера:
- отбор и расстановка кадров, ориентированные на поиск людей, способных пойти на риск и довести дело до конца;
- оплата труда и вознаграждение, построенные на конкурсной основе, исходя из возможностей удовлетворения запросов и потребностей работника;
- оценка труда и его результативности, основанная на конкретном вкладе работника, но не слишком жесткая; развитие личности, носящее неформальный характер и ориентированное на наставничество со стороны ведущих работников;
- осуществление кадровых перемещений исключительно с Учетом интересов работников.
2. Стратегия динамического роста менее рискованна по сравнению с предпринимательской. Направлена на:
- Увеличение объемов производства;
- Расширение номенклатуры.
Требования к работникам:
- ответственность и организованность;
- гибкое мышление, приспособляемость к изменяющимся условиям;
- способность работать в тесном сотрудничестве с другими.
Действия УП-менеджера:
- отбор и расстановка кадров. Критерии отбора: способность к риску, верность компании, высокая степень адаптации;
- оплата труда и вознаграждение, осуществляемые с учетом принципов справедливости и беспристрастности, на основе четкой внутрифирменной методики;
- оценка труда и его результативности, основанная на четко оговоренных критериях (осуществляется менеджерами по персоналу);
- развитие личности с акцентом на качественном росте уровня и расширении области деятельности;
- планирование перемещений, осуществляемое с учетом реальных потребностей в перемещениях и с использованием самых разнообразных методов.
3. Стратегия прибыльности применяется в условиях, когда предприятие устойчиво-прибыльное. Она характеризуется:
- • сохранением существующего уровня прибыли;
- ограничением добавочных вливаний финансовых средств.
Требования к работникам:
- высокий профессиональный уровень;
- ориентация на низкий уровень риска;
- хорошо развитая управленческая система;
- выполнение функций экспертов в узкой области.
Действия УП-менеджера:
- чрезвычайно жесткие нормы набора персонала;
- оплата труда и вознаграждение, построенные на внутрифирменной системе стимулирования, на представлении справедливости;
- оценка труда, ориентированная на результат и осуществляемая по внутрифирменной методике;
- развитие личности с акцентом на компетентность;
- планирование перемещений с использованием традиционных форм движения кадров.
4. Ликвидационная стратегия не связана со стремлением становить предприятие, ее цель — уйти с рынка с наименьшими потерями, когда предприятие находится на грани банкротства и спасти его уже невозможно.
Данная стратегия направлена на:
- продажу активов;
- устранение возможных убытков.
Требования к работникам:
- ориентация на краткосрочную перспективу;
- нацеленность на многопрофильные работы.
Действия УП-менеджера:
- набор нового персонала маловероятен (в связи с постоянными сокращениями штата);
- оплата труда и вознаграждение, осуществляемые без дополнительных стимулов, с учетом прошлых заслуг работников;
- довольно формальная, но строгая оценка труда и его результативности, так как завершать процесс необходимо;
- развитие личности и обучение, реализуемые в ограниченных масштабах (в случае необходимости специальных навыков может быть введена краткосрочная программа обучения);
- планирование перемещений в связи с закрытием (ликвидацией) фирмы не осуществляется.
5. Стратегия кругооборота (циклическая стратегия) нацелена на:
- «выживание» предприятия в условиях финансово-экономического кризиса;
- обретение стабильности.
К работникам предъявляются следующие требования:
- гибкое мышление, приспособляемость к изменяющимся условиям;
- ориентация на большие цели и дальнейшие перспективы.
Действия УП-менеджера:
- отбор и расстановка кадров, нацеленные на поиск разносторонне развитых работников (цель — интенсификация труда во всех возможных областях);
- оплата труда и вознаграждение, основанные на тщательно продуманных стимулах и переоценке заслуг;
- оценка труда и его результативности, осуществляемая исключительно по конкретному вкладу работника; несмотря на бедственное положение предприятия, предоставление сотрудникам (рабочим) самых широких возможностей роста и повышения образования; использование всех имеющихся форм продвижения по службе (никакой избирательности).