Понятие и классификация человеческих ресурсов организации
В литературе часто используются близкие, хотя не идентичные понятия: Персонал, кадры, рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческий фактор, человеческие ресурсы.
Персонал фирмы (от лат. personalis — личный) представляет собой совокупность физических лиц, состоящих с фирмой в трудовых отношениях, регулируемых договором найма.
К признакам персонала принято относить следующее:
1. наличие надлежащим образом оформленных трудовых отношений с работодателем;
2. обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, компетентностью, квалификацией и т. п.);
3. целевую направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации.
Не относят к персоналу компании акционеров, не состоящих с ней в трудовых отношениях, членов совета директоров (наблюдательного совета) компании, частных предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью («кустарей»), а также занятых на так называемых семейных предприятиях, поскольку все они свое вознаграждение за труд получают из дохода, остающегося в распоряжении компании после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Таким образом, в наиболее общем виде понятие «персонал» охватывает всю совокупность наемных работников компании (включая временных работников, совместителей, а также работающих собственников и совладельцев фирмы), выполняющих определенные задачи в процессе достижения целей компании. С учетом наличия социальной общности работников компании в функции управления персоналом включается не только индивидуальная кадровая работа (управление индивидом), но и кадровая политика (управление коллективом) организации.
С понятием «персонал» часто ассоциируют категорию «кадры», что, в принципе, возможно, хотя ее содержание имеет свою специфику.
Под кадрами (фр. cadres) понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников компании. Данная категория характеризует не качество отдельно взятого индивида, а совокупность работников, объединенных в трудовой коллектив для достижения общих целей организации. В отличие от персонала к «кадрам не относят временных работников и совместителей, а также внештатных сотрудников.
Под рабочей силой понимается совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им для производства материальных благ и услуг.
Понятие «трудовые ресурсы» характеризует потенциальную рабочую силу компании как часть трудовых ресурсов страны. Данное понятие было введено в 1922 г. академиком С. Г. Струмилиным в статье «Наши трудовые ресурсы и перспективы» и использовалось советскими плановыми органами как экономическая и планово-учетная категория, воплощающая единство людей как личностных факторов производства и субъектов производственных отношений [Струмилин, 1982]. В большей степени данное понятие приемлемо для рассмотрения демографических аспектов занятости, при которой трудовые ресурсы рассматриваются как пассивные объекты управления, не проявляющие творчества, инициативы, собственных мотивов и интересов.
Начиная с 1960-х гг. в отечественной экономической литературе стало активно использоваться понятие «человеческий фактор». В словарях термин «фактор» определяется как причина, движущая сила чего-либо.
По мнению академика Т.И. Заславской, человеческий фактор представляет собой систему взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества [Заславская, 1997]. Это определение указывает на решающую роль человека в повышении эффективности производства и выдвигает на первый план задачу создания необходимых условий для развития профессиональных и творческих способностей людей. Таким образом, понятие «человеческий фактор» более современно по сравнению с понятиями «рабочая сила» и «трудовые ресурсы». Вместе с тем термин «человеческий фактор» содержит определенную ограниченность, обусловленную технократическим подходом к развитию производства, в рамках которого люди рассматриваются не как самостоятельная ценность, а как внешняя движущая сила производства.
Дальнейшее познание человеческого фактора в процессе производства привело к введению в научный оборот категории «трудовой потенциал».
Понятие «трудовой потенциал» характеризует не только возможности человека, но и наличие у него определенных созидательных способностей (от лат. potentia — возможность), которые при необходимости могут быть им реализованы. «Трудовой потенциал» отражает не только способности и нереализованные возможности, но и будущие трудовые резервы, которые необходимо создавать в долгосрочной перспективе как конкурентные преимущества организации в сложной рыночной среде.
В 1950-60-е гг., когда под воздействием научно-технического прогресса экономику развитых стран охватили структурные изменения, появляется новое понятие — «человеческий капитал». Развитие теории «человеческого капитала» отражено в работах лауреатов Нобелевской премии С. Кузнеца, Т. Шульца, Г. Беккера и многих других экономистов.
В своем классическом труде «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ со специальным обращением к образованию» Гэри Беккер определяет понятие «человеческий капитал» как «комплекс приобретенных и унаследованных качеств, как образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и другие, которые могут быть использованы в течение определенного времени для производства товаров и услуг» [Беккер, 2003].
В зависимости от субъектов инвестирования в человеческий капитал можно выделить следующие группы инвестиций:
1. индивидуальные вложения, идущие на получение человеком определенного набора знаний и навыков, на медицинское обслуживание;
2. семейные инвестиции, т.е. затраты родителей на воспитание и обучение своего ребенка;
3. инвестиции компаний в профессиональную подготовку и повышение квалификации своих работников.
Наращивание человеческого капитала сходно с процессом аккумулирования физического и финансового капиталов и требует отвлечения средств от текущего потребления с целью получения денежных доходов в будущем.
Основными отличиями данного вида активов от других являются следующие:
- человеческий капитал не может быть куплен или продан, он лишь «сдается в аренду» на определенное время (срочный характер трудовых отношений);
- человеческий капитал требует постоянного обновления (обучения);
- человеческий капитал чувствителен к способу обращения с ним;
- производительность отдельного работника обычно зависит от множества взаимосвязей между ним и другими работниками, определяемых, как правило, организационной культурой;
- человеческий капитал изменяет свои внутренние характеристики в процессе движения.
Но как финансовые или физические, так и человеческие активы воплощают в себе потенциал генерировать стоимость.
Начиная с середины 1980-х гг. для выражения нового взгляда на роль человека в современном производстве используется термин «человеческие ресурсы»(англ. human resources). Определяя категорию «человеческие ресурсы», не следует противопоставлять ее понятиям «трудовой потенциал», «человеческий фактор», «кадры» и «персонал» (часто в экономической литературе они употребляются как синонимы). Человеческие ресурсы — это термин, характеризующий персонал организации с точки зрения его качества.
В рамках HR-менеджмента персонал рассматривается теперь как достояние компании, важный и дефицитный актив, используемый ею в конкурентной борьбе, который надо размещать, мотивировать, развивать и т.д. Как отмечает О. А. Сочивкина, отношение к персоналу как к ресурсу морально устарело, так как ресурсы вне рабочего процесса, в котором они используются, не имеют никакой ценности, тогда как активам свойственна ценность, не обязательно связанная с этим процессом [Сочивкина. Режим доступа: http://www.rb-edu.ru/library/ articles/articles_8868.html]. Возможность эффективного использования человеческого ресурса связывается с новой кадровой политикой, ориентированной на удовлетворение потребностей и интересов работников, с социальным партнерством, ориентацией на увязывание личных и организационных целей.
Человеческие ресурсы - совокупность накопленного опыта, знаний, здоровья работников, их реальная способность использовать все имеющиеся возможности с целью максимального удовлетворения своих потребностей, достижения целей организации, а также потенциал к развитию в будущем, учитывая их возрастную характеристику на определенный момент времени, в конкретной географической точке (термин автора).
В этом контексте управление человеческими ресурсами рассматривается как деятельность, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для реализации как общеорганизационных, так и их личных целей.
Персонал компании классифицируют по различным основаниям:
1. по месту в управленческой структуре персонал подразделяют на руководителей (высшего звена, среднего звена и линейных), специалистов (юристов, экономистов, психологов, маркетологов и пр.), технический персонал, рабочих (основных, вспомогательных), обслуживающий персонал (уборщиков, грузчиков и т. п.);
2. в зависимости от характера деятельности персонала в международной практике принято выделять: работников управления (так называемые «белые воротнички») — менеджеров высшего, среднего и низшего звена, а также инженерно-технических работников (ИТР) и офисных служащих; рабочих, занятых физическим трудом («синие воротнички»), и работников социальной инфраструктуры («серые воротнички»);
3. по уровню квалификации выделяют, например, рабочих 1-6 разрядов;
4. по половозрастной структуре — мужчины, женщины; работники разных возрастных групп;
5. по стажу работы — общему и специальному, работники с общим или специальным стажем работы (1 год, 5,10, 25 лет и т.д.);
6. в зависимости от типа трудового договора, посредством которого оформлены отношения с работником, выделяют постоянных, временных, сезонных работников, а также работников-совместителей.
К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока (бессрочно); к временным — поступившие на работу на определенный срок, но не свыше двух месяцев (для замещения отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы, — не более четырех месяцев); к сезонным — поступившие на работу на период сезонных работ (например, сплав леса) на срок, не превышающий шести месяцев. Совместителями являются работники, для которых данная работа не является основной;
7. по уровню образования — работники с ученой степенью, высшим, неоконченным высшим, средним специальным, средним, неоконченным средним образованием и т.д.