Методы управления производством
Существуют 3 метода управления производством:
1. Административно-правовой метод – основан на принятии администрацией правовых норм нормативных актов, инструкций, положений (назначение, увольнение, перемещение работников, взыскания).
2. Экономический метод – основан на использовании экономических интересов работников (выбор форм оплаты труда, материальное поощрение работников, хоз.расчет).
3. Социально-психологический метод – это управление поведением работников с помощью стимулов и социальных потребностей работника, с целью заинтересовать работников, в результате работы предприятия (кредиты на жилье).
Основные характерные черты современного управления:
1. Выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды;
2. Рассмотрение п./п. как целостной системы;
3. Применение к управлению ситуационного подхода. Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу п./п. в данный момент;
4. Формирование и функционирование инновационного менеджмента. Инновации –любые изменения, нововведения в товарах и услугах, технологиях и т.д.
Современная система управления должна быть простой и гибкой. Главным критерием её построения является обеспечение конкурентоспособности и эффективности.
Требования к системе управления:
Ø Иметь минимальное число уровней управления;
Ø Иметь небольшие подразделения, но с квалифицированными специалистами;
Ø Выпускать продукцию, ориентированную на конкурентный рынок;
Ø Организация работы д.б. ориентирована на потребителя;
Ключ к успешной деятельности предприятия – четкая организация управления. Она характеризуется следующими причинно-следственными связями (см. рис. 13).
Действия внешней среды | |||
Цели организации | Действия руководителя | Поведение работника | Производственная деятельность |
Состояние внутренней среды организации | Результаты работы | ||
Рис. 13. Схема логической последовательности управления предприятия
§ 2. Принятие управленческих решений
Решение – это выбор альтернативы.
Если решение индивида сказывается, прежде всего на его собственной жизни, то руководитель выбирает действие не только для себя, но и для организации и её работников. Ответственность за принятие важных организационных решений – это высокая моральная нагрузка на руководителя. Характер решений зависит от уровня управления (участок, цех, п./п.).
Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должности.
Организационные решения можно разделить на:
1. Запрограммированные решения – это результат реализации определенных последовательных шагов или действий;
2. Незапрограммированные решения – это решения, которые внутри не структурированы или сопряжены с неизвестными фактами. Такие решения принимаются на основе интуиции или жизненного опыта;
Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности.
Принятие решений является основой управления и творческим процессом каждого руководителя, который включает в себя:
1. Выработку и постановку целей;
2. Изучение проблемы на основе получаемой информации;
3. Обсуждение со специалистами различных вариантов проблем;
4. Выбор и формирование оптимального решения;
5. Принятие решения;
6. Конкретизация решений для его исполнителя;
Проблема выбора решений одна из важных в управлении. Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение.
Влияние стресса на принятие решения. Стресс – это совокупность физиологических реакций, возникающих в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.
Положительный стресс вызывает подъем, оживление, а отрицательный – упадок сил, стресс.
Причины стресса:
Ø Внешние (постоянная чрезмерная нагрузка, страх быть обойденными другими, страх допустить ошибку, страх потерять работу, плохое освещение и т.д.);
Ø Внутренние (личные факторы);
Личные факторы влияют на качество работы и наоборот, внешние факторы влияют на личную жизнь.
Реакции на стресс:
Стресс появляется в зависимости от того, насколько личность физически, психически и морально готова к эмоциональному перенапряжению и как долго может удерживать их. У каждого есть свой индивидуальный предел временного давления стресса (см. рис.14):
1. Стресс «вола», для тех, кто к нему адаптируется;
2. Стресс «кролика», для тех, кто его избегает;
3. Стресс «льва», для кого стресс является стимулом;
Интенсивность работы | Стресс «вола» Стресс «льва» Стресс «кролика» | |
Время работы |
Рис. 14. Влияние стресса на интенсивность работы
Из рисунка видно, что если стресс постоянно нарастает, то через некоторое время работоспособность личности будет снижаться.
Контрольные вопросы
1. Назовите объекты и субъекты управления.
2. Что такое менеджмент?
3. Назовите функции управления.
4. Укажите требования к системе правления.