Формы активизации творческого потенциала работников
Для большинства руководителей отечественных предприятий и организаций понятие активизации творческого потенциала работников отнюдь не является чем-то совершенно новым. Богатый опыт развития творческой активности работников в производственной сфере был накоплен еще в советское время. Кроме того, существует и многообразный мировой опыт стимулирования творческой активности рядовых работников (знаменитые японские кружки качества и др.).
В советский период нашей истории сложились и получили развитие такие формы творческой активности, как:
· новаторская, рационализаторская и изобретательская деятельность;
· участие работников в создании новых социальных технологий (так называемые трудовые почины).
Под новаторствомпонимались любые инновации в производственном процессе - начиная от организации и форм оплаты труда и заканчивая техническим творчеством, т.е. это понятие более широкое и абстрактное. Рационализаторство связывают с частичными улучшениями в сфере производства, направленными на облегчение процесса труда, удешевление продукции, более оптимальное распределение функциональных обязанностей между подразделениями и лицами, упрощение бюрократических процедур и т.п. Изобретательство же означает появление технических инноваций, принципиально новые решения научно-технических проблем.
В советское время, особенно в 1960 –70-е гг., движение рационализаторов было массовым, в нем участвовали миллионы рядовых работников. Особенность этого явления состояла в том, что оно развивалось “снизу”, по инициативе самих работников, а позже стало планироваться, учитываться и стимулироваться руководителями предприятий и организаций. На всесоюзном уровне были созданы органы управления движением новаторства и рационализаторства, как, например, созданное в 1958 г. Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), призванное активно помогать развитию творческой работы новаторов, рационализаторов, а также скорейшему внедрению изобретений и рационализаторских предложений.
В Свердловской области в середине 80-х годов действовали более 170 тысяч изобретателей, рационализаторов, новаторов. Лучше, чем у других, рационализаторская работа была поставлена в коллективах таких производственных объединений как Уралмаш, Пневмостроймашина, Свердловская железная дорога, трест Бокситстрой и др.
При планировании организационно-массовой работы по изобретательству и рационализации предусматривались:
- тематические конкурсы, смотры как в целом по предприятию, так и по отдельным цехам;
- проведение соревнований среди работников предприятия;
- устройство постоянных и временных выставок технических достижений работников предприятия;
- работа уголков изобретателей и организаторов, проведение консультаций;
- организация технической учебы новаторов производства и работников по изобретательству и рационализации;
- проведение конференций и совещаний изобретателей и рационализаторов предприятия;
- творческие командировки и экскурсии на родственные предприятия;
- издание сборников, плакатов, листов рационализаторов[77].
В последние годы изобретательский и рационализаторский энтузиазм значительно ослаб. Причины понятны: трудности, переживаемые обществом в целом и подавляющим большинством предприятий, массовый переход к новым формам собственности, недостаточное внимание новых субъектов собственности к традиционным формам развития производственной активности рядовых работников, и т.п.
В Свердловской области, например, уже не один год ведется обсуждение проекта областного Закона о государственной поддержке изобретательства, рационализации и технического творчества, который был предложен активистами отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. В нем заложены меры по созданию системы поддержки и развития рационализации на предприятиях всех форм собственности, сформулированы некоторые льготы для авторов и предприятий, берущих на себя бремя пионерства в создании новых объектов промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и т. д.).
Сегодня каждое предприятие само определяет формы своей деятельности по рационализации, и оно вправе признать рационализаторским любое предложение, дающее выгоду и что-то полезное для предприятия - не только техническое, как это было раньше, но и коммерческое, организационное, финансовое и так далее.
На предприятиях, в организациях и фирмах г. Екатеринбурга действуют Положения о рационализаторской деятельности, разработанные и принятые самими предприятиями. Участие работников в создании новых социальных технологий (трудовые почины) выражало потребность наиболее продвинутых в профессиональном отношении членов трудовых коллективов (в основном рабочих специальностей) в причастности к делам предприятия. Фактически это была заявка на реальное производственное самоуправление или со-управление жизнью трудового коллектива. В 1980-е гг. на предприятиях повсеместно создавались Советы трудовых коллективов, как органы развития производственной демократии. После перехода к рыночным отношениям эта работа прекратилась, так как было признано, что работники не могут вмешиваться в процесс управления предприятием. Это весьма спорный тезис, опровергнутый наиболее успешно работающими кампаниями мира, но в наших условиях он действует неукоснительно. Поэтому большинство из этих починов самоуправления являются ныне лишь достоянием истории, так как они отражали реальности социально-экономической системы социализма (такие как ведущая роль рабочего класса в социальном творчестве, плановый характер экономического развития, принцип коллективизма в труде и в управлении и т.п.). Сегодня многие из подобных “починов” выглядели бы анахронизмом: “пятилетку - в четыре года!” выполнять уже не надо, добровольно отказываться от премии всей бригадой из-за одного нерадивого работника (почин северских трубников) вряд ли кто согласится, лозунг “ни одного отстающего рядом!” теряет смысл в условиях конкуренции и безработицы. Тем не менее, следует иметь в виду, что в перспективе, на определенном этапе консолидации рабочего класса движение за право рядовых работников на участие в управлении делами производства, на производственное самоуправление может возродиться уже в новых формах. Опыт ряда стран с социальным рыночным хозяйством (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия) убедительно свидетельствует о реальности такой перспективы. В ФРГ право рабочих на производственное самоуправление закреплено в соответствующем федеральном законе.
Напрашивается вывод о том, что часть ранее сложившихся в практике отечественного производства традиций развития и поощрения творчества в труде показали свою жизнеспособность, их следует продолжать и в изменившихся условиях хозяйствования; другие отмерли естественным путем и не имеют в ближайшее время перспектив развития; некоторые традиции, возможно, получат развитие в будущем.