Организация как экосистема или общность людей
Во многом вследствие невозможности до конца объяснить поведение людей в организации, исходя из вышеописанных проблем целевой парадигмы, возникает другой подход. Он видит в организации нечто, подобное экосистеме, особой среды обитания людей. Организация, в который человек работает, подчас накладывает на его мировоззрение, жизненные стратегии, отношения с другими людьми не меньший отпечаток, чем страна, в которой он живет. В соответствии с данной трактовкой, организация – это общность. Она создает вокруг человека особый мир, состоящий из потребностей и ценностей, образцов поведения и скрытых смыслов. Такое понимание организации становится понятным, когда мы начинаем видеть в ней наследницу древних общин. В доиндустриальную эпоху общины были для людей и странами, и государствами, и организациями, и семьями. При таком понимании вообще трудно говорить о цели организации. Какие цели может вообще ставить перед собой экосистема? Если же перейти на более операциональный уровень – цели организации могут меняться, сама же она останется при этом почти неизменной. В экономике такое можно наблюдать сплошь и рядом - фирмы часто радикально меняют отрасли, выпускаемую продукцию, место на рынке. При этом они сохраняют свое название, основной штат сотрудников, систему внутрикорпоративных ценностей. Один из наиболее ярких примеров такого развития –IBM, которая за свою историю совершила немало «кульбитов» – от производства весов для скотобоен и табельных часов к выпуску пишущих машинок и другой оргтехники, от них - к электрическим счетным машинам, от них – к компьютерам. При этом IBM оставалась IBM с ей одной присущей культурой удовлетворения потребностей клиентов, с относительно постоянными установками относительно персонала, с особым пониманием своей миссии в экономике и обществе.
Такое понимание часто называют естественной моделью организации. Возникновение естественной модели организации связано с работами представителей школы человеческих отношений, которые понимали организацию скорее как общину, а не целевую группу, уделяя особое внимание неформальным сторонам организационной реальности. Наиболее полно понимание организации как общности изложено в работах Ф.Селзника и Ч.Барнарда[1]. Целью организации в их понимании является просто существование или выживание. Главным процессом, определяющим существование организаций, является процесс удовлетворения некоторых потребностей. Эти потребности многообразны и значительная часть из них никак не может быть представлена в рамках процесса целедостижения.
Понимание организации как определенной общности людей способно объяснить многие спонтанные организационные процессы и неформальные отношения между людьми. Вообще все то, что не укладывается в модель целе-рационального действия, может быть объяснено исходя из признания наличия множественных потребностей у самой организации и у ее членов. При этом, безусловно, принижается роль формальных взаимодействий и процесса достижения организационных целей. Такое понимание организационной реальности не совсем согласуется с традиционным европейским здравым смыслом, который все же видит в организации скорее инструмент достижения целей, а не спонтанно возникшую и по своим законам развивающуюся реальность. Практика традиционного японского менеджмента в этом плане является ярким олицетворением понимания организации как экосистемы. В Японии компания или предприятие скорее уподобляются общине, городу или деревне. Поступая на работу, человек связывает с компанией всю свою жизнь. Поэтому исчезновение компании мыслится как трагедия, некоторый катаклизм, хотя в европейском понимании банкротство компании – это просто свидетельство того, что данный инструмент добывания денег оказался неудачным.
Понятие экосистемы подразумевает наличие некоторой устойчивой среды обитания. Применительно к организации такая среда состоит из некоторых культурных образцов или ценностей, которые организация явно или неявно навязывает своим членам. Человек, проработавший 10 лет на железной дороге, мыслит иначе, чем тот, кто такое же время трудился в банке. Здесь вполне работает аналогия с человеком, который прожил 10 лет в России и тем, кто жил в США или Франции. У таких людей формируются разные ценностные ориентации, разные стереотипы восприятия действительности, разные предпочтения и предрассудки. Тем самым понимание организации как общности вплотную подводит исследователя к категории организационной или корпоративной культуры. Если поведение животного всецело зависит от природной среды, то поведение человека определяется в первую очередь культурной средой. Частью этой среды и являются организации.