Производство и производственные системы

Производственные системы - это особый класс систем, представляющих собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами производить продукцию или оказывать услуги. В принципе, можно сказать, что каждое предприятие в целом является производственной системой и включает комплекс предназначенных для выполнения этой функции взаимосвязанных и целенаправленно используемых людьми ресурсов: вещественных (здания, оборудование и сооружения, сырье, горючее, материалы, оснастка, и другие); кадровых (рабочие, бригадиры, мастера, инженеры и другие категории работников); информационных (планы, конструкторско-технологическая документация, нормы, нормативы, отчеты и другие составляющие документооборота), финансовых (собственные (прибыль и амортизация) и заемные, а также – привлеченные средства);энергетических, интеллектуальных ресурсов.

На рисунке 2.1 представлена модель операционной (производственной) структуры предприятия, из которой видно, что она включает, по крайней мере, пять основных типовресурсов (факторов производства), которые в производственном менеджменте получили названия 5P'sот следующих слов: персонал (People), заводы (Plants), материалы и комплектующие (Parts), процессы (Processes) и системы планирования и контроля (PlanningandControlSystems).

Основные факторы производственных систем в связи – это персонал, сооружения и оборудование, обслуживаемые для обеспечения клиентам доступа к сетям связи и получения других услуг. Персонал в телекоммуникациях – это работники, непосредственно либо косвенно занятые предоставлением услуг. Непосредственно услугу представляет, например, оператор, заключающий с клиентом договор об обслуживании. Косвенно в предоставлении услуги участвует персонал, обслуживающий оборудование и сооружения связи.

Заводы– это производственные и сервисные подразделения организации, на которых создаются товары или предоставляются услуги. В отрасли связи это операторы связи. Они оснащены соответствующим коммутационным, каналообразующим и линейным оборудованием и сооружениями, необходимыми для преобразования поступающих от клиентов сообщений в форму электрических сигналов, пригодную для передачи по каналам связи, и последующего восстановления на входящем конце в первоначальный вид. Оборудование применяется для организации процессов предоставления услуг.Процессы передачи сигналов на расстояние часто не заканчиваются у одного оператора, поэтому необходимо сетевое взаимодействие независимых экономически операторов в реальном времени, что существенно отличает производство в связи от, например, производства автомобилей.

Операционная система предприятия
Подсистема планирования и контроля
Обеспечивающая подсистема
Место на рынке
Корпоративная стратегия
Операционная стратегия
Маркетинговая стратегия
Финансовая стратегия
Производственный (операционный) менеджмент
Персонал
"Заводы"
Комплектующие
Процессы
Производственное планирование и технологический контроль
Вход   Факторы производства (материалы, информация, интеллект, труд, капитал)
Выход   Услуги, продукты
Производственная система

Рисунок 2.1 – Общая модель производственной структуры предприятия

Материалы и комплектующие преобразуются в производственной системе. В отрасли связи не производится продукта в прямом понимании этого слова, но клиент получает вполне ощутимое благо в форме переданных сообщений, доступа к сетям связи и т.п. Поэтому в отрасли связи роль этой составляющей ограничена, так как здесь нет производства конечного продукта в вещественной форме, а осуществляются процессы преобразования электрических сигналов для экономичной и надежной передачи информации на расстояние именно тому получателю, для которого она предназначена, с восстановлением исходной формы сообщения на входящем конце. Материалы и комплектующие здесь выступают только как расходные материалы, т.е. запасные элементы и приборы, необходимые для поддержания оборудования в работоспособном состоянии.

Планирование и контроль включают подразделения, процедуры и данные, используемые менеджерами в процессе эксплуатации производственной системы для поддержания ее в работоспособном состоянии. Производственное планирование заключается в определении процедур, объемов и времени проведения регламентных и восстановительных работ в случае отказа или ухудшения параметров ниже допустимого уровня. Технологический контроль в связи, в основном, заключается в наблюдении за работой оборудования (с помощью автоматических средств).

Другие виды контроля параметров экономической деятельности осуществляются в соответствии с действующим уставом предприятия и нормативно-правовой документацией [19] в рамках операционной системы предприятия.

Охарактеризованные и другие элементы производственной системы функционируют с одной целью – изготовление продукта или оказание услуги, необходимой потребителю, т.е. производственная система формируется как средство достижения цели – изготовление продукции для последующей ее реализации и получения прибыли.

Производственные системы, как человеко-машинные, имеют ряд особенностей, которые отличают их от систем других классов.Эти особенности во взаимосвязи и взаимообусловленности определяют рациональность форм организации производственных систем и их подсистем, а также – эффективность использования ресурсов.

Наиболее существенные из них представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Особенности производственных систем

Особенность Характеристика
Целенаправленность Способность производить необходимую продукцию или оказывать услуги. Эта особенность обеспечивается элементом «персонал»
Полиструктурность Одновременное существование в них взаимно переплетающихся подсистем, где каждый элемент системы одновременно входит в несколько подсистем и функционирует в соответствии с их требованиями
Открытость Проявляется не только в материальном, энергетическом и т.п. обмене потоками, но и в обмене информацией с внешней для них средой
Сложность Обусловлена основными элементами: трудящиеся, орудия и предметы труда и их взаимодействием
Разнообразие Характеризуется наличием специализации, концентрации, пропорциональности отдельных частей системы и подсистем; направленностью производственных процессов; характером осуществления производственных процессов во времени; видом продукции и др.

В процессе проектирования и совершенствования производственных систем им должны придаваться определенные свойства, как критерии их функционирования. Наиболее существенные из них представлены в таблице 2.2.

Отмеченные элементы, особенности и свойства производственных (операционных) систем накладывают ограничения и формируют требования к совокупности принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности, другими словами, составляют сущность производственного менеджмента [24, 2].

Таблица 2.2 –Свойства производственных систем как критерии функционирования

Свойство Характеристика
Результативность Способность создавать продукцию или услуги, необходимые населению и национальной экономике, с учетом международных связей. Она обеспечивается организацией производственной системы, в соответствии с рекомендациями маркетинга организации
Надежность Способность устойчиво функционировать, т.е. способность к локализации отрицательных последствий стохастических возмущений, происходящих как внутри системы, так и во внешней среде в сравнительно небольших частях системы. Надежность системы обеспечивается внутрисистемными ресурсами, системой управления и кооперацией с другими производственными системами.
Гибкость Возможность приспосабливать производственные системы к изменяющимся условиям внешней среды, прежде всего, через улучшение производственных мощностей, выпускаемой продукции, расширение ассортимента, изменение объемов продаж. Гибкость обеспечивается внутрисистемными ресурсами и управляемостью
Управляемость Способность реагировать на временное изменение процесса функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий. Обеспечивается внутрисистемными ресурсами и расчленением системы на относительно независимые подсистемы, а также – ограничением размеров системы
Долговременность Способность производственной системы в течение длительного времени сохранять результативность и надежность. Кроме внутренних, связана и с внешними факторами.

На основании тех или иных критериев, тоесть признаков и оценок, на основании которых производится оценка, классификация или определение чего-либо (например, критерий эффективности при планировании – максимум прибыли), выбирается одна из нескольких, доступных менеджеру альтернатив, т.е. одна из нескольких исключающих друг друга возможностей организации производства.

Любая организация – затратный объект. Она потребляет ресурсы, но не генерирует доходы. Их приносят потребители (внешняя среда), если продукция им нужна. Поэтому все основные принципы эффективного управления производством ведут к такой его организации, которая дает наилучшее использование ограниченных ресурсов, при производстве востребованной рынком продукции, тогда есть шансы на получение прибыли.

В общем случае принципы менеджмента –основные исходные положения теории менеджмента, руководящие правила, внутренние убеждения и нормы поведения менеджмента организации. Это те общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, находящие отражение при постановке практических задач управления.

Наиболее важный принцип менеджмента, в том числе, производственного – зависимость организации от внешней среды. Другие принципы представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Основные принципы осуществления менеджмента производственных систем

Принцип Характеристика
Увеличения синэргии и координации Может быть реализован путем рационального и согласованного использования всех перечисленных выше (таблицы 2.1 и 2.2) свойств и особенностей организации производства
Интеграции Может быть реализован на основе интеграции разных процессов, общих норм и нормативов, условий и правил. Все звенья производственной системы должны работать, как часы
Целевой специализации Предполагает создание различных подразделений (с однородным составом рабочих элементов), но объединенных посредством горизонтальных и вертикальных связей для выполнения определенного объема работ в законченном виде
Многовариантности и рациональности управленческих решений Определяет необходимость разработки альтернативных вариантов, обеспечивающих наилучшее сочетание производственных возможностей в разных ситуациях, возникающих под воздействием внешней среды
Саморазвития Предполагает создание на предприятии механизмов, способствующих непрерывному развитию организационных методов, форм, технологий, компетенций при сохранении наиболее существенных «завоеваний прошлого»

Из материала первого раздела следует, что управление производством – исторически первая сложившаяся научная дисциплина менеджмента. Она же первой вошла и в программы преподавания колледжей, школ, университетов. Руководители производств были, а зачастую и поныне остаются специалистами, которым можно поручить все задачи управления, а не только процессами создания продукции. Пока производственная деятельность считалась главным источником благосостояния нации, подобное отношение было оправданным. Однако сегодня в условиях острой конкуренции в глобальном масштабе, во многих странах основным источником благосостояния является уже не сфера производства, а сфера услуг. Поэтому результаты деятельности организации уже не являются уделом одного только руководителя производства и часто понятие «производственный менеджмент»является синонимом понятия «операционный менеджмент», о чем уже было сказано. Сегодня многие руководители полагают, что всякая производственная деятельность представляет собой операции, а значит, операционный менеджмент имеет отношение ко всем ним. Операции – есть «процесс, метод или ряд действий, главным образом, практического характера» (см. CollinsEnglishDictionary, 1986). Исходя из этого определения, операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому свойственны организованность и продуктивность. Отсюда менеджеры расширяют трактовку понятия «операции», относя к операциям производство предметов личного или производственного потребления; выполнение подрядных работ и оказание услуг (бытовых, информационных, связи, туристических и т.п.); осуществление торговых операций и заключают, что все организационные функции есть операции и что всякая управленческая деятельность включает в себя операционный менеджмент. Часто термины «производство» и «операции» используют как взаимозаменяемые. Хотя есть и другое, широко распространенное мнение в промышленности, коммерческой и некоммерческой деятельности о том, что управление производством представляет собой отдельную, обособленную от других сферу, которая должна интересовать только тех, кто занимается непосредственно производством – производственных менеджеров. И хотя непроходимой пропасти между обоими подходами нет, следует оговаривать, в каком контексте употребляются термины производственный или операционный менеджмент; «производство» и «операции».

Наши рекомендации