Производство и производственные системы
Производственные системы - это особый класс систем, представляющих собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами производить продукцию или оказывать услуги. В принципе, можно сказать, что каждое предприятие в целом является производственной системой и включает комплекс предназначенных для выполнения этой функции взаимосвязанных и целенаправленно используемых людьми ресурсов: вещественных (здания, оборудование и сооружения, сырье, горючее, материалы, оснастка, и другие); кадровых (рабочие, бригадиры, мастера, инженеры и другие категории работников); информационных (планы, конструкторско-технологическая документация, нормы, нормативы, отчеты и другие составляющие документооборота), финансовых (собственные (прибыль и амортизация) и заемные, а также – привлеченные средства);энергетических, интеллектуальных ресурсов.
На рисунке 2.1 представлена модель операционной (производственной) структуры предприятия, из которой видно, что она включает, по крайней мере, пять основных типовресурсов (факторов производства), которые в производственном менеджменте получили названия 5P'sот следующих слов: персонал (People), заводы (Plants), материалы и комплектующие (Parts), процессы (Processes) и системы планирования и контроля (PlanningandControlSystems).
Основные факторы производственных систем в связи – это персонал, сооружения и оборудование, обслуживаемые для обеспечения клиентам доступа к сетям связи и получения других услуг. Персонал в телекоммуникациях – это работники, непосредственно либо косвенно занятые предоставлением услуг. Непосредственно услугу представляет, например, оператор, заключающий с клиентом договор об обслуживании. Косвенно в предоставлении услуги участвует персонал, обслуживающий оборудование и сооружения связи.
Заводы– это производственные и сервисные подразделения организации, на которых создаются товары или предоставляются услуги. В отрасли связи это операторы связи. Они оснащены соответствующим коммутационным, каналообразующим и линейным оборудованием и сооружениями, необходимыми для преобразования поступающих от клиентов сообщений в форму электрических сигналов, пригодную для передачи по каналам связи, и последующего восстановления на входящем конце в первоначальный вид. Оборудование применяется для организации процессов предоставления услуг.Процессы передачи сигналов на расстояние часто не заканчиваются у одного оператора, поэтому необходимо сетевое взаимодействие независимых экономически операторов в реальном времени, что существенно отличает производство в связи от, например, производства автомобилей.
Операционная система предприятия |
Подсистема планирования и контроля |
Обеспечивающая подсистема |
Место на рынке |
Корпоративная стратегия |
Операционная стратегия |
Маркетинговая стратегия |
Финансовая стратегия |
Производственный (операционный) менеджмент |
Персонал |
"Заводы" |
Комплектующие |
Процессы |
Производственное планирование и технологический контроль |
Вход Факторы производства (материалы, информация, интеллект, труд, капитал) |
Выход Услуги, продукты |
Производственная система |
Рисунок 2.1 – Общая модель производственной структуры предприятия
Материалы и комплектующие преобразуются в производственной системе. В отрасли связи не производится продукта в прямом понимании этого слова, но клиент получает вполне ощутимое благо в форме переданных сообщений, доступа к сетям связи и т.п. Поэтому в отрасли связи роль этой составляющей ограничена, так как здесь нет производства конечного продукта в вещественной форме, а осуществляются процессы преобразования электрических сигналов для экономичной и надежной передачи информации на расстояние именно тому получателю, для которого она предназначена, с восстановлением исходной формы сообщения на входящем конце. Материалы и комплектующие здесь выступают только как расходные материалы, т.е. запасные элементы и приборы, необходимые для поддержания оборудования в работоспособном состоянии.
Планирование и контроль включают подразделения, процедуры и данные, используемые менеджерами в процессе эксплуатации производственной системы для поддержания ее в работоспособном состоянии. Производственное планирование заключается в определении процедур, объемов и времени проведения регламентных и восстановительных работ в случае отказа или ухудшения параметров ниже допустимого уровня. Технологический контроль в связи, в основном, заключается в наблюдении за работой оборудования (с помощью автоматических средств).
Другие виды контроля параметров экономической деятельности осуществляются в соответствии с действующим уставом предприятия и нормативно-правовой документацией [19] в рамках операционной системы предприятия.
Охарактеризованные и другие элементы производственной системы функционируют с одной целью – изготовление продукта или оказание услуги, необходимой потребителю, т.е. производственная система формируется как средство достижения цели – изготовление продукции для последующей ее реализации и получения прибыли.
Производственные системы, как человеко-машинные, имеют ряд особенностей, которые отличают их от систем других классов.Эти особенности во взаимосвязи и взаимообусловленности определяют рациональность форм организации производственных систем и их подсистем, а также – эффективность использования ресурсов.
Наиболее существенные из них представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Особенности производственных систем
№ | Особенность | Характеристика |
Целенаправленность | Способность производить необходимую продукцию или оказывать услуги. Эта особенность обеспечивается элементом «персонал» | |
Полиструктурность | Одновременное существование в них взаимно переплетающихся подсистем, где каждый элемент системы одновременно входит в несколько подсистем и функционирует в соответствии с их требованиями | |
Открытость | Проявляется не только в материальном, энергетическом и т.п. обмене потоками, но и в обмене информацией с внешней для них средой | |
Сложность | Обусловлена основными элементами: трудящиеся, орудия и предметы труда и их взаимодействием | |
Разнообразие | Характеризуется наличием специализации, концентрации, пропорциональности отдельных частей системы и подсистем; направленностью производственных процессов; характером осуществления производственных процессов во времени; видом продукции и др. |
В процессе проектирования и совершенствования производственных систем им должны придаваться определенные свойства, как критерии их функционирования. Наиболее существенные из них представлены в таблице 2.2.
Отмеченные элементы, особенности и свойства производственных (операционных) систем накладывают ограничения и формируют требования к совокупности принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности, другими словами, составляют сущность производственного менеджмента [24, 2].
Таблица 2.2 –Свойства производственных систем как критерии функционирования
№ | Свойство | Характеристика |
Результативность | Способность создавать продукцию или услуги, необходимые населению и национальной экономике, с учетом международных связей. Она обеспечивается организацией производственной системы, в соответствии с рекомендациями маркетинга организации | |
Надежность | Способность устойчиво функционировать, т.е. способность к локализации отрицательных последствий стохастических возмущений, происходящих как внутри системы, так и во внешней среде в сравнительно небольших частях системы. Надежность системы обеспечивается внутрисистемными ресурсами, системой управления и кооперацией с другими производственными системами. | |
Гибкость | Возможность приспосабливать производственные системы к изменяющимся условиям внешней среды, прежде всего, через улучшение производственных мощностей, выпускаемой продукции, расширение ассортимента, изменение объемов продаж. Гибкость обеспечивается внутрисистемными ресурсами и управляемостью | |
Управляемость | Способность реагировать на временное изменение процесса функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий. Обеспечивается внутрисистемными ресурсами и расчленением системы на относительно независимые подсистемы, а также – ограничением размеров системы | |
Долговременность | Способность производственной системы в течение длительного времени сохранять результативность и надежность. Кроме внутренних, связана и с внешними факторами. |
На основании тех или иных критериев, тоесть признаков и оценок, на основании которых производится оценка, классификация или определение чего-либо (например, критерий эффективности при планировании – максимум прибыли), выбирается одна из нескольких, доступных менеджеру альтернатив, т.е. одна из нескольких исключающих друг друга возможностей организации производства.
Любая организация – затратный объект. Она потребляет ресурсы, но не генерирует доходы. Их приносят потребители (внешняя среда), если продукция им нужна. Поэтому все основные принципы эффективного управления производством ведут к такой его организации, которая дает наилучшее использование ограниченных ресурсов, при производстве востребованной рынком продукции, тогда есть шансы на получение прибыли.
В общем случае принципы менеджмента –основные исходные положения теории менеджмента, руководящие правила, внутренние убеждения и нормы поведения менеджмента организации. Это те общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, находящие отражение при постановке практических задач управления.
Наиболее важный принцип менеджмента, в том числе, производственного – зависимость организации от внешней среды. Другие принципы представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Основные принципы осуществления менеджмента производственных систем
№ | Принцип | Характеристика |
Увеличения синэргии и координации | Может быть реализован путем рационального и согласованного использования всех перечисленных выше (таблицы 2.1 и 2.2) свойств и особенностей организации производства | |
Интеграции | Может быть реализован на основе интеграции разных процессов, общих норм и нормативов, условий и правил. Все звенья производственной системы должны работать, как часы | |
Целевой специализации | Предполагает создание различных подразделений (с однородным составом рабочих элементов), но объединенных посредством горизонтальных и вертикальных связей для выполнения определенного объема работ в законченном виде | |
Многовариантности и рациональности управленческих решений | Определяет необходимость разработки альтернативных вариантов, обеспечивающих наилучшее сочетание производственных возможностей в разных ситуациях, возникающих под воздействием внешней среды | |
Саморазвития | Предполагает создание на предприятии механизмов, способствующих непрерывному развитию организационных методов, форм, технологий, компетенций при сохранении наиболее существенных «завоеваний прошлого» |
Из материала первого раздела следует, что управление производством – исторически первая сложившаяся научная дисциплина менеджмента. Она же первой вошла и в программы преподавания колледжей, школ, университетов. Руководители производств были, а зачастую и поныне остаются специалистами, которым можно поручить все задачи управления, а не только процессами создания продукции. Пока производственная деятельность считалась главным источником благосостояния нации, подобное отношение было оправданным. Однако сегодня в условиях острой конкуренции в глобальном масштабе, во многих странах основным источником благосостояния является уже не сфера производства, а сфера услуг. Поэтому результаты деятельности организации уже не являются уделом одного только руководителя производства и часто понятие «производственный менеджмент»является синонимом понятия «операционный менеджмент», о чем уже было сказано. Сегодня многие руководители полагают, что всякая производственная деятельность представляет собой операции, а значит, операционный менеджмент имеет отношение ко всем ним. Операции – есть «процесс, метод или ряд действий, главным образом, практического характера» (см. CollinsEnglishDictionary, 1986). Исходя из этого определения, операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому свойственны организованность и продуктивность. Отсюда менеджеры расширяют трактовку понятия «операции», относя к операциям производство предметов личного или производственного потребления; выполнение подрядных работ и оказание услуг (бытовых, информационных, связи, туристических и т.п.); осуществление торговых операций и заключают, что все организационные функции есть операции и что всякая управленческая деятельность включает в себя операционный менеджмент. Часто термины «производство» и «операции» используют как взаимозаменяемые. Хотя есть и другое, широко распространенное мнение в промышленности, коммерческой и некоммерческой деятельности о том, что управление производством представляет собой отдельную, обособленную от других сферу, которая должна интересовать только тех, кто занимается непосредственно производством – производственных менеджеров. И хотя непроходимой пропасти между обоими подходами нет, следует оговаривать, в каком контексте употребляются термины производственный или операционный менеджмент; «производство» и «операции».