Анализ производства и реализации дизельного топлива
В 2005 году в России произведено 60,1 млн. тн. дизельного топлива, а в 2011 году – 70,6 млн. тн. продукта, что соответствует росту производства на 17,5% (рисунок 6).
Рисунок 6 Производство дизельного топлива
В анализируемом периоде производство дизельного топливо росло, за исключением 2009 года, когда оно сократилось по сравнению с предыдущим годом на 2%.
В дополнение к последствиям кризиса, снижение производства дизельного топлива произошло из-за изменений в нормативной базе: с 2009 года к дизельному топливу может относиться только продукт с содержанием серы 0,2% и менее, а продукт с содержанием серы более 0,2% может регистрироваться как печное топливо или судовое маловязкое топливо.
Объем производства нефтепродуктов на основе дизельных фракций (дизельное топливо, печное топливо и судовое маловязкое топливо) в 2009 году составил 72,6 млн. тн., что близко к аналогичному показателю 2008 года. Приведенная оценка учитывает объемы производства указанных продуктов только на НПЗ, которые вырабатывают дизельное топливо. В наибольшей степени эти НПЗ в 2009 году увеличили производство печного топлива – в три раза, что свидетельствует об изменении корзины нефтепродуктов в пользу печного топлива. В целом по отрасли производство печного топлива в 2009 году выросло на 1,1 млн. т, до 1,6 млн. т.
Внутреннее потребление дизельного топлива росло непрерывно, за исключением 2009 года, когда оно сократилось на 9% к предыдущему году (рисунок 7). По итогам 2011 года отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок составили 32,4 млн. т, на 12% превысив показатель 2009 года и на 20% – 2005 года. При этом внутреннее потребление дизельного топлива в 2011 году оказалось максимальным за весь анализируемый период благодаря высокому спросу в 3 и 4 кварталах.
Рисунок 7 Объемы поставок на российский рынок дизельного топлива
Спрос на дизельное топливо в России характеризуется сезонностью. Как правило, внутреннее потребление дизельного топлива достигает максимума в 3 квартале, что видно на рисунке 15. Исключением стал 2007 год, когда 2 и 3 кварталах на внутренний рынок было отгружено меньше дизельного топлива, чем в 1 и 4 кварталах.
Рисунок 8 Сезонность реализации дизельного топлива
Спрос на дизельное топливо со стороны населения в России невелик, так как доля легковых автомобилей с дизельными двигателями не превышает 5%. Крупнейшими потребителями дизельного топлива в России являются сельское хозяйство, отрасль грузоперевозок, строительная отрасль, промышленность, добывающие отрасли, федеральные заказчики. Рынок дизельного топлива в России относится к типу b2b, поэтому спрос на продукт зависит от состояния экономики страны (динамики ВВП и промышленного производства).
Дизельное топливо – экспортный продукт. Экспорт дизельного топлива достиг максимума в 2009 году из-за снижения спроса на внутреннем рынке и составил 38,6 млн. т. В 2011 году экспорт дизельного топлива из России снизился на 5% по сравнению с предыдущим годом, до 35,8 млн. т, это произошло из-за роста спроса внутри страны.
Рисунок 9 Объемы экспорта дизельного топлива
Доля внутреннего рынка в суммарных отгрузках дизельного топлива из России за анализируемый период не превышала 47,5%, соответственно, от 52% до 57% топлива производители экспортировали из страны.
Существующая инфраструктура не ограничивает экспорт дизельного топлива, по крайней мере, при текущих объемах его производства на НПЗ России. В 2010 году 23,9 млн. тн. дизельного топлива экспортировано из России трубопроводным транспортом, 12,1 млн. т – железнодорожным и 1,7 млн. тн. – прочими видами транспорта, по итогам 2011 года структура экспорта по транспорту сохранилась.
Из России экспортируется преимущественно летнее дизельное топливо, а в зимний период – ДТ летнее и ДЗп -15°С. Зимой у производителей не воз- никает значительных проблем с логистикой дизельного топлива, в отличие от топочного мазута. Трудности с экспортом дизельного топлива в холодное время года могут возникать в основном из-за сложной ледовой обстановки в морских портах.
Неограниченные возможности по экспорту дизельного топлива из России наряду с востребованностью российского дизельного топлива и газойля на мировом рынке обеспечивают два важных следствия:
1. сильную зависимость цен на летнее дизельное топливо на внутреннем рынке Европейской части России от мировых котировок газойля и экспортного эквивалента;
2. стабильную прибыльность внутреннего рынка Европейской части России для летнего дизельного топлива по отношению к экспортному эквиваленту.
В январе спрос на летнее дизельное топливо на внутреннем рынке минимальный, чем можно объяснить относительно небольшую прибыльность внутреннего рынка. Два периода, когда эффективность реализации дизельного топлива резко увеличивается – март и апрель, а также июнь-август. Эти периоды совпадают с проведением сельскохозяйственных работ (посевная и уборочная кампании).
В последние годы сельхозпроизводителям регулярно предоставляются значительные скидки на дизельное топливо. Часть продукта, закупленного по сниженным ценам, в последующем оказывается на внутреннем рынке. Появление дополнительных объемов дизельного топлива на рынке способно привести к кратковременному разбалансированию спроса и предложения на внутреннем рынке. С учетом емкости рынка дизельного топлива (32,4 млн. т в 2011 году) и размера свободного оптового рынка (6,7 млн. т или 21% от внутреннего потребления), существенное влияние на рынок сможет оказать резерв не менее 100 тыс. т дизельного топлива.