Какие материально-вещественные элементы относятся к фондам обращения?
a. Производственные запасы автопредприятия
b. Денежные средства и средства в незаконченных расчетах (денежные средства в кассе, на расчетном счете, в аккредитивах, все виды задолженности)
c. Транспортные средства предприятия
3. Какие материально-вещественные элементы входят в состав оборотных производственных фондов автопредприятия?
a. Производственные запасы сырья, горюче-смазочных материалов, запасных частей, незавершенное производство, расходы будущих периодов
b. Агрегаты, приспособления, тара, стеллажи
c. Готовая продукция, денежные средства в кассе, на расчетном счете предприятия
d. Прибыль предприятия, задолженность поставщикам
4. Какие показатели характеризуют эффективность использования оборотных средств?
a. Рентабельность производства
b. Прибыль предприятия
c. Уровень отдачи оборотных средств
d. Коэффициент оборачиваемости, средняя продолжительность одного оборота, величина высвобожденных оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости
e. Фондоотдача, фондоемкость транспортной продукции
5. Что характеризует коэффициент оборачиваемости оборотных средств?
a. Скорость оборота оборотных средств
b. Среднюю длительность одного оборота
c. Уровень технической оснащенности труда
Чему равная скорость оборота оборотных средств за год, если длительность одного оборота 12 дней?
a. 3
b. 30
c. 2,5
7. Как определяется плановая потребность в оборотных средствах и в каких измерителях?
a. Путем их нормирования, в денежном выражении
b. На основании отчетных показателей и их роста в плановом периоде, в процентах
c. Как отношение фактических оборотов в натуральных измерителях к объему работ, в рублях
d. Как среднегодовая величина, в процентах
Какие из перечисленных показателей характеризуют эффективность использования оборотных средств?
a. Фондоотдача
b. Длительность оборота
c. Производительность труда
d. Срок окупаемости капитальных вложений
Программа работы
По исходным данным таблицы №1 определить:
-величину стоимости оборотных средств
-рассчитать структуру оборотных средств
-определить показатели использования оборотных средств
1.Величина стоимости оборотных средств:
∑Соб=Соб1+Соб2+…+Соб12, тыс.руб
Где Соб1, Соб2,- среднегодовая стоимость каждой группы оборотных средств, тыс.руб
2.Структура оборотных средств:
Собi%=Собi/∑Соб 100, i=1..,…..12
3.Показатели использования оборотных средств:
3.1. Коэффицент оборачиваемости
Коб= РП/∑Соб, об/год
где РП - стоимость годового объема реализации продукции, тыс. руб. Соб - стоимость оборотных средств, тыс. руб.
3 .2. Длительность одного оборота
Т=Д/Коб, дн/об
где Д - число календарных дней в периоде (для года - 360 дней, квартала - 90 дней, месяца - 30 дней.)
Выходной контроль.
Контрольные вопросы.
1. Назовите три стадии кругооборота оборотных средств.
2. Почему на автомобильном транспорте только две стадии кругооборота.
3. Что такое скорость оборота оборотных средств.
4. От чего зависит время оборота оборотных средств.
5. Чем характеризуется коэффициент загрузки оборотных средств.
Таблица №1 (единицы измерения в тысячах рублей)
Исходные данные
Наименования величины | Обозна-чение | Варианты | ||||||||||
1. Производственные запасы | ||||||||||||
1.1 Сырье и материалы | Соб1 | 658,1 | 822,8 | 395,2 | 710, 1 | 950,7 | 696,4 | 1086,6 | 450,9 | 380,3 | 1013,1 | |
1.2 Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали | Соб2 | 260,4 | 325,1 | 53О,1 | 954,6 | 126,2 | 92,4 | 314,2 | 130,4 | 260,4 | 693,7 | |
1.3 Топливо | СобЗ | 390,3 | 488,4 | 86,0 | 154,8 | 96,3 | 70,5 | 136,1 | 56,5 | 25,1 | 66,9 | |
1.4 Тара и тарные материалы | Соб4 | 215,6 | 269,2 | 124, О | 223,2, | 28,3 | 20,7 | 87,4 | 36,3 | 210,4 | 560,5 | |
1.5 Запасные части | СобЗ | 540,2 | 675,1 | 130,0 | 234,0 | 125,0 | 91,6 | 148,0 | 61,4 | 50,8 | 135,3 | |
1.6 Прочие материалы | Соб6 | 107,1 | 134,7 | 90,1 | 162,8 | 79,5 | 58,2 | 20,6 | 9,2 | 8,4 | 22,4 | |
1.7 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы | С0б7 | 1008,0 | 1260,9 | 420,1 | 756,2 | 624,1 | 457,2 | 590,1 | 244,9 | 415,0 | 1105,6 | |
2. Незавершенное производство | Соб8 | 300,8 | 375,2 | 136,0 | 244,8 | 72,0 | 52,7 | 280,0 | 116.2 | 76.5 | 203,3 | |
3. Расходы будущих периодов | Соб9 | 10,1 | 12,0 | 18,0 | 32,4 | 49,2 | 36,0 | 39,8 | 1б,5 | 5,4 | 14,4 | |
4. Готовая продукция на складах фирмы | Соб10 | 200,9 | 250,1 | 570,0 | 1026,0 | 376,0 | 275,4 | 428,0 | 177,6 | 220,0 | 586,1 | |
5. Дебиторская задолженность | Соб11 | 378,4 | 475,2 | 240,0 | 432,1 | 186,0 | 136.2 | 214,0 | 88,8 | 175,0 | 466,2 | |
6. Денежные средства | Соб12 | 950,8 | 890,3 | 610,0 | 1098,4 | 714,3 | 523,2 | 398,0 | 165,2 | 60,3 | 160,6 | |
7.Стоимость годового объема реализованной продукции | РП | 8853,6 | 12268,1 | |||||||||
Практическое занятие № 26
Продолжительность 2 ч.
Тема: Расчет численности различных категорий работников, расчет показателей производительности труда
Цель:
- Приобретение практических навыков в расчете численности различных категорий работников, расчете показателей производительности труда
- Формирования профессиональных и общих компетенций.
Теоретические основы
Потребность автомобильного транспорта в кадрах определяется по группам и категориям работающих. При этом различают явочный и списочный составы. Явочным составом называется число работников, которые в соответствии с установленным режимом в течение суток фактически принимают участие в производственной деятельности. Списочный состав превышает явочный, так как в него включаются временные работники и те, кто в тот или иной период болен, находится в командировках, на военных сборах, отпусках.
Методы определения численности рабочих зависят от особенностей их труда, качества нормативной базы и т. п. Доминируют четыре метода расчета потребности в рабочих, основанных на расчете:
1) трудоемкости планируемых работ;
2) нормах обслуживания рабочих мест;
3) числе рабочих мест;
4) нормативах численности рабочих кадров.
Важным элементом планирования численности рабочих является фонд рабочего времени, который характеризует экстенсивность его использования в производстве и определяется дифференцированно для каждой группы рабочих. Различают календарный, номинальный и плановый фонды рабочего времени.
Календарный фонд рабочего времени — это число календарных дней в планируемом периоде (году, квартале, месяце).
Номинальный фонд рабочего времени содержит число дней в планируемом календарном периоде, из которого вычитается число выходных и праздничных дней.
Плановый фонд рабочего времени одного работающего определяется путем вычитания из номинального фонда дней невыхода на работу по причинам, предусмотренным действующим законодательством: очередные и дополнительные отпуска, неявки по болезни, пропуски в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей и др.
Численность производственного персонала рассчитывают на основе производственной программы эксплуатации подвижного состава и технического обслуживания и ремонта.
При определении плановой численности рабочих за основу расчета принимается плановый рост производительности труда.
Исходными данными для планирования численности рабочих являются плановый фонд рабочего времени, трудоемкость планового объема работ, выраженная в человеко-часах, и коэффициент, учитывающий выполнение и перевыполнение установленных норм выработки.
Методы определения потребности в рабочих на автомобильном транспорте
Методы расчета | Общая расчетная формула обозначения | Особенности планирования контингентов работников автомобильного транспорта |
Расчет по трудоемкости работ | Nпл = Тпл /Фпл ∙ а где Тпл — трудоемкость производственной программы, нормо-ч; Фпл — плановый фонд рабочего времени одного рабочего, ч; а — плановый коэффициент выполнения норм | Потребную численность водителей грузовых автомобилей, автобусов и автомобилей-такси определяют по сумме планового количества автомобиле-часов работы на линии и подготовительно-заключительного времени, равного 18 мин, или 0,3 ч на рабочую смену и 0,043 ч на 1 ч работы. Потребная численность ремонтных рабочих определяется в соответствии с производственной программой и трудоемкостью работ по ТО и TP подвижного состава |
Расчет по нормам обслуживания | Nпл =М∙С∙КСП/Н0, где М — число единиц оборудования; С — число рабочих смен (планируемая сменность), ед.; Н0 —норма обслуживания, т. е. число единиц оборудования, которое должно обслуживаться одним рабочим; Ксп — коэффициент приведения явочной численности рабочих к списочной | Данный метод применяется для определения численности и организации рациональной загрузки рабочих, занятых обслуживанием отопительных котельных различных типов. Для автозаправочных станций нормативы численности рабочих в смену находятся в зависимости от объема реализации нефтепродуктов и способа управления колонками (дистанционное и ручное) |
Расчет по рабочим местам | Nnn=Mp∙c∙Kcn, где Мр — число рабочих мест, ед. | По рабочим местам определяется численность рабочих, которые выполняют работу независимо от ее объема и связаны с конкретным объектом обслуживания (крановщики, стропальщики, водители на повременных автомобилях и т. д.) |
Расчет по нормативам численности | Нч= Р с∙ Ксп/Н0,, где Нч — нормативы численности; Р — объем работы; Но — норма обслуживания (в тех же единицах, что и объем работы). Нормативы устанавливают списочную численность рабочих, необходимую для выполнения заданного объема работ | Электромонтеры по обслуживанию электрооборудования и слесари- ремонтники планируются по нормативам, установленным исходя из количества единиц ремонтной сложности в закрепленном за ними оборудовании |
Производительность труда - это количество выпущенной продукции или выполненной работы в единицу времени.
Производительность труда показывает эффективность выполнения работы. Она характеризуется двумя основными показателями: выработкой и трудоемкостью.
Выработка показывает количество выпущенной продукции или выполненных работ в единицу времени. Измеряется выработка в натуральных единицах ( штуках, ткм, т,), или в стоимостном выражении.
Трудоемкость - это время, затраченное на выпуск продукции или выполнение работ. Измеряется в чел-час, чел-днях.
Повышение производительности труда на АТП достигается вследствии лучшего использования имеющейся техники и внедрения новой, более производительной.
Выпуск новых типов и моделей подвижного состава, имеющих повышенную грузоподъемность, более высокий объем кузова, надежность и долговечность; внедрение передовых методов организации перевозок, сокращение простоев под погрузкой-выгрузкой и маршрутизации перевозок улучшают использование подвижного состава.
Большое влияние на производительность труда оказывает правильная организация и нормирование труда, а также формы и порядок оплаты труда. Задача повышения производительности труда потребовала внедрения новых прогрессивных форм организации труда работников АТП.
Входной контроль
Тест:
1. Что включает понятие «производительность труда»?
a. Максимально возможный выпуск продукции при рациональном использовании основных производственных фондов
b. Производительная сила труда, то есть способность за единицу времени создавать определенные потребительные стоимости
2. Какие показатели характеризуют уровень производительности труда?
a. Фондоотдача, фондоемкость
b. Выработка на одного работающего (рабочего)
c. Фондовооруженность труда
d. Прибыль
e. Трудоемкость
3. Что должно стоять в числителе формулы определения численности ремонтных рабочих: Np = ?/Фвр
a. Плановый фонд рабочего времени
b. Трудоемкость ремонтных работ
c. Объем ремонтных работ
4. Какие лица на предприятии не являются служащими?
a. Руководители
b. Специалисты
c. Кондукторы
d. Собственно служащие
5. Рост производительности труда влечет за собой
a. Повышение себестоимости
b. Понижение себестоимости
Ход работы:
Определить, имеет ли место экономический эффект за счет повышения производительности труда и снижения трудоемкости трудозатрат при выполнении бригадой ремонта ТС по исходным условиям табл. 1.
1. Плановая численность ремонтного персонала бригады
Чпл=ТЗн/Кпл•tплрем•tр.в.
где ТЗн - нормативные трудозатраты, нормо-чел-ч;
Кпл - планируемая производительность труда в бригаде, принимается равной 110%, т.е. Кпт=1,1
tплрем - плановое время выполнения ремонта,
tр.в - продолжительность рабочего времени (8ч.).
Результат округлить до целого числа.
2. Численность ремонтного персонала фактическая
Чф=Чпл-▲Ч, чел
3. Фактическое время выполнения ремонта
tфрем=tплрем-▲tрем , дн
4.Фактические трудозатраты
ТЗф = Чф • tфрем • tр.в. чел. ч,
где Чф - фактическая численность ремонтного персонала, чел.;
tфрем - фактическая продолжительность ремонта, дн.;
tр.в =8 - продолжительность рабочего времени, ч.
5.Снижение трудоемкости за счет сокращения численности и времени простоя
ТС в ремонте
▲ТЗ = ТЗН - Т3ф, чел. ч,
6. Нормативная выработка на одного работающего по плану
Вн = ТЗН/ Чпл, нормо-чел-ч/чел
7. Фактическая выработка на одного работающего
Вф= ТЗф/ Чф чел-ч/чел
8. Рост производительности труда ремонтного персонала.
∆ПТ=(Вн/Вф-1) •100, %
9. Плановый фонд оплаты груда
ФОТпл = Чпл• ЗПплср(сд) • tплрем, тыс. руб.
где ЗПплср(сд)- средняя дневная заработная плата одного члена бригады плановая, тыс. руб./ чел-день.
10. Средняя дневная заработная плата члена бригады фактическая
ЗПфср(сд)= ФОТпл/ Чфбр • tфрем тыс. руб.,
11. Прирост средней заработной платы.
▲ЗП ср = (ЗПфср(сд)/ ЗПплср(сд) -1 ) • 100 %
12. Экономический эффект за счет снижения трудоемкости ремонтных работ и повышения производительности труда
Э = (1 - (100+▲ЗП)/ (100+ ▲ПТ)) • ФОТпл , тыс. руб
Таблица 1
Исходные данные
Наименование величины | Обозна чение | Размер ность | ВАРИАНТЫ | |||||||||
1. Норматив трудозатрат по калькуляции | ТЗн | нормо-чел-ч | 5033,6 | |||||||||
2. Нормативное (плановое) время на выполнение ремонта | t плрем | ДН. | ||||||||||
3. Фактическое время сокращения продолжительности ремонта | ▲ t рем | ДН. | ||||||||||
4. Сокращение плановой численности ремонтного персонала за счет совмещения профессий и других факторов | ▲Ч | чел. | ||||||||||
5. Средняя дневная заработная плата одного члена бригады (по плану) | ЗПплср(сд | тыс.руб чел- день | 4,5 | 4,6 | 4,7 | 4,3 | 4,4 | 4,8 | 5,0 | 4,3 | 4,6 | 4,9 |
Выходной контроль.
По результатам расчетов сделайте вывод.
Если экономический эффект имеет отрицательное значение, объясните, покакой причине.
Практическое занятие № 27
Продолжительность 2 ч.
Тема: Разработка проекта плана работы по организации повышения квалификации
рабочих
Цель:
- Приобретение практических навыков в разработке проекта плана работы по организации повышения квалификации рабочих
- Формирования профессиональных и общих компетенций.
Теоретические основы
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.
В настоящее время перед профессиональным обучением рабочих кадров встал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств, реструктуризацией занятости и изменением требований к качеству рабочей силы.
Развитие рабочих кадров является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.
Возрастающее значение профессионального обучения для предприятия и значительное расширение потребностей в нём в последние тридцать лет привели к тому, что предприятия взяли на себя обновление квалификации своих работников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом.
Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки рабочего к выполнению новых производственных функций, решению новых задач. Предприятия создают специальные методы и системы управлением профессиональным развитием – управления профессиональным обучением, развитием карьеры.
На современных предприятиях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себе несколько этапов.( Рис. 1.)
Рис. 1. Процесс профессионального обучения.
Процесс профессионального обучения начинается с определения потребностей. Потребности, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяется на основе заявок руководителей подразделений и самих работников, путём проведения опросов руководителей и специалистов, анализа результатов работы предприятия, тестирования рабочих. Ещё один источник информации о потребностях профессионального обучения – индивидуальные планы развития, подготавливаемые рабочими в момент аттестации, а также заявки и пожелания самих рабочих, направляемые в отдел подготовки кадров.
На основании анализа выявленных потребностей отдел подготовки кадров должен сформулировать специфические цели каждой программы обучение, а также оценить экономическую эффективность этих программ. Всё чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие рабочих кадров предприятия. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности предприятия.
При выборе методов обучения предприятие должно, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей, а именно: актуальность, участие, повторение, обратная связь. Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы – обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе). Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приёмов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж является, как правило, непродолжительным, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он широко используется на всех уровнях современных предприятий.
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором рабочий временно перемещается на другое место работы с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, то есть владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразным производительным трудом.
Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников – с древних времён, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучают профессию. Этот метод широко распространён и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов.
Входной контроль
Перечислите способы повышения квалификации рабочих на предприятии
Программа работы
Опираясь на теоретические основы и дополнительную литературу разработайте проект плана работы по организации повышения квалификации рабочих на автотранспортном предприятии при условии, что рабочий пришёл на предприятие по окончании 9-ти классов – продвинуть необходимо до 6-го разряда.
Выходной контроль
Изобразите схематично свой план
Практическое занятие № 28
Продолжительность 2 ч.
Тема: Составление сметы затрат на производство
Цель:
- Приобретение практических навыков в составлении сметы затрат на производство
- Формирования профессиональных и общих компетенций.
Теоретические основы.
Себестоимость - это денежное выражение затрат на производство единицы транспортной работы.
Затраты делятся на 2 группы:
1. Возмещение затрат живого труда состоит из основной и дополнительной зарплаты,
2. Затраты общественного труда - это предметы и средства труда,
В процессе образования себестоимости затраты подразделяют на прямые и косвенные. К прямым относятся те расходы, которые могут быть непосредственно начислены на единицу транспортной работы. Это заработная плата, расходы на топливо, смазочные материалы, на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, на восстановление и ремонт автошин, амортизационные отчисления и т.д. Косвенные - это накладные расходы. Они идут на содержание управления и обслуживание предприятия в целом, заработную плату администрации вместе с начислениями на социальное страхование, затраты на содержание административных зданий и сооружений, амортизация за здания и сооружения, налоги, сборы и т.д. На АТП за единицу транспортной продукции для начисления себестоимости принимают 1 т-км, 1 т, 1 пас-км и 1 км платного пробега.
Общая совокупность затрат АТП может быть представлена как:
I) расходы по обычным видам деятельности, которые обеспечивают реализацию процесса перевозок; содержание, ремонт и/ техническое обслуживание автомобилей и других основных фондов АТП; приобретение запасных частей, ремонтных материалов и других производственных запасов. В эту группу расходов включают также «Прочие расходы» (на научные разработки, страхованиеи др.);
II) совокупность операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов АТП.
Рассмотрим далее состав каждой из этих двух групп расходов.
I. Расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по уже упомянутому признаку их однородности, представлены следующими статьями:
• материальные расходы;
• расходы на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация;
• прочие расходы.
Материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов) состоят как из материальных расходов, связанных с производственной деятельностью предприятия, так и из материальных расходов, используемых для управленческих нужд предприятия.
Расходы на оплату труда отражают совокупные затраты живого труда на АТП и включают в себя прежде всего затраты, возникающие в связи с оплатой труда водителей, кондукторов, ремонтных рабочих, специалистов, руководителей и других категорий 1 работников. Затраты на заработную плату — основная часть этой Iстатьи затрат.
Затраты по статье «Отчисления на социальные нужды» формируются в соответствии с нормами, установленными в законодательных актах (Налоговый кодекс РФ) пропорционально сумме начисленной заработной платы по всем категориям работников АТП.
Сумма расходов по статье «Амортизация основных фондов» в АТП в преобладающей своей части определяется величиной амортизационных отчислений в связи с износом подвижного состава. Подвижной состав — это активная часть основных фондов АТП. Его эксплуатация намного интенсивнее эксплуатации других видовосновных фондов. Поскольку основной производственный процесс (перевозка грузов и пассажиров) выполняется вне территории предприятия, и потому нет необходимости в больших производственных помещениях, то мал удельный вес стоимости пассивных основных фондов в общей стоимости основных фондов и, следовательно, малы амортизационные отчисления по восстановлению стоимости пассивной части основных фондов. Общая сумма амортизационных отчислений зависит, таким образом, в основном от стоимости единицы каждого типа подвижного состава и от величины и структуры парка автомобилей.
Прочие расходы, связанные с обычными видами деятельности АТП, весьма разнообразны и поэтому представлены в составе себестоимости пятнадцатью группами, перечисленными и раскрытыми ниже.
1. Расходы на восстановление основных средств. Это затраты на модернизацию и реконструкцию подвижного состава, ремонтного оборудования и т.п., предотвращающие моральный и полный износ основных фондов. Такие затраты могут увеличивать первоначальную стоимость объекта основных средств. Кроме того, это расходы на ремонт основных средств, которые могут накапливаться в результате отчислений в резерв предстоящих расходов на эти цели.
2. Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). В эту группу входят расходы на изобретательские работы, а также расходы на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научных исследований, оплата выполненных по заказу АТП научно-исследовательских работ.
3. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества. В данную группу включены страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Здесь отражены расходы на страхование имущества, грузов, товарно-материальных запасов и др.
4. Расходы по обеспечению нормальных условий труда включают в себя расходы на предрейсовые медицинские осмотры водителей; на устройства, обеспечивающие безопасность работающих; на обеспечение работников специальной одеждой, питаниеми т.п.; на содержание производственных и офисных помещений; на содержание объектов питания работников, на обеспечение пожарной безопасности; на оборудование гардеробных комнат и помещений для отдыха и т. п.
5. Налоги и сборы, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Расходы на лицензирование транспортной деятельности, сертификацию транспортных услуг, а также экологические сборы.
7. Арендные платежи (если предприятие арендует помещение, подвижной состав и т. п.).
8. Расходы на содержание транспорта, используемого АТП для служебных целей.
9. Расходы на командировки управленческих работников, водителей, других работников АТП.
10. Расходы на юридические, информационные, консультационные, аудиторские и другие услуги, используемые АТП.
11. Представительские расходы, связанные с проведением приемов, переговоров, выставок в целях установления и поддержания делового сотрудничества и т. п.
12. Расходы на подготовку и переподготовку работников АТП (оплата обучения в вузе, оплата участия в семинаре и т.д.).
13. Расходы на маркетинг, рекламу транспортных услуг.
14. Расходы на канцелярские товары, почтовые, телефонные и подобные услуги.
15. Расходы, связанные с приобретением автотранспортным предприятием права на использование программ для ЭВМ, на обновление программ, на использование патентов и др.
Полный перечень затрат, включаемых в статью «Прочие расходы», обычно устанавливается в отраслевых инструкциях по учету доходов и расходов предприятия.
II. К операционным расходам АТП относят расходы, сопутствующие продаже или списанию автомобилей и других основных средств, связанные с кредитованием АТП (плата за пользованием кредитами банка и др.), с участием в уставных капиталах других предприятий и др.
Входной контроль:
1. Из следующих видов затрат укажите постоянные: :
а)затраты на рекламу
б)затраты на приобретение топлива и сырья
в)жалованье управленческому персоналу
г)страховые взносы
д)расходы на заработную плату рабочих
е)амортизационные отчисления
ж)плата за установленные телефоны
2. Издержки производства и реализации продукции представляют собой...
а) стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии;
б) стоимостную оценку основных фондов, трудовых ресурсов на производство и реализацию продукции;
в) стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
3. Какую приоритетную задачу предприятие может решить за счет умения затрат на производство единицы продукции.
а) увеличить общую массу прибыли
б) усилить свои конкурентные позиции на рынке путем снижения цен на соответствующую продукцию.
Ход роботы.
По исходным данным составьте смету затрат на производство, предварительно рассчитав не достающие показатели.
Таблица 1
сводный план по труду и заработной плате работников участка
Категория работников | Количество работников, чел. | Среднемесячная зарплата, руб. | Годовой фонд заработной платы, руб. | Сумма единого социального налога, руб. |
Основные рабочие | ||||
Вспомогательные рабочие | 4932,7 | |||
Специалисты, в том числе: АУП, ИТР, служащие, | 1,2 1,5 | 8192,0 7020,0 4452,0 | ||
МОП и ПСО | 1610,0 | |||
Всего | — |
Таблица 2
Цеховые расходы
Статьи расходов | Сумма, руб. |
Заработная плата вспомогательных рабочих, ИТР, служащих, МОП и ПСО, руб. | ? |
Начисления единого социального налога на заработную плату вспомогательных рабочих, ИТР, служащих, МОП и ПСО, руб. | ? |
Вспомогательные материалы | 45680,0 |
Силовая электроэнергия | 44190,9 |
Вода для технологических целей | 2192,32 |
Пар для технологических целей | 3,82 |
Сжатый воздух | 47,07 |
Содержание производственных помещений | 991653,49 |
Текущий ремонт оборудования | 44632,51 |
Амортизация оборудования | 66948,77 |
Текущий ремонт зданий | 72500,40 |
Амортизация зданий | 24166,81 |
Содержание, ремонт и возобновление инвентаря | 11200,00 |
Содержание, ремонт и возобновление малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и инвентаря | 840,00 |
Изобретательство и рационализаторство | 1500,00 |
Охрана труда и техника безопасности, спецодежда | 6000,00 |
Прочие затраты | 16846,50 |
Всего цеховых расходов | ? |
Таблица 3
Общехозяйственные расходы
Статьи расходов | Сумма, руб. |
Затраты на содержание аппарата управления и специалистов, включая единый социальный налог | ? |
Прочие расходы | 426528,0 |
Плата за землю | 20010,24 |
Реклама | |
Сумма общехозяйственных расходов | ? |
Таблица 4
Смета затрат
Статьи затрат | Годовая сумма затрат, руб. | Структура затрат, % |
Запасные части | ||
Ремонтные материалы | ||
Вспомогательные материалы | ||
Общий фонд заработной платы производственных рабочих | ||
Сумма единого социального налога | ||
Цеховые расходы | ||
Общехозяйственные расходы | ||
Итого без учета затрат на запасные части и ремонтные материалы | - | |
Итого с учетом затрат на запасные части и ремонтные материалы |
Выходной контроль.
Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод
Практическое занятие № 29