Объективная необходимость, сущность и концепции государственного регулирования экономики
Государство (исторический подход) – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической связи, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.
Гос-во (юридический подход) – совокупность официальных органов власти действующих в масштабе страны или отдельного территориального субъекта
Гос-во, как субъект международного права, - основной участник международных отношений
Государство как экономический субъект:
- совокупность органов и лиц сосредоточивших экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью
- все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящихся в госсобственности, в распоряжении и ведении госуд. органов власти. (изуч. госуд. экономика)
Рыночная система – это не статическое явление. Со времени своего возникновения она постоянно эволюционировала. Одним из направлений такой эволюции было применение ГР, как подсистемы рыночного механизма.
С точки зрения ГР, рыночный механизм прошел три этапа:
Iэтап (XIX век – 10-е годы ХХ в.) – рынок свободной конкуренции. На данном этапе ГР рыночной экономики фактически было сведено к минимуму. Регулирование экономики обеспечивалось, преимущественно автоматическом действиям рыночных механизмов.
II Этап (10-е – пер. пол. 50-х гг. ХХ в.) – не системное (аномально-кризисное) использование ГР экономики. Характерным признаком этого этапа стало то, что ГР экономики не носило постоянно действующего системного характера, оно использовалось в значительных масштабах только в периоды кризисного развития экономической системы.
III Этап (2-ая пол. 50-х гг. ХХ в. – по наш. вр.) – системное государственное регулирование. На данном этапе ГР экономики превратилось в постоянно действующую подсистему рыночной экономики, причем неотъемлемую, без которой ни одна развитая рыночная экономика просто не может функционировать.
Экономическая активность государства зависит от принятой в обществе теоретической концепции:
Меркантилизм:придерживалисьидеологии активного государственного вмешательства, т.к происходило выдвижение на первый план интересов государства. Могущество государства есть главная цель, достижению которой должны быть посвящены все силы общества. Благосостояние подданных лишь тогда обретает какое-то значение, когда оно служит усилению государственной мощи. Свои интересы торговцы отождествляли с интересами государства. Протекционизм, т. е. защита интересов национальных производителей.
ГР при меркантилизме различается в разные периоды. Поэтому выделяют так называемые ранний и поздний меркантилизм.
В эпоху раннего меркантилизма (XV-XVIв) применяются административные (принудительные) методы ГР. Ограничение импорта товаров (высокие ввозные пошлины), кроме импорта дешевого сырья.
Более взвешенный подход демонстрируют поздние меркантилисты, в XVI-XVIII вв. Снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег. Доминирование не принудительных, а экономических методов ГР.
Классическая школа П.Э. лучшей экономической политикой считает такую, которая предусматривает минимально возможное вмешательство государства в экономику.
В основе это лежит идея природного порядка, в соответствии с которой все в мире подчиняется законам Природы. Человек действует природно, когда использует все доступные средства – способности, разум, имущество- с целью обеспечения собственного существования, удовлетворения материальных и духовных потребностей. От сюда вытекает право вольного распоряжение собственным трудом и имуществом, свобода обмена и конкуренции, недопустимость существования монополий, неприкосновенность частной собственности и при этом государство не должно вмешиваться в производственною торговую, финансовую деятельность, а также отсутствуют любые ограничения и запреты на торговлю, переливание капитала, ценовая регламентация производства, законы про минимальную заработную плату и т.д..
Кейнсианство стоит на точке зрения безусловного вмешательства в экономическую жизнь общества. Кейнс считает, что рыночная система потеряла способность к саморегулированию, для её выживания нужна активная государственная политика, направленная на стимулирование совокупного спроса.
Решающим компонентом эффективного спроса, как известно, Кейнс считал инвестиции, уделяя их стимулированию первостепенное внимание. В его работе рекомендуются два основных метода увеличения инвестиций: бюджетная и денежно-кредитная политика.
Для оживления экономической конъюнктуры Кейнс рекомендовал увеличение государственных капиталовложений, которые играли бы роль «ключа зажигания», запускающего механизм мультипликатора. Поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются в силу пессимистических взглядов относительно перспектив получения прибыли, решение о стимулировании инвестиций должно взять на себя государство.
Неолиберализм, опирается на КШПЭ и отстаивает принцип невмешательства государства непосредственно в хозяйственный процесс и одновременно принцип вмешательства государства в процесс формирования и защиты совершенной конкуренции (конк.хоз).
Монетаризм. Монетаристы предложили отказаться от проведения дискреционной бюджетной политики и заменить ее на регламентированную денежно-кредитную политику, т.е. политику, подчиняющуюся неким правилам. Основным таким правилом, с точки зрения монетаристов, должно стать поддержание темпов роста предложения денег на уровне, соответствующему темпам роста потенциального реального национального дохода. Такая политика означает стабильность общего уровня цен в длительном периоде.
Таким образом в современных условиях ни одно из направлений не отбрасывает участия государства в экономическом регулировании. Вопрос стоит о его механизме, степени, направлениях, целях, мерах и т.д.
Необходимость ГР
Современные развитые экономические системы объединяют в себе рыночное саморегулирование и механизм ГР.
Игнорирование любой из этих составляющих приводит к отрицательным последствиям. Важно, чтобы государство, во-первых, эффективно отстранило, локализовало отрицательные последствия рыночных отношений, во-вторых, обеспечивало стабильность среды для экономического роста.
С целью понимания необходимости ГР необходимо принять во внимание три доказательных аспекта: теоретический, исторический и практический.
Чисто теоретический подход заключается в изложении необходимых аргументов, как совокупности внутренних противоречий рыночных отношений.
Основными недостатками рыночного саморегулирования выступают:
1. ограничение механизма конкуренции,
2. незаинтересованность частных предприятий обеспечивать людей общественными товарам
3. неполнота рынков
4. недостаточность информации,
5. ограниченность финансовых ресурсов
6. подверженность экономическим циклам
7. недостаточное внимание к экологической безопасности и т.д.
1) Конкуренция выступает важным фактором повышения эффективности производства. Рыночная среда давит на предприятия, заставляя уделять внимание инновациям. Однако в процессе концентрации капиталов возникают монополии. В процессе монополизации устраняется стимул к повышению эффективности производства, а соответственно, заинтересованность хозяйствующих субъектов во внедрении нововведений в производство. Так же монополисты могут оказывать влияние на государственные органы и их представителей, это отражается на экономической политике государства, которая начинает отвечать не общественным, а частным интересам.
2) Общественные товары удовлетворяют потребности всех членов общества в целом. Такие товары имею 2 особенности: несоперничество в потреблении и общедоступность (ограничение доступа потребителей невозможно или неэффективно). Частный сектор не заинтересован в производстве таких товаров, поэтому производством таких товаров занимается государство.
Например, значимой основой успешного развития общества является высокий уровень фундаментальных знаний общества.
И формирование этого уровня происходит путем накопления информационного материала после проведения фундаментальных разработок результаты, которых по своему внутреннему содержанию есть общественное благо. Соответственно свойства продукта фундаментальных исследований, такие как несоперничество в потреблении и общедоступность приводят к экономии инновационных издержек предприятий, что в конечном итоге имеет стимулирующий эффект.
Следует подчеркнуть, что финансирование фундаментальных исследований сталкивается в рамках частного сектора экономики с существенными проблемами. Эти исследования, во-первых, являются наиболее неопределенными по своим результатам. Во-вторых, эти исследования требуют значительных средств, которых у частного предприятия может не быть вообще, или выделение таких средств может сопровождаться появлением угрозы относительно дальнейшего существования предприятия. В-третьих, компании осуществляющие даже прикладные НИОКР могут получить лишь часть общего коммерческого дохода (по некоторым оценкам, компания-инноватор располагает в среднем всего 30% общего дохода от внедрения новой технологии).
3) Неполнота рынков заключается в неспособности частных производителей обеспечить общество товарами, даже в случае если цены товаров превышают затраты на их производство.
4) В современном обществе редким фактором производства становится именно информация, а её недостаточность ограничивает возможности эффективного использования ресурсов, обуславливает неоптимальное поведение продавцов и покупателей.
Очевидность того, что информация, как фактор производства, играет значительную роль в обществе заставляет обратить внимание на проблему взаимодействия рыночного механизма с информационными потоками.
Например, рынок не способствует оптимальному аккумулированию и распространению информации, которая связана с научно-технической деятельностью, изобретениями и т.п.. Во-первых, любая монополия начинается с монополии на информацию, следовательно рынок по мере своего развития имеет усиливающуюся тенденцию к ограничению доступа ко многим аспекты информации, особенно инновационной. Таким образом, рыночные субъекты являются достаточно заинтересованными в ограничении распространения такой информации; во-вторых, рыночная инфраструктура в сфере инновационной деятельности является наименее развитой, разветвленной, открытой, доступной среди всех видов инфраструктурных подсистем. Исходя из этого важно и необходимо выполнение государством функции аккумулирование и распространение соответствующей научно-технической информации.
5) Рыночный механизм не является идеальным способом распределения финансовых ресурсов общества, но в целом он способен эффективно выполнять эту функцию. В целом обнаруживается, что рыночной мотивации становится мало для обеспечения необходимого уровня финансирования производственной деятельности. Редкость ресурсов проблема общеэкономическая и оптимальное распределение ресурсов, в том числе и финансовых, необходимо осуществлять с пользой для всей экономической системы. Государство обладает большим финансовым потенциалом и возможностью комплексного макроэкономического анализа, на базе которого возможно финансирование приоритетных отраслей, регионов и проектов.
6) Развитие экономики имеет волнообразный возрастающий характер, что связано с постоянным чередованием спадов и подъемов. Рынок не имеет совершенного механизма, способного противостоять экономической нестабильности, которая проявляется через длительный спад производства, повышенный уровень безработицы, высокий уровень инфляции и т.д. Специфическая особенность инновационной деятельности - высокая степень неопределенности и как результат вероятностный характер достижения экономической эффективности. Поэтому она наиболее подвержена влиянию последствий экономического цикла, что в конечном счете может привести к торможению или отказу от неё полностью.
7) В результате интенсивного развития производства в современном мире обострились экологические проблемы. Рыночная экономика в чистом виде не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Антропогенная нагрузка на окружающую среду приближается к критической. Частный сектор не заинтересован решать экологические проблемы, так это повышает уровень издержек. В тоже время только государство может гармонизировать отношений между человеком и природой.
Объективный процесс развития рыночной экономической системы в CIC-CC веках заставляет рассматривать необходимость ГР именно в историческом аспекте.
Рыночная экономическая система, это динамическое явление. В процессе разрушения натурального хозяйства и возникла рыночная экономическая система. Она постоянно эволюционировала, приспосабливалась и выживала в постоянно менявшихся условиях. Одним из направлений такой эволюции было применение государственного регулирования как подсистемы рыночного механизма. Как уже говорилось (см. воп 1.) ГР в рыночном механизме прошел ряд этапов:
Таким образом, ГР является фактором постоянного развития рыночной системы, который позволяет существенно повысить эффективность и устойчивость рыночной системы в целом. Во второй половине ХХ века НТП создал больше 60% научных знаний о мире и не случайно существует совпадение этого этапа с этапом системного развития государственного регулирования. Очевидно, что постоянно нарастающая экономическая активность в экономической системе требует адекватной реакции со стороны государства. Системное ГР является продуктом последних стадий эволюции рыночного механизма.
Однако, следуя логике развития долговременной цикличности, следует обратить внимание, что в середине ХХІ века вполне возможно ослабление роли и масштабов ГРЭ.
Рассмотрение необходимости ГР будет неполным без проведения параллели с актуальностью этой проблемы для переходной экономики, в этом заключается практический аспект.
Высшая значимость ГР на этапе перехода к рынку связана с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, сам процесс трансформации экономических отношений требует формирования базовых условий (прежде всего правовых) реализации рыночных преобразований и дальнейшего целенаправленного управления ними. Во-вторых, в переходной экономике невозможно одномоментно создать, все необходимые возможности для функционирования рынка, как саморегулируемой системы, а следовательно необходимо активное государственное влияние на экономические процессы.
Регулирование – это функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.
Регулирование экономики – это совокупность целенаправленных мероприятий и процедур, которые систематически инициируются и реализуются в экономической системе на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. (рынком, корпоративными системами, государством)
ГРЭ – это деятельность государства связанная с созданием правовых, экономических и социальных условий, необходимых для эффективного функционирования экономической системы, в соответствии с поставленными целями и выбранными приоритетам.
Экономическая политика государства – это конкретная форма выражения ГРЭ (четко определены цели и приоритеты) и является элементом общей государственной политики, которая может включать социальный, гуманитарный, оборонный, экологический и др. направления.
Конкретные направления, средства, методы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой социально-экономических проблемв стране в конкретный период. То есть ГРЭ должно гибко реагировать на изменения, которые происходят в экономике.
Сложной теоретической проблемой является определение объекта ГРЭ.
Наиболее агрегированным объектом ГРЭ является экономическая система государства. В связи с этим методологической основой ГРЭ становится макроэкономика.
К объектам ГРЭ относят:
- экономические подсистемы: экономика регионов, народнохозяйственных комплексов, отраслей, секторов экономики, стадии воспроизводства.
- социально-экономические процессы: экономические циклы, демография, занятость, инфляция, НТП, ИП, экология и т.д.
- отношения: кредитные, финансовые, внешнеэкономические ит.д.
- рынки: товаров услуг, инвестиций, ценных бумаг, валюты, капитала, труда, земли и т.д.
Непосредственным объектом ГРЭ является деятельность предприятий (учреждений, организаций), государственных органов, домашних хозяйств.
Субъект ГРЭ – это государство в лице государственных органов (президента, парламента, правительства, местных администраций)