Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
Совокупный спрос (AD - aggregate demand)- сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. Уравнение совокупного спроса имеет вид: AD = C + I + G + Xn
Ценовые факторы совокупного спроса:
1) эффект процентной ставки - когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, что приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
2) эффект богатства или реальных кассовых остатков проявляется в том, что при более высоком уровне цен снижается реальная покупательная способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета). В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы и наоборот.
3) эффект импортных закупок При прочих равных условиях, повышение уровня цен в данной стране вызовет увеличение импорта и сокращение экспорта. Таким образом, при повышении уровня цен в стране эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. и наоборот
Неценовые факторы совокупного спроса:
1. Изменения в, потребительских расходах:
- благосостояние потребителя;
- ожидания потребителя (относительно будущих доходов и цен);
- задолженность потребителя;
- налоги;
- численность населения.
2. Изменения в инвестиционных расходах:
- процентные ставки;
- ожидаемые прибыли от инвестиций;
- налоги с предприятий;
- технология;
- избыточные мощности.
3. Изменения в государственных расходах.
4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта:
- национальный доход в зарубежных странах;
- валютные курсы.
Кривая совокупного спроса- кривая взаимосвязи между желаемыми и планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и средним уровнем цен на них. Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.
Рисунок 1.1 — Кривая совокупного спроса.
Влияние ценовых и неценовых факторов на совокупный спрос (AD) графически изображено на рис. 1.1. Ценовые факторы совокупного спроса вызывают изменение величины AD. Графически это отражается движением по заданной кривой AD вверх или вниз. Неценовые факторы совокупного спроса смещают первоначальную кривую AD вправо или влево.
Совокупное предложение (AS - aggregate supply) - это объем товаров и услуг, которые фирмы готовы изготовить и предложить на рынке при определенном уровне цен (при прочих равных условиях, в стоимостном выражении).
Чем выше уровень цен, тем больше товаров готовы предложить к продаже все производители, и наоборот, т.е. существует прямая зависимость между уровнем цен и объемом предложения.
Рис. 1.2 — Кривая совокупного предложения
Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:
- горизонтального (кейнсианского);
- промежуточного (восходящего);
- вертикального (классического).
Горизонтальный отрезок показывает, что производство растет при неизменном уровне цен. На этом отрезке реальный объем национального производства еще не достиг своего потенциального (максимального) уровня (Qf), имеются резервы производственных мощностей, запасы сырья, материалов, топлива, большая безработица. Это свидетельствует о состоянии депрессии. В этих условиях рост производства будет происходить за счет вовлечения в производство дополнительных неиспользуемых ресурсов и не будет сопровождаться ростом цен.
Промежуточный отрезок отражает одновременно рост реального объема производства и уровня цен. Экономика начинает приближаться к своему потенциально возможному уровню (Qf), но полная занятость возникает неравномерно по отдельным отраслям экономики. Например, в компьютерной области может наблюдаться нехватка кадров, а в других сферах - безработица.
Вертикальный отрезок. Здесь производство достигло своего максимального уровня (Qf), когда экономика функционирует на пределе своих производственных возможностей, все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость населения. За короткое время невозможнодостичь дальнейшего увеличения объемов производства. Если на этом этапе будет происходить рост спроса, то производство не сможет ответить на него увеличением предложения и следствием будет инфляция.
Изменение величины предложения вызывает перемещение точек вдоль постоянной кривой совокупного предложения из положения А в положение В. Изменение уровня цен влияет на изменение величины предложения при неизменности других факторов.
Рис. 1.3 — Изменение кривой совокупного предложения
Еслиже изменяется какой-либо неценовой фактор, то происходит изменение уровня совокупного предложения. Графически эта отражается перемещением кривой предложения AS вправо в положение AS , когда предложение увеличивается, и влево из положения AS в AS, когда предложение уменьшается. Уровень цен при этом остается неизменным.
Неценовые факторы совокупного предложения:
1) изменения цен на ресурсы (внутренние и импортные);
2) применяемые технологии;
3) ожидания производителей;
4) изменение налогов и субсидий, правовых норм, структуры рынка, производительности (Производительность = реальный объем выпуска / затраты);
5) изменение продуктивности.
Все эти факторы совокупного предложения проявляются в совокупном виде.
Макроэкономическое равновесие- такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов, пригодных для создания товаров и услуг, и их распределение между различными членами общества сбалансированы.
Основным условием достижения макроэкономического равновесия является равенство между совокупным спросом и совокупным предложением. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.
На рис. кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке.
На рис. кривая совокупного спроса АD пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианском (горизонтальном) отрезке. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объема национального продукта.
Изменения в равновесии. занятости без повышения уровня цен (Р1).
Увеличение совокупного спроса приводит:
а) на кейнсианском (горизонтальном) отрезке – к увеличению реального объема национального производства конечных товаров и услуг, но не затрагивает уровня цен;
б) на классическом (вертикальном) отрезке – к повышению уровня цен, при этом реальный объем национального производства не может выйти за пределы своего уровня “при полной занятости” (Qf);
в) на промежуточном отрезке – к увеличению как реального объема национального производства, так и уровня цен.
Если совокупный спрос уменьшается, у производителей есть два варианта поведения:
- сокращать производство (!!!);
- снижать цены.
В таком случае срабатывает эффект храповика (рис.).
Эффект храповика
Такое "поведение" цен и кривой совокупного предложения объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции. Предприниматель заключает договора на поставку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, которые он не может изменить произвольно в сторону уменьшения. Поэтому даже при снизившемся совокупном спросе он вынужден предлагать свою продукцию по тем ценам, которые установились первоначально, и, чтобы не оказаться в убытке, резко снижает объем производства.
Изменение кривой совокупного предложения:
AS1→AS2 — повышаются цены на ресурсы (инфляция), а объемы реального производства сокращаются;
AS1→AS3 — повышаются объемы реального производства, а цены падают.
Таким образом, анализ простой модели совокупного спроса и совокупного предложения AD-AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом.