Антимонопольная политика в сша
Цель антимонопольной политики в США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию.
Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).
К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:
Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет; штрафа до 1 млн. долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирование компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке.
Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний.
Акт Робинсона-Пэтмана (1936), который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.
Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм:
1) незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие;
2) незаконные на основании правила разумности (духа закона). Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.
К первому виду относятся следующие виды взаимодействий фирм:
• горизонтальное фиксирование цен;
• горизонтальный сговор о доле рынка;
• групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);
• договоренность о взаимных продажах и закупках;
• связанные продажи;
• неправильная информация о товаре.
Ко второму виду можно отнести такие действия, как:
• регулирование цен в рамках вертикальных контрактов;
•отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;
• исключительное право покупки или продажи;
Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.
Горизонтальные слияния и поглощения запрещаются при следующих соотношениях долей двух фирм на рынке (табл. 9.14).
Антиконкурентным считается при индексе Херфиндаля-Хиршмана (HHI) от 1000 до 1800 каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов; при индексе для отрасли более 1800 - сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется.
Таблица 9.14
Запрет слияний и поглощений в США
Поглощающая фирма, % | Поглощаемая фирма, % |
Высококонцентрированные отрасли (CR4>75%) | |
4 и более | |
2 и более | |
1 и более | |
Низкоконцентрированные отрасли (CR4<75%) | |
5 и более | |
4 и более | |
3 и более | |
2 и более | |
1 и более |
Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема возникает в связи с наличием у фирм стимулов к искажению информации в тех случаях, когда трудно проверить качество товара; фирмы выпускают экспериментальные товары; происходят одноразовые продажи изделия или совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера. Во всех подобных ситуациях органы регулирования - государственные (федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры поведения фирмы - объекты регулирования:
• на стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых продуктов и лекарств);
• на стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);
• на гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для товаров длительного пользования);
• на стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом).