Вопрос №1. Особенности формирования спроса и предложения; основные факторы пр-ва
Вопрос №1. Особенности формирования спроса и предложения; основные факторы пр-ва
Рынки факторов пр-ва – сфера тов. оборота таких эк. ресурсов (Р), как естественные Р (земля, недра, водные ресурсы), трудовые Р, произв. Р, инвестиционный капитал).
Поскольку эк. Р поставляют на рынок домашние хоз-ва, а покупают фирмы и гос-во, поэтому ценой эк. Р будет являться тот доход, кот. получает за Р дом. хоз-ва. Ценой естественного Р является рента; цена трудовых Р – это зарплата; цена капитала – процент. Цены на эк. Р формируются на рынке путём взаимодействия спроса и предложения.
Тем не менее, спрос на эк. Р имеет свои особенности:
ü Он носит производный от спроса на готовую продукцию характер.
ü Поскольку эк. Р являются взаимозаменяемыми, постольку величина спроса зависит от цены не только данного Р, но и др. эк. Р.
Рассмотрим поведение конкретной фирмы на рынке Р. Фирма покупает 1 Р. Фирма, приобретая эк. Р, рассчитывает на его определённую отдачу или производительность. Но в силу действия закона убывающей отдачи использование переменного Р при наличии хотя бы одного неизменного фактора или Р приводит к тому, что отдача от использования каждой дополнительной единицы данного Р постепенно уменьшается, поэтому фирма будет привлекать дополнительные эк. Р до тех пор, пока каждая доп. ед. этого Р будет обеспечивать прирост дохода фирмы больше, чем прирост издержек.
Каждая фирма, привлекая доп. ед. Р, сравнивает 2 величины: предельную доходность и предельные издержки Р.
Прирост продукции фирмы в натуральном выражении, обеспеченный увеличением использования эк. ресурса на 1 доп. ед., наз-ся предельным продуктом фирмы.
Прирост дохода фирмы, связанный с увеличением использования эк. Р на 1 доп. ед. Р, наз-ся предельной доходностью Р или доходом от реализации предельного продукта.
Предельная доходность ресурса – MRP;
Предельные издержки ресурса – MRC.
Фирма привлекает эк. Р до той точки, когда MRP=MRC. В условиях совершенной конкуренции предельные издержки равны цене этого Р. Если фирма покупает не один, а несколько Р, она принимает в расчёт цены этих Р, выбирая для себя наилучшую комбинацию использования Р.
Допустим, фирма покупает 2 эк. Р. При этом фирма руководствуется правилом минимизации издержек (где Pa,b – цена). Второе правило, кот. руководствуется фирма, - это правило максимизации прибыли (MRPa = Pa; MRPb = Pb).
Рыночный спрос на эк. Р представляет собой агрегированный спрос всех рыночных субъектов, потребляющих данный Р.
Ограниченность Р следует охарактеризовать как редкость данных Р по отношению к существующей потребности в ресурсах на конкретный период времени.
Вопрос №1. Особенности формирования спроса и предложения; основные факторы пр-ва
Рынки факторов пр-ва – сфера тов. оборота таких эк. ресурсов (Р), как естественные Р (земля, недра, водные ресурсы), трудовые Р, произв. Р, инвестиционный капитал).
Поскольку эк. Р поставляют на рынок домашние хоз-ва, а покупают фирмы и гос-во, поэтому ценой эк. Р будет являться тот доход, кот. получает за Р дом. хоз-ва. Ценой естественного Р является рента; цена трудовых Р – это зарплата; цена капитала – процент. Цены на эк. Р формируются на рынке путём взаимодействия спроса и предложения.
Тем не менее, спрос на эк. Р имеет свои особенности:
ü Он носит производный от спроса на готовую продукцию характер.
ü Поскольку эк. Р являются взаимозаменяемыми, постольку величина спроса зависит от цены не только данного Р, но и др. эк. Р.
Рассмотрим поведение конкретной фирмы на рынке Р. Фирма покупает 1 Р. Фирма, приобретая эк. Р, рассчитывает на его определённую отдачу или производительность. Но в силу действия закона убывающей отдачи использование переменного Р при наличии хотя бы одного неизменного фактора или Р приводит к тому, что отдача от использования каждой дополнительной единицы данного Р постепенно уменьшается, поэтому фирма будет привлекать дополнительные эк. Р до тех пор, пока каждая доп. ед. этого Р будет обеспечивать прирост дохода фирмы больше, чем прирост издержек.
Каждая фирма, привлекая доп. ед. Р, сравнивает 2 величины: предельную доходность и предельные издержки Р.
Прирост продукции фирмы в натуральном выражении, обеспеченный увеличением использования эк. ресурса на 1 доп. ед., наз-ся предельным продуктом фирмы.
Прирост дохода фирмы, связанный с увеличением использования эк. Р на 1 доп. ед. Р, наз-ся предельной доходностью Р или доходом от реализации предельного продукта.
Предельная доходность ресурса – MRP;
Предельные издержки ресурса – MRC.
Фирма привлекает эк. Р до той точки, когда MRP=MRC. В условиях совершенной конкуренции предельные издержки равны цене этого Р. Если фирма покупает не один, а несколько Р, она принимает в расчёт цены этих Р, выбирая для себя наилучшую комбинацию использования Р.
Допустим, фирма покупает 2 эк. Р. При этом фирма руководствуется правилом минимизации издержек (где Pa,b – цена). Второе правило, кот. руководствуется фирма, - это правило максимизации прибыли (MRPa = Pa; MRPb = Pb).
Рыночный спрос на эк. Р представляет собой агрегированный спрос всех рыночных субъектов, потребляющих данный Р.
Ограниченность Р следует охарактеризовать как редкость данных Р по отношению к существующей потребности в ресурсах на конкретный период времени.