Тема 2.3. Защита человека от опасности механического травмирования
Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом; требования, предъявляемые к средствам защиты; основные защитные средства – оградительные устройства, предохранительные устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и др.; обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом; обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования.
Литература:
1 стр. 207-232
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- Об основных методах и средствах защиты от механического травмирования при работе с технологическим оборудованием и инструментом.
Знать:
- Безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом, особенности обеспечения безопасности подъемно-транспортного оборудования.
Для защиты от механического травмирования применяют следующие способы:
- Недоступность для человека опасных объектов;
- Применение устройств, защищающих человека от опасного объекта;
- Применение средств индивидуальной защиты.
Тема 2.4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера
Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные меры защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенности их применения. Методы защиты от статического электричества, молниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопасности герметических систем; предохранительные устройства, контрольно-измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и емкостей.
Литература:
1 стр. 233-251
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- Об основных методах и средствах защиты от опасных факторов комплексного характера.
Знать:
- Методы пожарной защиты на промышленных объектах;
- Методы защиты от статического электричества и молнии;
- Методы обеспечения безопасности герметических систем, работающих под давлением.
Уметь:
- Пользоваться первичными средствами тушения пожара, а именно – огнетушительными химически пенным, углекислотным, порошковым.
РАЗДЕЛ 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности
Тема 3.1. Микроклимат помещений
Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих помещениях.
Литература:
1 стр. 252-268
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- О механизмах теплообмена между человеком и окружающей средой.
Знать:
- Принцип терморегуляции организма человека, параметры микроклимата и их гигиеническое нормирование;
- Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.
Необходимо понять, что обеспечения комфортных условий для трудовой деятельности позволяет повысить качество и производительность труда, обеспечить хорошее самочувствие и сохранения здоровья.
Примеры решения задач
Пример 1.
Какова должна быть производительность общеобменной вентиляции класса, в котором обучаются 20 учеников, если размеры помещения класса 15*10*3 м?
Решение:
Класс периодически проветривается. Объем помещения 450 м3. объем помещения, приходящийся на одного ученика – 22,5 м3. поэтому минимальная производительность вентиляции должна быть 20 м3/(ч. чел.) *20 чел. = 400 м3/ч, т.к. объем помещения, приходящегося на одного человека > 20 м3, поэтому производительность вентиляции должна быть не менее 20 м3/ч на одного человека.
Пример 2.
Каков должен быть минимальный диаметр вентиляционного патрубка для осуществления вентиляции с помощью дефлекторов в указанном классе?
Колледж расположен в Москве.
Решение:
Минимальная производительность вентиляции 400 м3/ч. для расчета используем формулу d=0,0188 м.
где:
L – необходимая производительность вентиляции м3/ч
- средняя скорость ветра для Москвы = 3,4 м/с /2 = 1,7 м/с
тогда
d=0,0188 = 0,3 м = 300 мм. |
где d – диаметр вентиляционного патрубка, м.
Тема 3.2. Освещение
Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения его нормирование. Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчет освещения.
Литература:
1 стр. 268-296
Методические указания
Студенты должны:
Знать:
- требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах;
- методы расчета и контроля освещения, требования к организации освещения на рабочих местах.
Необходимо понять, что освещение исключительно важно для здоровья человека.
С помощью зрения человек получает подавляющую часть информации (около 90%) поступающий из окружающего мира. Нельзя забывать, что также элементы человеческого самочувствия, как душевное состояние или степень усталости, зависят от освещения и цвета окружающих нас предметов.
С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны.
Примеры решения задач
Пример 1.
Определить число светильников для люминесцентных ламп в помещении размером 6*8 м2
Решение:
Число светильников определяем по формуле:
N= |
где: Ен – минимально-допустимое освещаемость согласно нормативу,
Ен = 300 лк (1 стр. 278 таб.4.2.)
S – площадь помещения 6*8 м2
Z – коэффициент неравномерности освещения для люминесцентных ламп, Z = 1,1 (1 стр. 291)
К – коэффициент запаса согласно Снип 23-05-95 принимаем = 1,5
Nр – число принятых рядов светильников, принимаем = 3
Фл – световой поток = 3000 лм (1 стр. 389 таб.3 прил.4) для лампы типа 1Б, мощностью 40 Вт
- коэффициент использования светового потока h = 42% ( 1 стр. 388 таб. 4 прил.4)
Nс = |
Число светильников = 6.