Тема 2.1. Защита человека от физических негативных факторов
Защита от вибрации, шума, инфра и ультразвука. Защита от электромагнитных полей и излучений: защита от переменных электромагнитных полей и излучений, защита от постоянных электрических и магнитных полей, защита от лазерного излучения, защита от инфракрасного (теплового) излучения.
Защита от ионизирующих излучений (радиации). Методы и средства обеспечения электробезопасности.
Литература:
1 стр. 108-163
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- об основных способах защиты от физических негативных факторов.
Знать:
- способы и средства защиты человека от физических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности.
В основном защита человека от физических негативных факторов осуществляется тремя основными методами:
- ограничением времени пребывания в зоне действия физического поля;
- удалением от источника поля и применением средств защиты, из которых наиболее распространены экраны, снижающие уровень физического поля.
Особенностью защиты от инфразвука является следующие мероприятия:
1. Борьба в источнике его возникновения.
2. Повышение быстроходности машин.
3. Устранение низкочастотных вибраций.
4. Применение глушителей реактивного типа.
Для защиты от ультразвука очень эффективной является звукоизоляция и звукопоглощение. Наиболее эффективным методом защиты от лазерного излучения является экранирования.
Для защиты от теплового излучения применяются средства коллективной защиты и средства индивидуальной защиты.
Поражение человека электрическим током возможно только при замыкании электрической цепи через тело человека, как при однофазном, как и двухфазном включении в цепь, а также при контакте человека с нетоковедущими частями оборудования, оказавшимися под напряжением.
К основным электрозащитным средствам относят: изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, диэлектрические перчатки, слесарно-монтажный инструмент, указатели напряжения. К дополнительным ЭЗС относят диэлектрические галоши, коврики, изолирующие подставки.
Примеры решения задач
Пример 1.
Определить уровень радиации на внешней границе зоны сильного заражена через 49 часов после взрыва, если учесть, что уровень радиации на внешней границе через 1 час после взрыва был 100 Р/ч.
Принять, что уровень радиации снижается в 10 раз при семикратном увеличении времени.
Решение:
Уровень радиации через 7 часов составлял 10 Р/ч, а через 49 часов уровень радиации – 1 Р/ч. Зона считается зараженной.
Пример 2.
В районе нахождения разведывательного звена были измерены уровни радиации в 10 ч 30 м Р1= 50 Р/2, в 11 ч 30 м Р2 = 30 Р/2.
Определить время взрыва.
Решение:
1. Интервал между измерениями 1ч.
2. Для отношений уровней радиации Р2/Р1= 30/50 = 0,6 и интервала времени 60 мин. на табл. 12 стр.97 (гражданская оборона, автор В.Г. Атаманюк, 1987 г. изд.)
Находим время с момента взрыва до второго измерения. Оно равно 3 ч. следовательно, взрыв был осуществлен в 8 ч 30 м.
Тема 2.2. Защита человека от химических и биологических негативных факторов
Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, методы и средства очистки воздуха от вредных веществ. Пылеуловители, газоуловители.
Защита от загрязнений водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечение качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.
Литература:
1 стр. 163-207
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- Об основных методах и средствах защиты человека от химических и биологических негативных факторов в сфере будущей профессиональной деятельности.
Знать:
- Способы защиты от загрязнения воздушной среды;
- Способы защиты от загрязнений водной среды;
- Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.
Задачей защиты от химических и биологических негативных факторов является исключение или снижение до допустимых пределов попадания в организм человека вредных веществ и микроорганизмов, контакта с вредными или опасными биологическими объектами.
Вредные вещества и микроорганизма могут попадать в организм человека с вдыхаемым воздухом, питьевой водой. Пищей проникать через кожу. Поэтому задачей защиты является удаление веществ из зоны их образования; минимизация их попадания в воздух, воду, пищу; очистку загрязненного воздуха или воды от них перед попаданием в воздух рабочей зоны, территории, предприятия, биосферу.
Примеры решения задач
Пример 1.
В помещении насосной объемом 400 м3 выделяется 1,2 кг/ч паров растворитель ацетона с ПДК = 200 м2/м3.
Определить количество подаваемого чистого наружного воздуха для разбавления паров ацетона до ПДК, а также определить кратность воздухообмена.
Решение:
L = G / (C пдк - Со) м3/ч (1) F=L/V (2) |
Где: L – расход наружного воздуха, м3/ч
G – количество выделившегося вредного вещества, м2/ч
Cпдк – предельно-допустимая концентрация ацетона по санитарным нормам, м3/ч
Со – содержание вредных веществ в подаваемом воздухе = 0;
К – кратность воздухообмена
V – объем помещения, м3
L = 1200 000 /(200-0) = 6000 м3/ч К = 6 000/400 = 15 т.е. в течение 1 часа воздух заменяется 15 раз |