РАЗДЕЛ 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ А.И.Чучалина
«____»_____________ 2005 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и контрольные задания к контрольной работе
для студентов заочного отделения
Предмет: | Охрана труда |
Специальность | 150411"Монтаж и техническая эксплуатация технического оборудования"; 242401"Химическая технология органических веществ"; 220301 "Автоматизация технологических процессов и производств" |
Разработал Рубцов В.Ф.
Рассмотрено на заседании ПЦК химико-
технологических дисциплин
Протокол № ___ от «___» _____2005 г.
Председатель _______________________
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Охрана труда» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной средой и вопросы защиты от негативных производственных факторов.
Изучение учебной дисциплины достигается формирование у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями ее безопасности.
Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровье человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда.
Основная цель учебной дисциплины «Охрана труда» - вооружить будущих выпускников средних специальных образовательных учреждений теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для:
- Идентификация негативных факторов производственной среды;
- Защита человека от вредных и опасных производственных факторов;
- Создание комфортных условий для трудовой деятельности;
- Обоспечений условий для безопасного труда;
- Оказание первой помощи пострадавшим на производстве.
Учебная дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой подготовки выпускников средних специальных учебных заведений в области безопасности труда. Она базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Чрезвычайные ситуации технического характера изучается студентами в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Учебную дисциплину «Охрана труда» рекомендуется изучать на завершающем этапе формирования специалиста.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
Знать:
- Основные понятия и термины безопасности труда;
- Классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды;
- Действие негативных факторов на человека и их нормирования;
- Источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;
- Методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов, а именно:
- Физических (вибрации, шума, инфра- и ультра- звука, электромагнитных и ионизирующих излучений, механического силового воздействия;
- Химических и биологических;
- Факторов комплексного характера.
Уметь:
- Проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере своей будущей профессиональной деятельности;
- Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда.
Большое внимание в учебной дисциплине уделено обеспечению комфортных условий для трудовой деятельности, а именно:
- Микроклимата помещений;
- Освещения.
Программа учебной дисциплины предусматривает рассмотрение психофизиологических и эргономических основ безопасности труда, видов и условий трудовой деятельности, нормативно-правовых и экономических основ управления охраной труда, оказания первой помощи пострадавшим.
При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда, изучаемые навыки могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности.
Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.
При проведении занятий целесообразно применять технические средства обучения, экскурсии на предприятии, имитационные обучающие игры, в том числе и компьютерные, плакаты и т.д.
Программа учебной дисциплины рассчитана на 36 часов для специальности 242401"Химическая технология органических веществ" и 32 часа для специальности 150411"Монтаж и техническая эксплуатация технического оборудования" (в том числе 8 часов лабораторные и практические занятия).
Для проверки знаний студентов по окончании отдельных разделов рекомендуется рубежный контроль. Итоговая форма контроля – экзамен.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Введение
Основные понятия и терминология безопасности труда
Негативные факторы. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности.
Опасные и вредные производственные факторы.
Риск трудовой деятельности. Понятие травмы, несчастного случая, профессионального заболевания
Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. понятие о производственной санитарии, гигиены труда, производственной безопасности, идентификации опасностей.
Понятие «охрана труда», как система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Литература:
1 стр. 5-14
Методические указания
Студенты должны:
Знать:
- Содержание и задачи учебной дисциплины, ее роль в формировании специалиста, основные понятия, термины и определения в области охраны (безопасности) труда.
Студент должны понять, что охрана труда – это система законодательных актов и различных мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Техника безопасности – это технические методы и средства, обеспечивающие производственную безопасность человека в его трудовой деятельности.
Студенты должны понять, что охрана труда решает такие основные задачи, как разработка соответствующих технических мероприятий и средств защиты от опасных и вредных производственных факторов, а также разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда и управление охраной труда на предприятии.
Методические указания
Студенты должны:
Знать:
- Основные стадии идентификации негативных производственных факторов;
- классификацию опасных и вредных производственных факторов;
- наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве;
- наиболее опасные и вредные виды работ.
К наиболее опасным работам относятся также работы, как транспортировка баллонов со сжатыми газами, емкостей клекотами, щелочами, щелочными металлами.
Ремонтные и профилактические работы на электроустановках и электрических сетях, находящихся под напряжением; работы в емкостях, сосудах, шахтах, колодцах и т.д.
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представления:
- о характеристиках негативных факторов;
- о воздействии негативных факторов на человека;
- о том, что предельно допустимый уровень – это максимальное значение негативного фактора, который за время работы не вызывает у человека каких-либо изменений в организме.
Для химической группы негативных факторов предельно допустимые уровни выступают в виде предельно допустимых концентраций.
Студенты должны:
Знать:
- источники негативных факторов и их воздействие на человека ;
- принципы нормирования и предельно-допустимые уровни негативных факторов.
В производстве широко используется подъемно-траспортное оборудование и машины, которые являются наиболее типичными источниками получения механических травм.
Необходимо понять, что ионизирующее излучение, также как и электромагнитное, не воспринимается органами чувств человека.
Поэтому оно особенно опасно, так как человек не знает, что он подвергался его воздействию. Ионизирующее излучение иначе называют радиацией.
Примеры решения задач
Пример 1.
Какой ток проходит через тело человека при однофазном включении в цепь, если на него надета изолирующая сухая кожаная обувь и стоит на сухом деревянном полу.
Сопротивление пола равно 30 КОм, кожаной обуви 100 КОм, сопротивление человека 1 КОм.
Решение:
Силу определяем по формуле:
J1= Иф/Rn + Rko + R2 (1) А |
Где Иф – фазное наступление = 220 В.
Rn - сопротивление поля, Ом
Rko – сопротивление кожаной обуви, Ом
R2 – сопротивление человека, Ом
J2 = 220/(30 000 + 100 000 + 1000) = 0,00168 = 1,68 МА.
Этот ток близок к пороговому ощутимому.
Пример 2.
Будет ли опасным ток, если при двухфазном прикосновении к токоведущим частям человека окажется под линейным напряжением.
Решение:
Силу тока определяем по формуле:
J2 = Ил/Rчел, где Ил – линейное напряжение = 380 В Rчел – сопротивление человека = 1000 Ом |
J2 = 380/1000 = 0,38 А = 308 мА |
Ток является смертельно опасным.
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- об основных способах защиты от физических негативных факторов.
Знать:
- способы и средства защиты человека от физических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности.
В основном защита человека от физических негативных факторов осуществляется тремя основными методами:
- ограничением времени пребывания в зоне действия физического поля;
- удалением от источника поля и применением средств защиты, из которых наиболее распространены экраны, снижающие уровень физического поля.
Особенностью защиты от инфразвука является следующие мероприятия:
1. Борьба в источнике его возникновения.
2. Повышение быстроходности машин.
3. Устранение низкочастотных вибраций.
4. Применение глушителей реактивного типа.
Для защиты от ультразвука очень эффективной является звукоизоляция и звукопоглощение. Наиболее эффективным методом защиты от лазерного излучения является экранирования.
Для защиты от теплового излучения применяются средства коллективной защиты и средства индивидуальной защиты.
Поражение человека электрическим током возможно только при замыкании электрической цепи через тело человека, как при однофазном, как и двухфазном включении в цепь, а также при контакте человека с нетоковедущими частями оборудования, оказавшимися под напряжением.
К основным электрозащитным средствам относят: изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, диэлектрические перчатки, слесарно-монтажный инструмент, указатели напряжения. К дополнительным ЭЗС относят диэлектрические галоши, коврики, изолирующие подставки.
Примеры решения задач
Пример 1.
Определить уровень радиации на внешней границе зоны сильного заражена через 49 часов после взрыва, если учесть, что уровень радиации на внешней границе через 1 час после взрыва был 100 Р/ч.
Принять, что уровень радиации снижается в 10 раз при семикратном увеличении времени.
Решение:
Уровень радиации через 7 часов составлял 10 Р/ч, а через 49 часов уровень радиации – 1 Р/ч. Зона считается зараженной.
Пример 2.
В районе нахождения разведывательного звена были измерены уровни радиации в 10 ч 30 м Р1= 50 Р/2, в 11 ч 30 м Р2 = 30 Р/2.
Определить время взрыва.
Решение:
1. Интервал между измерениями 1ч.
2. Для отношений уровней радиации Р2/Р1= 30/50 = 0,6 и интервала времени 60 мин. на табл. 12 стр.97 (гражданская оборона, автор В.Г. Атаманюк, 1987 г. изд.)
Находим время с момента взрыва до второго измерения. Оно равно 3 ч. следовательно, взрыв был осуществлен в 8 ч 30 м.
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- Об основных методах и средствах защиты человека от химических и биологических негативных факторов в сфере будущей профессиональной деятельности.
Знать:
- Способы защиты от загрязнения воздушной среды;
- Способы защиты от загрязнений водной среды;
- Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.
Задачей защиты от химических и биологических негативных факторов является исключение или снижение до допустимых пределов попадания в организм человека вредных веществ и микроорганизмов, контакта с вредными или опасными биологическими объектами.
Вредные вещества и микроорганизма могут попадать в организм человека с вдыхаемым воздухом, питьевой водой. Пищей проникать через кожу. Поэтому задачей защиты является удаление веществ из зоны их образования; минимизация их попадания в воздух, воду, пищу; очистку загрязненного воздуха или воды от них перед попаданием в воздух рабочей зоны, территории, предприятия, биосферу.
Примеры решения задач
Пример 1.
В помещении насосной объемом 400 м3 выделяется 1,2 кг/ч паров растворитель ацетона с ПДК = 200 м2/м3.
Определить количество подаваемого чистого наружного воздуха для разбавления паров ацетона до ПДК, а также определить кратность воздухообмена.
Решение:
L = G / (C пдк - Со) м3/ч (1) F=L/V (2) |
Где: L – расход наружного воздуха, м3/ч
G – количество выделившегося вредного вещества, м2/ч
Cпдк – предельно-допустимая концентрация ацетона по санитарным нормам, м3/ч
Со – содержание вредных веществ в подаваемом воздухе = 0;
К – кратность воздухообмена
V – объем помещения, м3
L = 1200 000 /(200-0) = 6000 м3/ч К = 6 000/400 = 15 т.е. в течение 1 часа воздух заменяется 15 раз |
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- Об основных методах и средствах защиты от механического травмирования при работе с технологическим оборудованием и инструментом.
Знать:
- Безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом, особенности обеспечения безопасности подъемно-транспортного оборудования.
Для защиты от механического травмирования применяют следующие способы:
- Недоступность для человека опасных объектов;
- Применение устройств, защищающих человека от опасного объекта;
- Применение средств индивидуальной защиты.
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- Об основных методах и средствах защиты от опасных факторов комплексного характера.
Знать:
- Методы пожарной защиты на промышленных объектах;
- Методы защиты от статического электричества и молнии;
- Методы обеспечения безопасности герметических систем, работающих под давлением.
Уметь:
- Пользоваться первичными средствами тушения пожара, а именно – огнетушительными химически пенным, углекислотным, порошковым.
Методические указания
Студенты должны:
Иметь представление:
- О механизмах теплообмена между человеком и окружающей средой.
Знать:
- Принцип терморегуляции организма человека, параметры микроклимата и их гигиеническое нормирование;
- Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.
Необходимо понять, что обеспечения комфортных условий для трудовой деятельности позволяет повысить качество и производительность труда, обеспечить хорошее самочувствие и сохранения здоровья.
Примеры решения задач
Пример 1.
Какова должна быть производительность общеобменной вентиляции класса, в котором обучаются 20 учеников, если размеры помещения класса 15*10*3 м?
Решение:
Класс периодически проветривается. Объем помещения 450 м3. объем помещения, приходящийся на одного ученика – 22,5 м3. поэтому минимальная производительность вентиляции должна быть 20 м3/(ч. чел.) *20 чел. = 400 м3/ч, т.к. объем помещения, приходящегося на одного человека > 20 м3, поэтому производительность вентиляции должна быть не менее 20 м3/ч на одного человека.
Пример 2.
Каков должен быть минимальный диаметр вентиляционного патрубка для осуществления вентиляции с помощью дефлекторов в указанном классе?
Колледж расположен в Москве.
Решение:
Минимальная производительность вентиляции 400 м3/ч. для расчета используем формулу d=0,0188 м.
где:
L – необходимая производительность вентиляции м3/ч
- средняя скорость ветра для Москвы = 3,4 м/с /2 = 1,7 м/с
тогда
d=0,0188 = 0,3 м = 300 мм. |
где d – диаметр вентиляционного патрубка, м.
Тема 3.2. Освещение
Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения его нормирование. Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчет освещения.
Литература:
1 стр. 268-296
Методические указания
Студенты должны:
Знать:
- требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах;
- методы расчета и контроля освещения, требования к организации освещения на рабочих местах.
Необходимо понять, что освещение исключительно важно для здоровья человека.
С помощью зрения человек получает подавляющую часть информации (около 90%) поступающий из окружающего мира. Нельзя забывать, что также элементы человеческого самочувствия, как душевное состояние или степень усталости, зависят от освещения и цвета окружающих нас предметов.
С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны.
Примеры решения задач
Пример 1.
Определить число светильников для люминесцентных ламп в помещении размером 6*8 м2
Решение:
Число светильников определяем по формуле:
N= |
где: Ен – минимально-допустимое освещаемость согласно нормативу,
Ен = 300 лк (1 стр. 278 таб.4.2.)
S – площадь помещения 6*8 м2
Z – коэффициент неравномерности освещения для люминесцентных ламп, Z = 1,1 (1 стр. 291)
К – коэффициент запаса согласно Снип 23-05-95 принимаем = 1,5
Nр – число принятых рядов светильников, принимаем = 3
Фл – световой поток = 3000 лм (1 стр. 389 таб.3 прил.4) для лампы типа 1Б, мощностью 40 Вт
- коэффициент использования светового потока h = 42% ( 1 стр. 388 таб. 4 прил.4)
Nс = |
Число светильников = 6.
Методические указания
Студент должен:
Иметь представление:
- о психических свойствах человека, влияющих на безопасность.
Знать:
- виды трудовой деятельности;
- общность и различия между физическим и умственным трудом;
- влияние алкоголя на безопасность труда;
- энергетические затраты при различных видах трудовой деятельности;
- способы снижения утомления человека и повышения его работоспособности, способы оценки тяжести и напряженности труда.
Методические указания
Студент должен:
Иметь представление:
- о требованиях к организации рабочего места.
Знать:
- основные антропометрические, сенсорно-моторные и энергетические характеристики человека.
Организация рабочего места человека – оператора, комплексно учитывающее характер деятельности, условия труда, психофизиологические возможности и антропометрические характеристик человека, являются предметом быстроразвивающейся науки – эргономики.
Методические указания
Студент должен:
Знать:
- законодательство о труде;
- систему стандартов безопасности труда;
- систему управления безопасностью труда в РФ;
- систему контроля и надзора за безопасностью труда, составляющие экономического ущерба и принципы их расчета,
- принципы оценки экономической эффективности мероприятий по охране и улучшению условий труда.
Студент должен:
Уметь:
- регистрировать, учитывать несчастные случаи на производстве;
- пользоваться нормативной документацией при решении профессиональных задач на предприятии, контролировать условия труда.
Иметь представление:
- об экономическом ущербе от производственного травматизма и производственных заболеваний;
- о затратах на обеспечение требований охраны труда.
Методические указания
Студент должен:
Знать:
- общие принципы оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
Первая доврачебная помощь пострадавшему имеет важное значение для спасения жизни и последующего восстановления здоровья человека, и каждый человек должен уметь оказывать помощь.
Практическое занятие №1
Средства индивидуальной защиты, органов дыхания. Фильтрующие и изолирующие противогазы, прибор шлем маски.
Тема 2.4.Защита человека от опасных факторов комплексного характера
Практическое занятие № 2
Пожарная защита на производственных объектах. Первичные средства пожаротушения.
РАЗДЕЛ 3.Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности
Тема 3.1.Микроклимат помещений
Лабораторная работа №1
Определение параметров микроклимата.
РАЗДЕЛ 4.Управление безопасностью труда
Тема 4.1.Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда
Практическое занятие №3
Расследование учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма
Практическое занятие № 4
Расчет общего освещения.
Практическое занятие № 5
Расчет защитного заземления в цехах с электроустановками напряжением до 1 000 В.
Контрольные задания
Вариант 1
1. Основные понятия и терминология безопасности труда: рабочее место, негативные факторы, опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности.
2. Регистрация, техническое освидетельствование и испытания сосудов и емкостей, работающих под давлением.
3. Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой.
4. Безопасность эксплуатации газовых компрессоров.
Вариант 2
1. Опасные и вредные производственные факторы. Риск трудовой деятельности. Понятие травмы, несчастного случая, профзаболевания.
2. Обеспечение безопасности герметических систем, работающих под давлением. Предохранительные устройства и контрольно-измерительные приборы.
3. Климат и здоровье человека. Влияние климатических условий на самочувствие человека.
4. Безопасность эксплуатации баллонов, бочек и цистерн для сжатых, сжиженных и растворенных газов.
Вариант 3
1. Безопасность труда, понятие «охрана труда» и техники безопасности, производственной санитарии, идентификация опасностей. Основные задачи, решаемые охраной труда.
2. Молниезащита зданий и сооружений.
3. Терморегуляция организма человека.
4. Общие требования безопасности производственного оборудования. Прочность, надежность, коррозионная стойкость.
Вариант 4
1. Понятие об идентификации опасностей. Основные стадии идентификации опасных и вредных производственных факторов.
2. Защита от статического электричества.
3. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.
4. Технологический регламент, как основа безопасности процесса. Роль автоматизации в обеспечении безопасности технологического процесса.
Вариант 5
1. Классификация опасных и вредных производственных факторов, типичные источники.
2. Первичные средства пожаротушения. Внутренние пожарные краны.
3. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях. Кондиционирование воздуха.
4. Предотвращение образования взрывоопасных концентраций. Фелегматизация. Применение инертных компонентов и вакуума.
Вариант 6
1. Наиболее опасные и вредные виды работы на примышленных предприятиях.
2. Огнетушащие вещества и особенности их применения. Стационарные установки тушения пожара. Спринклирные и дренгельные установки.
3. Освещение, характеристика освещения и свойства среды.
4. Общие требования безопасности технологических процессов.
Вариант 7
1. Опасные механические факторы: механические движения и действия технологического оборудования инструмента.
2. Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные меры противопожарной защиты.
3. Виды освещения и его нормирование. Естественное освещение и искусственное освещение.
4. Работа внутри аппаратов, емкостей, цистерн, колодцев. Меры безопасности.
Вариант 8
1. Подъемно-транспортное оборудование, назначение и применение, основные опасности.
2. Методы и средства защиты для технологического оборудования и инструмента. Оградительные и предохранительные устройства.
3. Искусственные источники света. Лампы накаливания и газоразрядные лампы.
4. Порядок подготовки оборудования к ремонту
Вариант 9
1. Физические негативные факторы: вибрационные колебания, их источники и параметры, воздействие на организм, гигиеническое нормирование.
2. Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования. Регистрация, техническое освидетельствование и испытание ПТМ и ГЗУ.
3. Светильники, типы светильников.
4. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим.
Вариант 10
1. Акустические колебания: звуковые, инфразвуковые, ультразвуковые. Классификация производственного шума, воздействие на организм человека, гигиеническое нормирование.
2. Изолирующие противогазы и самоспасатели. Шланговые противогазы, их назначение и применение.
3. Организация рабочего места для создания комфортных условий.
4. Экономическая эффективность мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Вариант 11
1. Электромагнитные поля и излучения. Основные характеристики электромагнитного поля, их классификация, источники на производстве.
2. Средства индивидуальной защиты человека от химических негативных факторов. Фильтрующие СИЗ.
3. Расчет искусственного и естественного освещения.
4. Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охране труда.
Вариант 12
1. Ионизирующие излучения, основные характеристики. Воздействие радиации на организм человека, гигиеническое нормирование.
2. Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки сточных вод.
3. психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.
4. Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профзаболеваний.
Вариант 13
1. Электрический ток, параметры электрического тока и источники электрической опасности. Категорирование помещений по степени электрической опасности электрической опасности.
2. Каталитическое обезвреживание токсичных газов. Термическое сжигание и окисление. Каталитическая нейтрализация токсичных газов.
3. Психические процессы, определяющие безопасность человека.
4. Экономический механизм управления охраной труда.
Вариант 14
1. Воздействие электрического тока на человека. Электрический удар и местные электротравмы. Факторы, определяющие степень поражения электрическим током.
2. Методы и средства удаления из отходящего воздуха вредных газовых примесей – газоуловители.
3. Психические свойства человека, влияющие на безопасность.
4. Социально-экономическое значение охраны труда, их определение.
Вариант 15
1. Анализ схем включения человека в электрическую цепь. Однофазное и двухфазное включение.
2. методы и средства очистки воздуха от вредных твердых веществ – пылеуловители.
3. Психологическое состояние человека и производственная безопасность.
4. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда.
Вариант 16
1. Химические негативные факторы: классификация химических веществ в зависимости от их практического использования и воздействие на организм человека. Токсикология и токсичность веществ.
2. Механическая вентиляция: общеобменная и местная. Местные отсосы.
3. Виды и условия трудовой деятельности человека.
4. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве. Анализ производственного травматизма.
Вариант 17
1. Вредные вещества и их классификация по степени опасности в зависимости от ПДК и средней смертельной концентрации и дозы.
2. Защита от загрязнений воздушной среды: вентиляция, системы вентиляции, их классификация. Естественная вентиляция. Аэрация.
3. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.
4. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Первоочередные меры и порядок расследования несчастных случаев.
Вариант 18
1. Вредные вещества и их классификация по характеру воздействия на человека, гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в рабочей зоне.
2. Устройства защитного отключения. Основные и дополнительные электрозащитные средства.
3. Классификация условий труда по факторам производственной среды.
4. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.
Вариант 19
1. Опасные факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность – основные сведения о пожаре и взрыве. Понятие о температуре вспышки, воспламенении. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, их характеристика.
2. Методы и средства обеспечения электробезопасности. Защитное заземление и зануление.
3. Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения.
4. Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда.
Вариант 20
1. Основные показатели пожаро и взрывоопасности горючих газов и паров. Причины и источники пожаров.
2. Защита от ионизирующих излучений (радиации) средства индивидуальной защиты.
3. Влияние алкоголя на безопасность труда.
4. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда.
Вариант 21
1. Категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности.
2. Защита от лазерного теплового и ультрафиолетового излучения.
3. Основные психологические причины травматизма.
4. Основные нормативные правовые акты по безопасности труда: система стандартов безопасности труда, гигиенические нормативы, санитарные нормы.
Вариант 22
1. Герметические системы, находящиеся под давлением, их классификация. Окраска трубопроводов и баллонов.
2. Защита от переменных и постоянных электромагнитных полей и излучений.
3. Эргономические основы безопасности труда.
4. Основные законодательные акты по безопасности труда: Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой кодекс РФ.
Вариант 23
1. Причины возникновения опасности герметических систем. Опасности, возникающие при нарушении герметичности.
2. Защита от шума, инфра- и ультразвука. Средства индивидуальной защиты.
3. Антропометрические, сенсорно-моторные и энергетические характеристики человека.
4. Правовые, нормативные основы безопасности труда.
Вариант 24
1. Статическое электричество, его возникновение. Опасные и вредные факторы статического электричества.
2. Защита человека от физических негативных факторов: защита от вибрации. средства индивидуальной защиты.
3. Организация рабочего места оператора.
4. Управление безопасностью труда, основная цель и задачи управления охраной труда.
Литература
Основная:
1. В.А. Девисилов «Безопасность труда (охрана труда) для студентов средних профессиональных учебных заведений. М. Форум-Инфра – М., 2003 г.
2. С.В. Белов, В.А. Девесилов и др.»Безопасность жизнедеятельности» для студентов средних профессиональных учебных заведений. М. Высшая школа, 2002 г.
3. П.П. Кукин, В.Л. Лапин и др. «Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда» для студентов средних профессиональных учебных заведений, М., Высшая школа, 2001 Г.
Дополнительная:
1. Учредитель ООО «Издательский Дом Инфра-М» - «Охрана труда» Библиотека журнала «Трудовое право РФ», М., Инфра-М, 2003 г.
2. В.С. Медведева, А.И. Билинкис «Охрана труда и противопожарная защита в химической промышленности» М, Химия, 1982 г.
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ А.И.Чучалина
«____»_____________ 2005 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и контрольные задания к контрольной работе
для студентов заочного отделения
Предмет: | Охрана труда |
Специальность | 150411"Монтаж и техническая эксплуатация технического оборудования"; 242401"Химическая технология органических веществ"; 220301 "Автоматизация технологических процессов и производств" |
Разработал Рубцов В.Ф.
Рассмотрено на заседании ПЦК химико-
технологических дисциплин
Протокол № ___ от «___» _____2005 г.
Председатель _______________________
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Охрана труда» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной средой и вопросы защиты от негативных производственных факторов.
Изучение учебной дисциплины достигается формирование у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями ее безопасности.
Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровье человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда.
Основная цель учебной дисциплины «Охрана труда» - вооружить будущих выпускников средних специальных образовательных учреждений теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для:
- Идентификация негативных факторов производственной среды;
- Защита человека от вредных и опасных производственных факторов;
- Создание комфортных условий для трудовой деятельности;
- Обоспечений условий для безопасного труда;
- Оказание первой помощи пострадавшим на производстве.
Учебная дисциплина направлена на повышение техниче