Модуль 3. Основы оперативного управления производством
Модуль 3. Основы оперативного управления производством
Организация диспетчерской деятельности для нужд производства.
Для организации и проведения работ по регистрации информации на местах ее появления в цехах, складах (кладовых) создаются пункты сбора информации, на которых осуществляется не только регистрация информации о результатах производственной деятельности цеха, но и производится некоторая предварительная ее обработка.
Диспетчерский контроль и регулирование хода производства осуществляется на основе собранной информации о выполнении производственных программ и заданий. Данные о ходе производства сопоставляются с плановыми, затем анализируются выявленные отклонения и определяются меры по обеспечению равномерного и комплексного выполнения программы выпуска деталей, сборочных единиц и изделий.
Контроль за ходом производства осуществляется диспетчерами цехов предприятия по направлениям: контроль выполнения номенклатурного плана выпуска изделий; контроль комплектующих изделий, контроль межцеховых заделов; контроль оперативной подготовки и обеспечения производства; наблюдение за работой отстающих подразделений и др.
Система диспетчерского регулированияхода производства должна отвечать следующим требованиям:
– опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого она является;
– обеспечивать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;
– осуществлять быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;
– базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.
Вся текущая работа по диспетчерскому руководству производством в масштабе предприятия лежит на службе главного диспетчера, который, в свою очередь, подчиняется заместителю руководителя по производству, и осуществляющей следующие функции:
– контроль хода выполнения производственной программы по основным видам изделий и по стадиям производственного процесса;
– принятие мер по предупреждению перебоев в производстве;
– учет и анализ внутрисменных простоев оборудования;
– учет и контроль обеспечения рабочих мест всем необходимым.
Тема 2. Организация и управление производственной инфраструктурой предприятия.
1. Задачи и основные направления развития ремонтного хозяйства.
2. Организационная структура управления ремонтным производством предприятия.
3. Система технического обслуживания и ремонта оборудования.
4.Особенности энергохозяйства как объекта производственного менеджмента.
5. Организационная структура управления энергохозяйством предприятия.
6. Основы организации управления энергетическим хозяйством
7. Организация и управление производства транспортным обслуживанием.
8. Организация и управление складским хозяйством предприятия.
Планирование и организация ремонтных цехов и служб предприятия
Ремонтные службы и цехи являются важнымиобъектамипроизводственного менеджмента.Это связано с тем, что в процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергаетсяфизическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания.Работоспособность оборудования восстанавливается путем его ремонта. Экономической основой существования ремонта является неравнопрочность деталей и узлов техники. Действительно, экономически необоснованно и технически невозможно изготовить машину, механизмы, агрегат с деталями и узлами с одинаковойпрочностью, равномерностью износа, спримерноравнымисроками службы.
Ремонт(франц. remonter – поправить, пополнить, снова собрать) – совокупность технико–экономических и организационных мероприятий, связанных с поддержанием и частичным (или полным) восстановлением потребительской стоимости основных фондов (средств производства) или предметов общего пользования.Согласно действующимстандартам ремонт – это комплекс операций по восстановлениюисправности или работоспособностиизделий или их составныхчастей. Значение ремонта основных производственных фондов, повышение эффективности его планирования и организации обусловливается следующими важнейшими факторами:
– капитальный ремонт является одним из способов простого воспроизводстваосновных фондов;
– на ремонт основных фондов затрачиваются ежегодно огромные средства;
– ремонтомосновных фондов в стране занята значительная часть трудовыхресурсов;
– затраты на ремонтосновных фондов в себестоимости продукции достигают 10–14%;
– простой техники в ремонте оказывает существенное влияние на конечные результаты деятельности предприятий и организаций;
– удельный вес неисправной техники в разных отраслях материального производства составляет от 4 до 12–15% – это приводит к большим потерям. В ремонте постоянно находится до 40% автомобилей, 25% строительных машин, 10% металлорежущих станков;
– в сфере ремонта занято более трети станочного парка страны. Средства, затрачиваемые на ремонт станка за времяегоработы, превышают стоимость нового в шесть с лишним раз;
– доля ручного труда на ремонте составляет 75–80% против 30% в маши- ностроении;
– ресурс отремонтированной техники не достигает проектных показателей.
В связи с этим задачи организации ремонта оборудования становятся весьма актуальными. Основными задачами ремонтного хозяйства предприятия являются:
– поддержание технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности и его обновление;
– увеличение сроков эксплуатации оборудования без ремонта;
– совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;
– снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологичес- кого оборудования.
Эти задачирешаются путем:
– разработки рациональной системы производственного менеджмента по техническому обслуживанию оборудования в процессе его эксплуатации в целях предупреждения прогрессирующего износа и аварий;
– своевременности качественного планово–предупредительного ремонта оборудования;
– модернизации устаревшего оборудования;
– повышения организационно–технического уровня ремонтного производства.
Это может быть обеспечено на основелогистического подхода к управлению техническим обслуживанием средств производства. Содержание этого подхода заключается в следующем:
– установление определенного порядка выполненияфункциональных обязанностей путем рациональногораспределения работ по исполнителям во времении объемах в установленной последовательности;
– разработка технологической, нормативной и организационно–методической документации, на основе которой функции технического обслуживания увязываются с режимом и графиком работы основных производственных подразделений;
– постоянное соизмерение затрат натехническое обслуживание средств производства с полученнымэкономическим эффектом, в целом по предприятию, за счет увеличения межремонтных периодов работы оборудования и сокращенияего простоев по винеремонтников.
Практические занятия
Рассмотрения вопросов:
1. Задачи и содержание оперативного управления производством.
2. Организация диспетчерской деятельности для нужд производства.
3. Организация и обслуживание рабочих мест
4. Зарубежный опыт оперативного планирования и управления производством и сбытом
5. Задачи и основные направления развития ремонтного хозяйства.
6. . Организационная структура управления ремонтным производством предприятия.
7. .Система технического обслуживания и ремонта оборудования.
8. Особенности энергохозяйства как объекта производственного менеджмента.
9. Организационная структура управления энергохозяйством предприятия.
10. Основы организации управления энергетическим хозяйством
11. Организация и управление производства транспортным обслуживанием.
12. Организация и управление складским хозяйством предприятия.
13. Сущность и задачи управления качеством продукции.
14. Показатели качества и методы их оценки.
15. Функции управления качеством продукции
16. . Организация управления качеством продукции на предприятии.
Тест для самопроверки.
Литература
1. Организация производства: Учеб. для вузов / О.Г. Туровец, В.Н. Попов, Б.Н. Родионов и др.; Под. ред. О.Г. Туровца. – Воронеж, 2003. – 384 с.
2. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: «ПРИОР», 2004. – 384 с.
3. Гинзбург Е.Г., Кац И.Я. Теоретические основы организации промышленного производства. Ярославль, 2007.- 215 с.
4. Котел К. Организация производства на предприятии. М.: Экономика, 2004. – 384 с.
5. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент // Учебник для вузов. М.: Экономика, 2007. – 258 с.
Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. М.: 2006.
8. Букерель Ф, Ланкар Р., Оллье Р., Ксардель Д., Оливье А., Урсе Р. Академия рынка: маркетинг – М.: Экономика. 2003. – 572 с.
9. Васильев В.И. Основы теории систем: конспект лекций. – М.: МГТУ ГА, 2004. – 104 с.
Модуль 3. Основы оперативного управления производством