Тема 2.1. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена
МОДУЛЬ 2. МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 2.1. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).
Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
В целом, рынок – это общественный институт, который соединяет продавцов и покупателей, для совершения сделок купли-продажи товаров, работ, услуг.
Рынок оказывает большое влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
1) информационная. Через меняющиеся цены, ставки рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг;
2) посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга;
3) ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель;
4) регулирующая. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? Для кого? Как производить?
5) санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств. Рынок немыслим без конкуренции (внутриотраслевой и межотраслевой).
Рассмотрим, как функционирует рынок (рис. 2.1)
Рынок ресурсов |
Рынок товаров и услуг |
Фирмы |
Домашние хозяйства |
ресурсы |
расходы |
ресурсы |
доходы |
расходы |
товары и услуги |
товары и услуги |
доходы |
Рисунок 2.1 – Простой кругооборот продукта и капитала
Основными участниками экономической деятельности являются домашние хозяйства и фирмы (предприятия). Множество домашних хозяйств составляет один сектор экономики, а множество фирм – другой. Фирмы производят товары и услуги, используя труд, землю, капитал, предпринимательские способности, производят продукцию и поставляют ее потребителям. Домашние хозяйства выполняют две функции. Во-первых, они являются потребителями, а во-вторых – владельцами и поставщиками факторов производства. Взаимодействие двух секторов экономики происходит на двух основных рынках. На рынке товаров и услуг домашние хозяйства выступают в роли покупателей, а фирмы – продавцов. Домашние хозяйства приобретают товары и услуги, которые производят фирмы. На рынке ресурсов домашние хозяйства предлагают факторы производства, которые приобретают и используют фирмы. Таким образом, экономическая деятельность имеет характер кругового движения.
В рыночной экономике физические потоки (движение производственных ресурсов и готовой продукции) не являются единственными экономическими потоками. Им обязательно соответствуют денежные потоки.
Взаимозависимость двух секторов рыночной экономики показана на рис. 2.1. Внутренние стрелки диаграммы иллюстрируют движение потоков денежных средств. Домашние хозяйства предоставляют ресурсы в обмен на денежные доходы, затем используют эти деньги для покупки товаров и услуг. Так возникает поток расходов. Фирмы используют часть выручки для оплаты факторов производства. Остаток в виде прибыли получают собственники фирм.
Диаграмма кругооборота потоков представляет простейшую модель экономики и имеет упрощенный характер, так как здесь не принимаются во внимание государство и финансовые рынки. Домашние хозяйства могут потреблять не все свои денежные средства, часть средств в виде сбережений они направляют в различные финансовые институты. Тем самым создаются различные финансовые рынки. От финансовых вложений домашние хозяйства получают доходы – проценты и дивиденды. Нормальный кругооборот продукта и капитала обеспечивает возможность выполнения своих экономических функций всеми субъектами экономики.
Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков:
1) рынок рабочей силы;
2) рынок средств производства (инвестиционных ресурсов);
3) потребительский рынок (рынок продовольствия, одежды, мебели и т.д.);
4) финансовый рынок. Обеспечивает подвижность капиталов. Он разделяется на:
а) денежный рынок (рынок краткосрочных кредитных операций, краткосрочных ценных бумаг, валютный, учетный, межбанковский рынки);
б) рынок капиталов (рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг и банковских кредитов);
5) рынок услуг;
6) рынок технологий;
7) рынок духовных благ.
Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков.
Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:
1. Рынок средств производства. Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.
Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.
2. Рынок рабочей силы. Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда.
Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.
3. Рынок капитала и финансов. В движении капитальной стоимости денежная форма ка-питала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.
4. Рынок потребительских товаров. На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.
5. Рынок информационных материалов и информационных услуг. Для рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.
Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении. Информация - это дорогое благо. Вы хотите продать дом по самой высокой цене. Вам надо найти того единственного покупателя, который готов заплатить такую цену. Без посредника не обойтись ни продавцу, ни покупателю. В предполагаемой сделке они оба могут выиграть от его услуг. Посредник сведет их, предоставит в их распоряжение необходимую информацию.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".
В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность национального хозяйства.
Рынок немыслим без конкуренции.
Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.
Таким образом, в развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.
Рисунок 2.2. – Кривая рыночного спроса
Возможно ли нарушение закона спроса? Да.
Впервые ситуация, не соответствующая механизму действия закона спроса, была исследована английским экономистом Робертом Гиффеном во время голода в Ирландии в конце ХIX в. и известна в экономической литературе как «парадокс Гиффена». Сущность парадокса заключается в том, что в ситуации неурожая спрос на картофель, цена на который существенно поднялась, возрастал. Объяснить подобную ситуацию несложно. В повседневной жизни мы часто наблюдаем рост спроса на некоторые продукты питания (например, хлеб) при многократном повышении цен на эти товары (к хлебу можно добавить молоко, крупу низкого сорта). Причина состоит в том, что некоторые товары повседневного спроса потребляются беднейшими слоями населения, повышение цен на эти товары вынуждает постепенно отказываться от потребления всех других видов товаров и покупать тот единственный товар, который позволяет выжить. Не менее интересным представляется «эффект Веблена», который описывает спрос на престижные дорогостоящие товары. По мнению покупателей, обладание такими товарами свидетельствует о высоком социальном статусе. Поэтому если цены на престижные товары начнут снижаться, то спрос на них резко уменьшится, так как со снижением цены теряется смысл иметь теперь уже обыденный, доступный большинству покупателей товар.
Таким образом, отклонение от закона спроса означает нарушение тенденции убывания спроса при росте цен.
На спрос влияют неценовые факторы. Влияние этих факторов на графике приводят к смещению кривой рыночного спроса. Сдвиг кривой влево от D0кD2 означает уменьшение спроса. Если происходит увеличение спроса, кривая спроса сдвигается вправо (от D0кD1)
Рисунок 2.3. - Влияние неценовых факторов на рыночный спрос
К неценовым факторам, влияющим на спрос, относят:
1. Личные вкусы и предпочтения потребителей. Изменение моды, социального или семейного положения, возраст, традиции, но главное, научно-технический прогресс, меняют спрос потребителя.
2. Доходы потребителей. Рост реальных доходов потребителей приводит к росту спроса (кривая сдвигается вправо от исходного положения), и наоборот.
3. Реклама. Хорошо подготовленная реклама какого-либо товара вызывает положительные изменения во вкусах и предпочтениях потребителя.
4. Цены на сопряженные товары.
а) если товары являются взаимозаменяемыми, то повышение цены на товар А, приведет к увеличению спроса на товар B, и наоборот. Например, более дешёвым заменителем сливочного масла, является маргарин. Если цена на сливочное масло будет увеличиваться, то при прочих равных условиях, потребитель будет замещать дорогой товар относительно дешёвым заменителем – маргарином. Спрос на маргарин возрастет.
б) если товары являются взаимодополняемыми, то рост цены на товар А, приведет к сокращению спроса на товар В. Так, при прочих равных условиях, если увеличится цена компьютера, спрос на компьютеры снизиться, но одновременно снизится спрос на программное обеспечение, интернет-услуги, мышки и т.п. (сдвиг кривой спроса влево от исходного положения)
5. Ожидания потребителей. Ожидания потребителей могут быть связаны с инфляционными процессами, с сезонными колебаниями производства и продаж. Например, ожидание распродаж в ближайшем будущем, могут привести к сокращению спроса на товар в данный момент времени. Ожидание роста цен, напротив, будет способствовать увеличению спроса в текущем периоде.
6. Число покупателей на рынке. Увеличение числа потребителей на рынке приводит к увеличению спроса, и наоборот, сокращение числа покупателей приводит к снижению спроса на рынке.
Зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса:
Qd= f (P, I,H,N)
где – величина спроса на i-й товар в определенный период времени (Q – от англ. quantity – количество, D – demand – спрос; Qi – величина спроса);
Pi, Pn – цены всех товаров, включая i-й (P – от англ. price – цена);
I – денежный доход покупателей (income – доход);
H – вкусы и предпочтения покупателей;
N – количество покупателей.
Если все факторы, кроме цены самого товара, постоянны, то есть не изменяются в данный период времени, то величина спроса на товар зависит только от цены этого товара:
Qd= f (P)
Мы уже выяснили, что возможны отклонения от закона спроса. Это значит, что спрос на разные товары по-разному реагирует на изменение цены.
Степень реакции спроса на изменение цены называется эластичностью спроса по цене или ценовой эластичностью.
Эластичность спроса по цене оценивается с помощью коэффициента эластичности (Ep):
Ep = процентное изменение объема спроса / процентное изменение цены
или
Ep = | ΔQd | : | Δ P |
Qd | P |
где Δ Qd – абсолютное изменение величину спроса, шт.
Qd - средняя величина спроса, шт.
ΔP – абсолютное изменение цены, ден. ед.
Р – средняя цена товара, ден. ед.
В зависимости от значения коэффициента эластичности принято выделять пять типов эластичности спроса:
1) абсолютно неэластичный спрос (Ep = 0). Изменение цены не вызовет изменений в объемах спроса. Это крайний случай, наблюдается на товары первой необходимости. Например, больной диабетом ежедневно нуждается в инсулине, поэтому при прочих равных условиях он будет его приобретать независимо от уровня цены на инсулин.
2) неэластичный спрос (0 < Ep < 1). Неэластичный спрос означает, что если цена товара изменится хотя бы на 1%, объем спроса изменится меньше чем на 1%, то есть реакция спроса на изменение цены будет слабая. Неэластичный спрос наблюдается на товары первой необходимости: хлеб, коммунальные услуги, услуги общественного транспорта, электроэнергия, бензин, ритуальные услуги и т.п.
3) спрос единичной эластичности (Ep = 1). Если цена товара изменится хотя бы на 1%, объем спроса изменится тоже на 1%,. Например, спрос на бытовую технику.
4) эластичный спрос (Ep > 1). Если цена товара изменится хотя бы на 1%, объем спроса изменится больше чем на 1%. Реакция спроса на изменение цены значительная. Например, спрос на овощи, фрукты, дорогие виды одежды и обуви.
5) абсолютно эластичный спрос (Ep = ∞ ). Цена стабильна, а объем спроса может варьироваться. Абсолютно эластичный спрос является крайним случаем. Может наблюдаться на рынках совершенной (чистой) конкуренции, когда огромная конкуренция на рынке обеспечивает стабильный уровень цен.
Кроме ценовой эластичности, принято выделять эластичность спроса по доходу и перекрёстную эластичность.
Эластичность спроса по доходу отражает степень реакции спроса на изменение доходов потребителей.
Перекрестная эластичность спроса показывает степень реакции спроса на изменение цен на сопряженные товары.
Таким образом, спрос находится под влиянием множества факторов. Все их учесть очень сложно, но выделить главные вполне возможно.
Рисунок 2.4. – Кривая рыночного предложения
Таким образом, изменение цены приводит к изменению объема предложения, что на графике выражается перемещением по кривой предложения.
Кроме цены, на предложение воздействуют и другие факторы. Действие неценовых факторов на графике (рис. 2.5.) выражается в виде сдвига кривой предложения. Увеличение предложения выражается в виде сдвига кривой вправо от S0 до S1. Уменьшение предложения товара на рынке выражается в виде перемещения кривой влево от S0 до S2.
Рисунок 2.5. – Изменение предложения под влиянием неценовых факторов
К неценовым факторам, влияющим на предложение, относят следующие факторы:
1. Цены на ресурсы (издержки производства). Рост издержек производства приводит к сокращению предложения, и наоборот.
2. Характер применяемой технологии. Применение новых технологий способствует росту предложения (кривая предложения перемещается вправо)
3. Налоги и субсидии. Снижение налогов и увеличение субсидий приведет к увеличению предложения, и наоборот.
4. Цены на другие товары. Например, фермеры производят куриное мясо. Если на рынке повышается цены на индюшачье мясо, фермеры с целью получения большей прибыли, сократят производство курятины и начнут производство более прибыльной продукции. Предложение куриного мяса на рынке при прочих равных условиях снизится.
5. Ожидание производителя. Ожидания производителей могут быть связаны с возможным изменение налоговых ставок, субсидий, процентных ставок, изменением экономический политики государства и т.п.
6. Число производителей на рынке. Усиление конкуренции на рынке приводит к увеличению предложения данного товара на рынке. И наоборот, сокращение числа производителей приведет к сокращению предложения (сдвиг кривой Sвлево)
Функцию предложения можно представить следующим образом:
Qs= f (P , Pr , K , T , N , B)
где P - цена товара;
Pr – цена ресурсов;
K – характер применяемой технологии;
T - налоги и субсидии;
N – количество продавцов на рынке;
B – прочие факторы.
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент и оценивается с помощью коэффициента эластичности предложения (Es) :
Es = процентное изменение объема предложения / процентное изменение цены
или
Es = | Δ Qs | : | Δ P |
Qs | P |
где Δ Qs – абсолютное изменение величины предложения, шт.
Qs - средняя величина предложения, шт.
ΔP – абсолютное изменение цены, ден. ед.
Р – средняя цена товара, ден. ед.
В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения принято выделять пять типов его эластичности:
1) абсолютно неэластичное предложение (Es = 0). Изменение цены не вызовет изменений в объемах предложения. Это крайний случай, наблюдается в мгновенном периоде, когда производитель не может изменить количество факторов производства (количество людей, машин и оборудования, производственных площадей, технологии)
2) неэластичное предложение (0 < Es< 1). Неэластичный спрос означает, что если цена товара изменится хотя бы на 1%, объем предложения изменится меньше чем на 1%, то есть реакция предложения на изменение цены будет слабая.
3) предложение единичной эластичности (Es = 1). Если цена товара изменится хотя бы на 1%, объем предложения изменится тоже на 1%,.
4) эластичное предложение (Es> 1). Если цена товара изменится хотя бы на 1%, объем предложения изменится больше чем на 1%.
5) абсолютно эластичное предложение (Es = ∞ ). Цена стабильна, а объем предложение может варьироваться. Абсолютно эластичное предложение является крайним случаем и наблюдается в долгосрочном периоде, когда производитель может изменить и размер производственных площадей, и уровень технологии, и количество машин и оборудования. В итоге производитель способен удовлетворить любой спрос на товар независимо от цены.
Таким образом, на эластичность предложения значительно влияет фактор времени.
1. Кратчайший (мгновенный) период. В кратчайшем периоде производитель не может изменить количество ресурсов, используемых в производственном процессе. Предложение совершенно неэластично Es=0, то есть повышение спроса приводит к повышению цен, но оно не отражается на величине предложения.
2. Краткосрочный период. В краткосрочном периоде часть факторов производства остается неизменной (технология, производственные площади и т.п.), а часть факторов производства является переменной величиной. Производитель приспосабливается к изменениям спроса, изменяя количество рабочей силы, сырья и материалов. Предложение становится более эластичным. Повышение спроса приводит не только к росту цен, но и к повышению объема предложения.
3. Долгосрочный период. Предложение абсолютно эластичное. Увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном изменении цены.
Рисунок 2.6. - Рыночное равновесие
Главным координатором на рынке выступает цена равновесия. Покупатели и продавцы стремятся купить или продать товар по равновесной рыночной цене.
Рыночные условия постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения. Нарушение рыночного равновесия всегда происходит, если, во-первых, средние продажные цены отклоняются от равновесных или, во-вторых, происходит изменение спроса или предложения. В результате линии спроса или предложения сдвигаются. Однако под действием рыночных сил сложившаяся на рынке цена будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.
Рассмотрим ситуацию, в условиях которой цена на рынке превышает равновесную. На рис.2.6 этой ситуации будет соответствовать цена P2> PE . По цене P2 объем предложения составит Qs2, а объем спроса Qd2. Величина спроса по цене P2 значительно меньше равновесной (Qd2< QE). Число желающих продать товар по цене P2 значительно больше, объем предложения увеличится до Qs2. Происходит затоваривание рынка нереализованной продукцией (Qs2> Qd2). Так возникает избыток предложения – ситуация, когда величина предложения по существующей цене превышает величину спроса.
Обнаружив нераспроданную продукцию, продавцы начнут постепенно снижать цену, производители – сокращать производство. Объем продаж достигнет равновесного уровня, будет соответствовать сложившемуся спросу на данный товар. Равновесие на рынке восстановится.
Противоположная ситуация возникает, если рыночная цена ниже цены равновесия. Купить товар по более низкой цене – заветная мечта покупателя. Величина спроса резко возрастает (Qd1> QE). На рынке образуется дефицит, равный разнице (Qd1 – Qs1). Избыток спроса – ситуация, когда величина спроса при данной цене превышает величину предложения. Производители начнут повышать цену до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения. На рынке установится равновесие на уровне цены PE.
В условиях рыночного равновесия на рынке всегда присутствует определенная группа покупателе и группа продавцов, которые выигрывают от сложившейся ситуации на рынке (рис. 2.7.)
Рисунок 2.7. – Излишек производителя и излишек потребителя
На рынке есть группа производителей и потребителей, которые выигрывают от установления рыночной цены. Некоторые потребители могли бы приобретать товар по более высокой цене (Р’) , но цена установилась на более низком уровне (P0) . Следовательно, потребители получают излишек (экономию).
Аналогично, некоторые производители могли бы производить и продавать товар по цене ниже равновесного уровня (P’’), получая нормальную прибыль, но цена установилась более высокая (P0). В результате производитель получает излишек прибыли (сверхприбыль).
Рассмотрим на примере, как устанавливается на рынке равновесие и как под влиянием вмешательства государства происходит его нарушение.
Пример 1:
Спрос и предложение фирмы на рынке описывается уравнениями:
Определите параметры рыночного равновесия до и после введения налога для потребителей в размере 5 у.е./шт.
Решение
Равновесие на рынке устанавливается при следующих условиях:
Необходимо определить Q0 и P0 (до введения налога) и Q0’ и P0’ (после введения налога).
А) Найдем равновесную цену и равновесный объем производства до введения налога:
100 – 2р = - 20 + 2р
- 2р – 2р = - 20 – 100
- 4р = - 120
Р0 = 30 ден. ед.
Для расчета равновесного выпуска продукции нужно равновесную цену подставить в уравнение спроса или в уравнение предложения:
Q0 = 100 - 2∙30 = 40 шт.
или
Q0 = - 20+ 2∙30 = 40 шт.
Б) Найдем равновесную цену и равновесный объем производства после введения налога для потребителей. Налог вводится для потребителей, то есть он будет включен в цену товара. Следовательно, он изменит спрос на товар. Новое уравнение спроса имеет вид:
Qd = 100 – 2 (р +5) = 100 – 2р – 10 = 90 – 2р
Уравнение предложения не изменится.
Найдем точку рыночного равновесия:
90 – 2р = - 20 + 3р
- 2р – 3 р = - 20 – 90
- 5 р = - 110
Р0’= 27,5ден. ед.
Равновесный объем производства равен:
Q0’ = 90 - 2∙27,5 = 35 шт.
или
Q0’ = - 20 + 2∙27,5 = 35 шт.
Таким образом, на рынке установится новое рыночное равновесие (рис. 2.8.)
Рисунок 2.8. - Влияние введения налога для потребителей на рыночный спрос и рыночное предложение
В результате введения налога для потребителя равновесная цена и равновесный объём производства снизятся.
Пример 2
Кривая спроса и предложения описываются уравнениями:
Правительство вводит налог для производителей в размере Tпроизв.=15 у.е./шт.
Необходимо определить параметры равновесия до и после введения налога.
А) Найдем равновесную цену и равновесный объем производства до введения налога:
400 – р = 100 + 2р
- р – 2р = 100 - 400
- 3р = - 300
Р0 = 100 ден. ед.
Для расчета равновесного выпуска продукции нужно равновесную цену подставить в уравнение спроса или в уравнение предложения:
Q0 = 400 - 100 = 300 шт.
или
Q0 = 100 + 2∙100 = 300 шт.
Б) Найдем равновесную цену и равновесный объем производства после введения налога для производителя. Налог вводится для производителя, то есть доход производителя (р) с каждой единицы товара будет уменьшен на 15 ден. ед. Следовательно, налогповлияет на предложение товара. Новое уравнение предложения имеет вид:
Qs = 100 + 2 (р- 15) = 100 + 2р – 30 = 70+ 2р
Уравнение спроса не изменится.
Найдем точку рыночного равновесия:
70 + 2р = 400– р
2р +р = 400 – 70
3р = 330
Р0’ = 110ден. ед.
Равновесный объем производства равен:
Q0’ = 400 - 110 = 290 шт.
или
Q0’ = 70 + 2∙110 = 290 шт.
Таким образом, на рынке установится новое рыночное равновесие (рис. 2.9.)
Рисунок 2.9. - Влияние введения налога для производителей на рыночный спрос и рыночное предложение
В результате повышения налогов для производителей рыночная цена увеличится на 10 ден. ед., а объем производства сократится до 290 шт.
Изменяя величину налогов для потребителей государство способно в определенной степени управлять рыночным спросом и предложением. Так, увеличивая налог для потребителей, может сдерживать спрос и стабилизировать уровень цен на рынке. Увеличивая налог для некоторых производителей, государство может сдерживать производство одних товаром и стимулировать производство других, снижая налоги и вводя субсидии.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое рынок?
2. Какие функции выполняет рынок?
3. Дайте характеристику различным видам рынка.
4. Что такое рынок совершенной конкуренции? Какие признаки для него характерны?
5. В чем преимущества рынка совершенной конкуренции?
6. Какие рынки относятся к рынкам несовершенной конкуренции?
7. Какие признаки характерны для монополии и олигополии?
8. Какие признаки характерны для рынка монополистической конкуренции?
9. Как происходит кругооборот продукта и капитала? Как функционирует рынок?
10. Кто является субъектами рыночных отношений?
11. Что такое спрос? Как действует закон спроса?
12. Чем объяснить отрицательную зависимость объема спроса от рыночной цены?
13. Какие неценовые факторы влияют на спрос?
14. Что такое предложения? Как действует закон предложения?
15. Какие неценовые факторы влияют на предложение?
16. Что такое рыночное равновесие, и при каких условиях оно устанавливается?
17. По каким причинам на рынке возникает избыток (перепроизводство) товаров? Как происходит установление рыночного равновесия?
18. Что приводит к возникновению дефицита товара на рынке? Как рынок возвращается в точку равновесия?
19. Что такое излишек производителя и излишек производителя?
Практические задания
Решите следующие задачи. Представьте аналитическое и графическое решение задачи (см. примеры решения задач).
1. Как изменится равновесная цена и равновесный объем производства на рынке автоперевозок при прочих равных условиях, если произойдет резкое снижение стоимости проезда по железной дороге. Проиллюстрируйте ситуацию на графике.
2. Спрос и предложение на товар описываются уравнениями:
Qd= 180- 2P
Qs= 60 + 4P
Определите цену равновесия и равновесный объем на рынке. Изобразите ситуацию на графике.
3. Как повлияют ниже перечисленные факторы на рыночный спрос на интернет- услуги:
А) Рост цен на компьютеры
Б) Снижение подоходного налога
В) Снижение реальных доходов.
Каждую ситуацию изобразите на графика.
4. Как изменится равновесная цена и равновесный объем производства на рынке авиаперевозок при прочих равных условиях, если произойдет рост цен на топливо (керосин). Проиллюстрируйте ситуацию на графике.
5. Спрос и предложение на товар описываются уравнениями:
Qd= 50 - P
Qs= 10 + P
Определите цену равновесия и равновесный объем на рынке. Изобразите ситуацию на графике.
6. Как изменится равновесная цена и равновесный объем производства картофеля, если повысится его урожайность? Проиллюстрируйте ситуацию на графике.
7. Спрос и предложение на товар описываются уравнениями:
Qd= 120 - 2P
Qs= 60 + 3P
Определите цену равновесия и равновесный объем на рынке. Изобразите ситуацию на графике
8. Как повлияют ниже перечисленные факторы, при прочих равных на предложение говядины:
А) Рост цены на взаимозаменяемый товар (свинину).
Б) Ожидание снижения налога на прибыль.
В) Рост цен на комбикорм.
Каждую ситуацию, изобразите в виде графика.
9. Кривая спроса и предложения описываются уравнениями:
Qd= 380 - 2P
Qs= 100 + 2P
Правительство вводит субсидию для производителей в размере 5 у.е./шт.
Необходимо определить параметры равновесия до и после введения субсидии.
10. Кривая спроса и предложения описываются уравнениями:
Qd = 80 - 2P
Qs= 50 + P
Правительство вводит налог для производителей в размере 6 у.е./шт.
Необходимо определить параметры равновесия до и после введения налога.
11. Определите тип ценовой эластичности спроса по следующим данным:
Цена за единицу товара | Объем спроса, ед. |
Насколько изменится выручка фирмы в результате роста цен?
12. Коэффициент эластичности спроса по цене равен 0,5. Определите, насколько изменится объем спроса и объем выручки фирмы, если цена снизится на 2%. Определите тип эластичности спроса.
<